Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:25, реферат
Биография и произведение Есенина.
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября по старому стилю) 1895 года в селе Константинове, Рязанской губернии, в семье крестьянина Александра Никитича Есенина. Родители поэта долгое время жили врозь, и поэтому в детстве Сергей Есенин около шести лет воспитывался в доме деде и бабки по маминой линии. Есенин с любовью вспоминал об этом суровом, но добром к нему человеке «умудренном книжностью», который в зимние вечера пел ему старинные песни, «рассказывал библию и священную историю». Запомнилась и поэту бабка, знавшая множество сказок, «которые слушают и знают все крестьянские дети». «Детство прошло среди полей и степей». «В детстве Я рос, дыша атмосферой народной жизни » - писал о себе поэт. Едва научившись читать и писать, ещё девятилетним мальчиком Есенин потихоньку от озорных сверстников у костра в ночном или за рыбной ловлей на Оке огрызком карандаша записывал первые стихотворные строки. Учился Есенин в сельской начальной школе (1904—1909),а затем в закрытой второклассной учительской школе церковно-семинарского типа в Спас - Клепиках, в тридцати километрах от Константинова (1909— 1912). Там он подружился с сыном крестьянина Гришей Панфиловым, оказавшим большое влияние на его духовное развитие. Весной 1912 года Есенин приезжает в Москву. Его отец в то время работал приказчиком на Щипке в лавке замоскворецкого купца Крылова. Хозяин согласился взять сына приказчика в контору при лавке. На юношу, приехавшего из деревни с тетрадями стихов и поэм, пахнуло той торгашеской атмосферой, которая когда-то так угнетала Кольцова в Воронеже. Из чувства протеста Сергей Есенин отказался вставать, как остальные служащие, когда в лавку входила хозяйка. Возник разлад, и юноша ушел не только из лавки, но временно и от отца. Годы проведенные в Москве, имели большое значение в жизни поэта. В поисках дороги в литературу крестьянский юноша Есенин вошел в известный московский литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, и избирается в редакционную комиссию. Пребывание Есенина в Суриковском кружке расширило его представление о жизни, вызвало новые интересы, углубило их демократическую направленность. Однако вскоре, почувствовав ограниченность этой среды, Есенин стремится продолжить свое образование и поступает в Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского, благотворителя, который ставил своей целью сделать высшее образование доступным для широких демократических слоев. Полтора года Есенин обучается на историка - философском отделении, в программу которого входили такие предметы, как политическая экономия, теория права, история новой философии, общая история. Одновременно растет его поэтическая активность, в журналах все чаще появляются стихи, главным образом о русской природе («Береза», «Черемуха», «Проша» и др.) 9 марта 1915 года Есенин приезжает в Петроград и сразу же посещает Блока, читает ему свои стихи. Эта встреча навсегда врезалась в память Есенина; позже он писал, что Блок научил его «Лиричности». В одном из своих писем Блок назвал Есенина «талантливым крестьянским поэтом». Он почти сразу же получает высокую оценку со стороны, и других поэтов столичной элиты таких как 3. Гиппиус, С. Городецкого. Осенью 1915 года он входит в литературную группу "Краса" и литературно-художественное общество "Страда", ставшие первым символическим объединением поэтов, по определению Есенина, "крестьянской купницы" (новокрестьянских). В первой половине 1916 года Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд №143. Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Федоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете. Новый этап развития Есенина связан с Петроградским периодом жизни. Первые поэтические опыты пробуждаются рано. Есенину было двадцать лет, когда появилась первая книга стихов, как бы подводившая итого ранним его поискам, - сборник «Радуница». Он вышел в начале 1916 года. Слово «радуница» взято из религиозного лексикона. С этим названием связаны многие стихи книги, навеянные религиозными представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам деда, по урокам закона божьего в Спас-Клепиковской школе. Несомненно, здесь примешивалось и Клюевское влияние. Для таких стихотворений характерно использование христианской символики, но поэта интересует не сам по себе тот или иной религиозный сюжет. В первом сборнике обнаружилось одно из сильнейших качеств Есенинской лирики – глубокое чувство любви к Родине. Образ родины предстает прежде всего в картинах родного пейзажа, исполненных в нежных, романтических приподнятых красках. Поэт видит полевую Россию в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами, с малиновыми закатами и морозными звездными ночами. Он умеет передать не только красоту и богатство русской природы, но и мироощущение, сыновнюю любовь русского человека к своей земле. В 1918 году в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень", подтвердившая талант Есенина как самобытного поэта крестьянской России. Живая поэзия Есенина воплощает красоту мира во всех ее проявлениях. Ему был присущ феноменальный дар тонко воспринимать едва ощутимые состояния и неуловимо ускользающие мгновения бытия природы. Поэт слышал и "звон надломленной осоки", и то, как "нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров". Образами природы у Есенина пронизана и любовная лирика. Женские образы в его поэзиях кажутся прямым порождением мира идеальной мечты, и тем не менее обладают чертами соблазнительной земной, полнокровной жизни. Таково, например, стихотворение "Не бродить, не мять в кустах багряных..." (1916); неземная красота его героини созвучна лучшим образцам классической любовной лирики. Однако в раннем творчестве Есенина есть произведение в котором прозвучала тема социального неравенства и крестьянского бунта. Эта была повесть «Яр» (1915). В ней содержались картины убийства крестьянами помещика, расправы над взбунтовавшимися мужиками. В начале 20-х годов в творчестве Есенина происходит весьма заметные перемены, причины которых лежат в самой советской действительности. К этому времени уже совершенно отчетливо определились результаты новой экономической политики. И особенно значительны они были в области взаимоотношений между городом и деревней. В 20-е годы лозунг «смычки» между городом и деревней становится одним из самых популярных в стране, он входит в сознание народа как одно из основных условий самого существования советского государства. Начиная с 1917 года путь Есенина становится все более противоречивым. Во вневременный, гармонически цельный мир Есенинской Руси вторгается теперь история. Об этом говорят уже сами заглавия новых книг поэта: "Преображение" (1918), "Пугачев" (1922), "Песнь о великом походе" (1925), "Русь советская" (1925). И лирика, и образ лирического героя, и сам облик поэта резко меняются, приходит поэзия "бунта". Есенин принимает участие в двух сборниках "Скифы" (1917, второй помечен 1918 г.), выпущенных ориентирующейся на левых эсеров одноименной литературной группой, вдохновляемой идеологом мистического, мессианского социализма Р. В. Ивановым-Разумником. Есенин и Н. Клюев превозносятся им как поэты-пророки "России будущего". В стихах Есенина появляется мотив вызова старой патриархальной России (поэма "Инония", 1918). Есенин отказывается от Христа, проклинает Китеж и Радонеж — как символы святой Руси и грозится "выщипать" Богу бороду и "вылизать" на иконах "Лики мучеников и святых". Большую роль сыграла
заграничная поездка Есенина. 1923-1925 годы были самыми плодотворными в творчестве Есенина. Он обретает более устойчивую позицию в оценке советской действительности. В стихотворении «Русь уходящая» (1924) поэт без тени сожаления говорит о том старом, что отмирает и уходит в прошлое в советской деревне, и противопоставляет ему нарождающееся новое. Еще более отчетливо и категорично эта тема звучит в стихотворении «Русь советская» (1924). Поездки в родное село, происшедшие перемены в нем приводят поэта к раздумьям о собственном творчестве. Есенин испытывает острое и горькое чувство обиды за то, что в родных местах он «словно иностранец», «как пилигрим угрюмый». Ему даже кажется, что его «поэзия здесь больше не нужна». Есенин, который во многом отказался от своих прошлых взглядов и настроений, чувствовал в 1924-1925 гг. необходимость по – новому сказать о революции, не так, как говорил о ней в своих поэмах 1918-1919 гг., написанных в духе Христианской символики. В 1924 году он пишет «Песнь о великом походе» - поэму о защите Петрограда от белогвардейских полчищ Юденича. В этом произведении ярко выразилось то новое, что стало особенно характерным для творчества Есенина последних лет. Сохраняя свою привязанность к исконно – русскому, поэт сочетает ее с не менее глубокой привязанностью к новой революционной эпохи. Национальная основа поэмы ощущается во всем; в тематике, ритмике, лексике, образной системе. Есенина все более увлекает историко-революционная тематика. Он пишет «Балладу о двадцати шести», посвященную Бакинским комиссарам, небольшую поэму «36» о политических ссыльных, борцах против самодержавия. Так Есенин «на расстоянье» увидел то «большое», что совершалось в ходе революции. Так много волновавший его вопрос о судьбах крестьянской России получает конкретно-историческое разрешение. Самым крупным и значительным произведением на эту большую тему является его поэма «Анна Снегина » (1925). Поэма «Анна Снегина» - лучшее и самое убедительное опровержение ошибочных суждений критиков, будто стихи Есенина о советской действительности лишены лиризма. Она говорит о том, что поэт не только полностью сохранил, но и намного улучшил свое лирическое дарование. Поэма дает развитие лирической темы в созвучии с общественными думами и чувствами автора, и это было движение в том же направлении, в котором развивалась лирика Маяковского. В последние три года жизни Есенина явно привлекает и так называемая философская лирика, которую точнее можно определить как лирику житейских раздумий. В эту пору Есенин много размышляет над жизнью. Он критически оценивает свое прошлое, учитывает опыт пережитого, задумывается над будущим. Поэт был прав, когда говорил о том что его лирика жива одной большой любовью к Родине. Любовь к Родине, к национальным истокам нашла выражение не только в содержании произведений, но и в характере поэтического мышления поэта, в художественной форме его произведения. Это прежде всего обнаруживается в глубокой внутренней связи его поэзии с народным устно поэтическим творчеством. Как и в народном творчестве, у Есенина почти пейзажных стихов, но в то же время и нет стихотворений, в которых бы так или иначе не ощущалась связь с миром природы. Поэт постоянно обращается к образам природы в тех случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем месте в прошлом, настоящем и будущем. Нередко в его стихах природа настолько сливается с человеком, что сама оказывается как бы отражением каких-то человеческих чувств, а человек в свою очередь, предстает как частица природы. У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Трудно назвать другого русского поэта, у которого краски сыграли бы такую же большую роль, как в творчестве Есенина. Часто мы встречаемся в поэзии Есенина с синим и голубыми цветами. Это не просто индивидуальная привязанность поэта к таким краскам. Сергей Есенин – один из величайших русских поэтов, развивающих замечательную и своеобразную традицию русского стиха – напевность. Лирика Есенина целиком пронизана песенной стихией. «Засосал меня песенный плен», - писал о себе поэт, подчеркивая эту особенность своих произведений. «Степным пеньем» назвал поэт свое творчество. В последние годы жизни поэта все теснее становились его связи с советской литературой. Есенин стремился ближе стать к советским читателям, жить единой жизнью с ними. Когда в 1924 года группа крупнейших советских писателей «попутчиков» обратились с письмом в центральный комитет партии, Есенин также подписал это письмо, в котором, в частности, говорилось: «Писатели советской России, мы убеждены, что наш писательский труд и нужен, и полезен ей». Вместе с тем Есенина не переставали тревожить беспокойные, мучительные мысли. Рядом с произведениями, в которых Есенин, выражал стремление понять новую эпоху, найти в ней свое место, в его стихах последнего года жизни звучат и мотивы осуждения неправильно прожитой жизни. Расшатанное здоровье заставило Есенина лечь на излечение в больницу для нервнобольных. Трагическим свидетельством тяжелого угнетенного состояния поэта является его поэма «черный человек». Это разговор Есенина с мрачным пришельцем, который имеет страшную власть над поэтом. Он смеется над ним, издевается над его стихами – никому не нужной «дохлой мушкой», гнусавит, «над усопшим монах». Страх и тоска охватывают поэта, он не в силах оказать ему сопротивление. «Черный человек» двойник поэта, он живет в нем, и его нельзя уничтожить, не убив себя. Так наступало предвестие конца. Пытаясь вырваться из этого мрачного состояния, Есенин решает резко переменить обстановку – он переезжает в Ленинград, забрав вещи и рукописи, но, будучи не в силах справиться с самим собой, кончает самоубийством 27 декабря 1925 года в гостинице "Англетер". Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище. Трагическая смерть, безусловно, была связана с внутренним неуравновешенным состоянием поэта, которое было непосредственной причиной его гибели. Но тогда уже стало понятным и другое: смерть поэта – это не мгновенная катастрофа. Русская литература прошлого проявила не мало усилий для разрешения вопроса о «Власти земли» над крестьянином в условиях социальной несправедливости. Есенин-первый крестьянский поэт, сделавший попытку внутренне преодолеть эту «власть земли». Его опыт не прошел бесследно в советской поэзии, его, несомненно учитывали многие поэты. Значение творчества Есенина для советской поэзии было понятно далеко не сразу. Многие современники поэта вообще отрицали его, пустив в обиход оскорбительное слов «есенинщина», подразумевая под ним пессимизм, упадочничество, аморальность. Лишь немногие по достоинству сумели тогда оценить талант Есенина. Поэзия Есенина не только не утратила своего эстетического и идейно нравственного значения для современности, но и обрела свою силу. Многие советские поэты, высоко оценивали поэтическое наследие Есенина, брали на вооружение его творческие достижения. Лирика Есенина противостоит разного рода формалистическим экспериментам, бессмысленной игре словами и звуками, тем поэтическим шарадам и ребусам, которыми порою увлекаются некоторые поэты. Демократическая, народная сущность лирики Есенина теснейшим образом связана с традициями русской поэзии. Есенину было незнакомо чувство национальной исключительности. Он мечтал о том времени, «когда пройдет вражда племен», когда «людская речь в один язык сольется». И в тоже время у поэта было сильно развито национальное чувство. В 20-е годы поэзия Есенина объективно противостояла пренебрежению к русской классике, которое наблюдалась у некоторой части литераторов и у целых литературных групп. Творчество Есенина учило и учит дорожить традициями национального искусства. Всепоглощающая забота о судьбах народных, о счастье родины, пристальное внимание Есенина к устному поэтическому творчеству и до сегодняшнего дня являются поучительным примером для советских поэтов. |
Тема: Сергей Александрович Есенин
Введение:
План:
Заключение:
Есенин прожил всего тридцать лет. Но след оставленный им в советской поэзии, настолько глубок, что его не стерли не усилия некоторых глухих и слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которые ощутимо давала о себе знать инерция недоверчивого отношения к поэту. Его поэзия всегда жила в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит своими корнями в толщу народной жизни, питается ее соками, растет из ее глубин. Есенин отличается такой силой искренности и непосредственности чувств, такой напряженностью нравственных поисков и такой чисто человеческой неповторимостью, что говорить о его сложном и противоречивом творчестве совершенно невозможно без учета его биографии, его жизненного пути.
Особенно важное значение для понимания мировоззрения и поэтического мышления поэта имеют те условия, в которых формировалась его творческая личность.
Список использованной литературы: