Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 07:43, реферат
Родился в 1894 году в Аксуской волости Павлодарского уезда Семипалатинской области в семье бедного скотовода Донентая Жаналина из казахского племени Аргын. Отец поэта Донентай, владевший мусульманской грамотой, сам обучал сына азбуке. А когда Сабит научился читать по слогам, отец отдал его аульному мулле Мухаммед-Садыку. Затем Сабит учится в Маралдинском татарском медресе некоего Джалелетдина и в медресе Касымкажи Ертыспаева в ауле Кулатая.
САБИТ ДОНЕНТАЕВ
(1894-1933)
Сабит Донентаев принадлежит к старшему поколению казахских советских писателей, как талантливый поэт-сатирик, литератор, журналист.
Родился в 1894 году в Аксуской волости Павлодарского уезда Семипалатинской области в семье бедного скотовода Донентая Жаналина из казахского племени Аргын. Отец поэта Донентай, владевший мусульманской грамотой, сам обучал сына азбуке. А когда Сабит научился читать по слогам, отец отдал его аульному мулле Мухаммед-Садыку. Затем Сабит учится в Маралдинском татарском медресе некоего Джалелетдина и в медресе Касымкажи Ертыспаева в ауле Кулатая. В свободное от занятий время он изучает русский язык, пробует свои силы в поэтическом творчестве. В медресе Сабит много читает. Он следит за газетами и журналами на татарском и казахском языках, знакомится с произведениями Абая Кунанбаева и Габдуллы Тукая, с баснями Крылова, переводами восточной классики и образцами казахского фольклора. В эти же годы (1911-1912) начинает писать сам.
С. Донентаев отличался среди своих родственников, друзей не только сочинительским мастерством, но и спокойным характером, сдержанностью, умом.
В 1913—1916-х гг. С. Донентаев работал учителем в аульной школе Павлодарского уезда, рабочим на строительстве железной дороги Экибастуза, почтальоном и одновременно сотрудничает в журнале «Айқап», где работал тогда Султанмахмут Торайгыров. Ряд произведений С. Донентаева был опубликован в газете «Қазақ». А в 1915 г. в Уфе вышел первый сборник его стихотворений «Уақ-түйек» («Мелочи»). Поэт быстро приобретает известность среди казахских читателей.
В эти годы он поднимает культурно-просветительские проблемы на селе. После установления советской власти по рекомендации уездного Ревкома, он становится председателем народного суда Павлодарского уезда в Баян-ауле.
В 1916 году, согласно царскому указу о мобилизации казахов на тыловые работы, работал на Экибастузских шахтах, затем был призван на прифронтовую полосу в Прибалтику, на окопные работы под Ригой. После Февральской революции 1917 года был демобилизован.
Возвратившись на родину, поэт поступает на курсы по подготовке учителей в г. Семипалатинске. Здесь он попадает под влияние буржуазных националистов. Но талантливый поэт, искренне любящий свой народ, быстро понимает свои ошибки. Он переходит на сторону борцов за новую жизнь, активно участвует в советизации казахских аулов.
Поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию, где учились такие видные сыны казахского народа, как Жусупбек Аймауытов, Мухтар Ауэзов, Шакен Айманов. Февральскую революцию поэт поддерживал полностью, присоединяется к национальному движению под руководством партии «Алаш». После Октябрьской революции, Сабит Донентаев поддерживает революционное движение, в своих стихах призывает к строительству новой жизни, надеется на коренное изменение уклада жизни народа. Учительствует в аульных школах, занимаясь просвещением. Участвует в организации партийной ячейки (ВКП(б))в Баян-ауле. Работает народным судьей Баян-аула, где его вскоре сменяет Каныш Сатпаев.
Сабит Донентаев – один из первых талантливых журналистов Павлодарского Прииртышья. В 1923 году по приглашению редакции газеты «Қазақ тілі» (нынешняя «Семей таны») и Семипалатинского губернского исполнительского комитета он прибывает в г. Семипалатинск. Здесь возобновляется его активная журналистская деятельность. В течение 10 лет работает в редакции семипалатинской газеты «Қазақ тілі», пишет статьи и фельетоны, отвечает на письма, готовит разнообразные материалы по вопросам сельского хозяйства, культуры, положения женщин. В эти годы писателем было создано множество стихотворений и рассказов, печатал их в газете под псевдонимом «Жетім», «Жанас», «СП». В эти годы редакция газеты и казахский педагогический техникум были местом общения казахской интеллигенции. При Казпедтехникуме силами студентов была организована труппа «Ес-аймақ», которая ставила на сцене пьесы С. Сейфуллина, М. Ауэзова, А. Маргулана.
С. Донентаев был близок к молодым, его слово было руководством к действию молодых: и в постановке пьес и в организации литературных вечеров. Был духовным наставником начинающих в то время поэтов, наших земляков Самата Нуржанова, Дихана Абилева и других.
Творческий путь С.Донентаева можно разделить на два периода: дореволюционный и послереволюционный.
Стихи первого периода – по преимуществу просветительские. Поэт призывал:
Преданно, честно народу служи
Доброю славою дорожи…
Учись терпеливо достойно жить,
Своей головою не дорожить!
(«Современнику», пер. А.Брагина)
Первые стихи и басни Донентаев написал еще до революции. В них поэт выражал свое недовольство существующими в казахской степи порядками, выступал против жестокости, хитрости, лицемерия баев и чиновников. Он считал их главными виновниками нищеты и несчастья трудового народа. Поэтому поэт призывал смело выступать против них, стремиться к свободе, справедливости, лучшей жизни. С интересом ждали читатели каждую басню поэта. Они находили в них ответы на животрепещущие вопросы времени.
В 1913 году, в журнале «Айкап» выходят первые стихи Донентаева «Моя мечта». В 1915 году, в городе Уфе издается сборник стихотворений Донентаева «Мелочи», который принес автору известность.
Во многих стихах, написанных до 1917 г., С.Донентаев изображал жизнь казахского аула («К шестой годовщине Казахстана», «Наши достижения», «Наш колхоз получил премию», «Новый аул» и др.). В стихотворении («К шестой годовщине Казахстана» поэт показал судьбу бывшего батрака Абена, которого «аул, за честность почитая, единодушно выдвинул в Совет», а в стихотворении «Свободная Айша» создал образ раскрепощенной жещины-казашки. В стихотворении «Кому принадлежит наш заман» он писал:
Власть тому достается, кто силой велик,
У кого-примечайте! - когти и клык.
В 20 - гг. поэт написал сатирические стихотворения «Бай и комсомолец», «Мулла Жакен» и др., в которых высмеивал баев, мулл, спекулянтов. Мастер короткого сюжетного стиха, он умел в лаконичной форме показать острые конфликты, раскрыть характеры людей.
В 1935 году был издан второй сборник произведений, а в 1958 году осуществлено академическое издание однотомника на казахском и русском языках. Под влиянием Крылова, поэт пишет басни, такие как «Жаворонок», «Серый кобель», «Два козла», «Отравившийся ядом волк», «Ненасытная собака» и тд. Читая басни Донентаева, смеешься над жадной и завистливой собакой, над глупыми и потешными козлами. Но понятно, что, описывая животных, поэт высмеивает человеческие пороки и недостатки. В заключительной части своих произведений автор выражает свое отношение к действиям героев. Эта часть называется моралью басни.
Среди стихов поэта наиболее известны «Высокая гора», «Кому принадлежит наше время», «Мысли», в которых поэт говорит о нелегкой доле простого народа, размышляет о несправедливости жизни и власть имущих. В стихотворении «Абаю», Донентаев обращается к основоположеннику казахской современной литературы, сравнивая его с «дорогим алмазом». Ряд стихотворений поэта призывает молодежь «поднимать родной народ и вести вперед». После революции многие стихи Донентаева посвящены горькой доле женщины-казашки, борьбе за права женщин, отмене калыма, равенство богатых и бедных. К таким относятся стихотворения «Свободная Айша», «Азат вырос», «Девушка Жамиля».
Подлинный расцвет творчества Донентаева начинается после Великой Октябрьской революции. Он пишет стихи о новой жизни, о трудовом народе – строителе нового общества, прославляющие Февральскую и Октябрьскую революции, причем значимость Февральской революции поэт считал выше. Это видно из стихотворения «К 10-летию Февраля». Много произведений посвящено В.И.Ленину («Вождю», «В.И. Ленину» и др).
Он к счастью звал, к величью новых дел
И цвет зари на знамени алел.
И заняла почетные места
На всенародном сборе беднота.
Ушел от нас он, но его призыв
В народном сердце вечно будет жив.
(«Незыбываемое», пер.А.Брагина)
Самым крупным прозаическим произведением Донентаева является повесть «Коркемтай», повествующая о нелегкой судьбе мальчика-сироты.
Сабит Донентаев сыграл значительную роль в развитии казахской демократической литературы и был одним из видных представителей национальной литературы советского периода.
Донентаеву не суждено было увидеть сданный своими руками в редакцию сборник стихов, вышедший в 1935 году. Поэт умер 23 мая 1933 года в г. Семипалатинске после тяжелой болезни.
Многогранная деятельность видного литератора была прервана в расцвете его сил и творчества. Путь, который он прошел в жизни и литературе, является вдохновляющим примером верного служения Отчизне, а разностороннее творчество Сабита как поэта, прозаика, сатирика и журналиста представляют собой богатое наследие, живой источник познания и вдохновения.
Имя Сабита Донентаева носит средняя школа в селе Курколь, на территории которой ему установлен бюст. Также бюст установлен в школьном Зале славы.
Имя Донентаева присвоено одному из сёл сельского округа имени М. Омарова
Имя Донентаева носит улица в городе Аксу.
Решением акима сельского округа имя Сабита Донентаева присвоено одной из улиц села имени М. Омарова.
Слава в веках
Бюст Сабита Донентаева во дворе школы
Бюст Сабита Донентаева в школьном Зале славы
Список используемой литературы:
1. Абылкасымов К.А., Зорина Л.В. Казахская литература: учебник-хрестоматия.- Алматы: Рауан, 1996.- 49-51.
2. Писатели Павлодарского Прииртышья: био-библиографический указатель.- Павлодар, 1970.- С.32-34.
3. Павлодарское Прииртышье. Энциклопедия.- Алматы: “Эверо», 2003.- С.233-234
4. Эльконина Ф.И. Казахская литература: рек. указатель. М., «Книга», 1973 – С.33-35.