Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 09:19, биография
Федор Иванович Шаляпин родился в феврале 1873 г. в Казани. Его отец, мелкий чиновник, служил архивариусом в уездной земской управе. Детство Шаляпина было бедным и голодным. Образование он получил самое непритязательное — закончил (да и то с трудом) местное приходское училище. Отец устроил его писцом вначале в уездную земскую управу, затем к ростовщику и наконец — в судебную палату.
Шаляпин
Федор Иванович
Шаляпин
Федор Иванович
13
февраля 1873 года – 12
апреля 1938 года
История жизни
Федор Иванович Шаляпин родился
в феврале 1873 г. в Казани. Его отец,
мелкий чиновник, служил архивариусом
в уездной земской управе. Детство
Шаляпина было бедным и голодным. Образование
он получил самое непритязательное
— закончил (да и то с трудом) местное приходское
училище. Отец устроил его писцом вначале
в уездную земскую управу, затем к ростовщику
и наконец — в судебную палату. Однако
ни в одном из этих мест Шаляпин не держался.
К тому же писарское дело ему не нравилось.
Призвание свое он шел совсем в другом.
Сосед научил его азам нотной грамоты.
После этого Шаляпин, обладавший от природы
красивым дискантом, начал петь в церковном
слободском хоре. Его заметили, стали приглашать
в другие церкви, петь на свадьбах и похоронах,
потом взяли в архиерейский хор в Спасском
монастыре. Когда голос стал ломаться,
пение пришлось оставить. Некоторое время
Шаляпин работал писцом в консистории,
а в 1890 г. ему удалось устроиться в уфимскую
оперную труппу Семенова-Самаринского
(к этому времени голос же вернулся, но
только не дискант, а баритон).
Первой вещью, исполненной Шаляпиным на
сцене, была хоровая партия комической
опере «Певец из Палермо». Затем он с удивительной
быстротой тал овладевать репертуаром.
Помимо хоровых ему стали поручать сольные
партии. Когда сезон кончился, Шаляпин
присоединился к малороссийской бродячей
труппе Деркача. Объехав города Урала
и Поволжья, труппа отправилась в Среднюю
Азию, потом в Баку. Здесь в 1892 г. Шаляпин
вступил во французскую оперно-опереточную
труппу Лассаля, но успел выступить только
в нескольких спектаклях. Труппа распалась.
Оставшись без денег, Шаляпин добрался
до Тифлиса и перебивался здесь некоторое
время случайными заработками. Потом устроился
писцом в управление Закавказской железной
дороги. Вскоре им заинтересовался знаменитый
тифлисский учитель пения Усатов (в прошлом
известный оперный певец). Почувствовав
в молодом Шаляпине огромный талант, он
взялся учить его, притом совершенно бесплатно.
Он сделал даже больше: добыл для ученика
через знакомых маленькую стипендию и
безвозмездно кормил его обедами, обучая
одновременно за столом хорошим манерам.
В дальнейшем Шаляпин называл Усатова
своим единственным педагогом и всю жизнь
хранил о нем самые теплые воспоминания.
Учение его шло успешно. Через несколько
месяцев он уже публично выступал в концертах,
организуемых тифлисским Музыкальным
кружком. Его имя стало известно, и он получил
приглашение в тифлисский оперный театр.
Таким образом, в 1893 г. Шаляпин впервые
попал на профессиональную сцену. Репертуар
театра был огромен. За один сезон Шаляпину
пришлось разучить двенадцать партий
из различных опер. Справиться с этим он
смог лишь благодаря своему исключительному
таланту. Публика оценила его сразу и по
достоинству. Особенно великолепен был
Шаляпин в роли Мельника из «Русалки»
и Тонио из «Паяцев». В 1894 г., собрав достаточно
денег, Шаляпин поехал искать счастья
в Москву. Попасть в Большой театр, как
он предполагал сначала, ему не удалось,
но его взяли в оперную труппу Петросьяна,
которую набирали для петербургского
театра «Аркадия» в Новой деревне. Шаляпин
поехал в столицу. Через два месяца театр
Петросьяна прогорел. Шаляпин не хотел
уезжать из Петербурга и вступил в товарищество
оперных певцов Панаевского театра. Дела
его шли неплохо, и столичные театралы
вскоре стали отмечать талант Шаляпина.
В начале 1895 г. им заинтересовалась дирекция
Мариинского театра. После прослушивания
в феврале был заключен контракт на три
года — Шаляпин оказался на императорской
сцене.
Первый год он выступал на вторых ролях.
Только под конец сезона, в апреле 1896 г.,
заменяя заболевшего баса, Шаляпин обратил
на себя внимание исполнением партии Мельника
в «Русалке». Огромный успех у публики
и благоприятные отзывы прессы сразу сделали
Шаляпина известным. Летом он получил
приглашение поехать в Нижний Новгород,
чтобы выступать во время Нижегородской
ярмарки в частной оперной труппе известного
русского миллионера и мецената Саввы
Мамонтова. В эту пору Мамонтов приступил
к воплощению своей давней мечты: он хотел
создать чисто русский оперный театр.
Не считаясь ни с какими затратами, он
выписал из столицы лучших певцов и музыкантов,
заказал художникам роскошные декорации
и костюмы.
Все предприятие было организовано с исключительным
размахом, так что затмило даже постановки
императорских театров. Правда, с коммерческой
точки зрения первый сезон не оправдал
себя — спектакли шли в полупустом зале,
убытки Мамонтова достигали 30 тысяч. Но
это его не охладило. Осенью он послал
Шаляпину предложение бросить казенную
сцену и перейти в его оперу, которая начинала
тогда свои выступления в Москве. Условия
были более чем приличные: Шаляпину предлагался
круглогодичный оклад в 600 рублей в месяц
(втрое больше, чем он получал в Мариинке).
Кроме того, Мамонтов выплатил дирекции
неустойку в 3600 рублей. Шаляпин согласился
без колебаний. Судьба его вновь резко
переменилась, и, надо сказать, этот крутой
поворот имел для него огромное значение.
Именно в частной опере Мамонтова его
феноменальный оперный и драматический
талант развернулся во всю свою мощь. Условия
для этого были очень благоприятные. По
воспоминаниям Шаляпина, Мамонтов сказал
ему: «Феденька, вы можете делать в этом
театре все, что хотите! Если вам нужны
костюмы, скажите, и будут костюмы. Если
нужно поставить новую оперу, поставим
оперу!» «Все это одело мою душу в одежды
праздничные, — писал Шаляпин, — и впервые
в жизни я почувствовал себя свободным,
сильным, способным победить все препятствия».
Действительно, Мамонтову удалось собрать
вокруг себя много талантливых и горячо
сочувствующих его начинанию людей. Дирижером
в частной опере был Рахманинов, художниками
— Коровин, Поленов, Врубель, Левитан,
Серов, Васнецов, режиссером вместе с самим
Мамонтовым — Лентовский; среди артистов
видим, кроме Шаляпина, Рожанского, Цветкову,
Ростовцеву, Забелу. Целью создания Частной
оперы была пропаганда творений «Могучей
кучки» (Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова),
произведения которых были тогда не в
чести на казенных сценах. Они и составили
основу репертуара оперы Мамонтова.
Дебют Шаляпина в Москве состоялся в конце
сентября 1896 г. Он исполнял партию Сусанина
в опере Глинки. Пресса сразу отметила
его недюжинное дарование. Через несколько
дней он исполнял в «Фаусте» партию Мефистофеля
и заслужил громкий успех. Через два месяца
его имя уже было на устах у всех московских
театралов. Но подлинная слава пришла
к Шаляпину в конце года, когда Мамонтов
поставил «Псковитянку» Римского-Корсакова.
Шаляпин впервые выступал здесь в партии
Ивана Грозного. Опера эта прежде почти
не ставилась, предшественников в исполнении
своей роли Шаляпин не имел. Он работал
над ней с редким воодушевлением и позже
говорил, что это была первая вещь, в которой
он по-настоящему нашел себя. Несмотря
на многие шероховатости спектакля в целом,
великолепная игра Шаляпина обеспечила
восторженный успех.
Сезон 1897/98 г.г. был отмечен новыми удачами
Шаляпина, который исполнял партии Досифая
в «Хованщине» Мусоргского и Варяжского
гостя в «Садко» Римского-Корсакова. В
следующем сезоне его популярность была
подкреплена блестящим исполнением роли
Олоферна в «Юдифи» и Сальери в «Моцарте
и Сальери». Подлинно шекспировских высот
достиг Шаляпин в роли Бориса Годунова
в одноименной опере Мусоргского. Музыкальный
критик Энгель писал вскоре после премьеры:
«Начиная с грима и кончая каждой позой,
каждой музыкальной интонацией, это было
нечто поразительно живое, выпуклое, яркое.
Перед нами был царь величавый, чадолюбивый,
пекущийся о народе и все-таки роковым
образом идущий по наклонной плоскости
к гибели благодаря совершенному преступлению,
словом, тот Борис Годунов, который создан
Пушкиным и музыкально воссоздан Мусоргским».
Можно сказать, что с появлением в его
репертуаре партии Годунова Шаляпин был
единодушно признан первым оперным певцом
России. Дирекция императорских театров,
недавно так легко расставшаяся с ним,
теперь не жалела средств для того, чтобы
вновь заполучить Шаляпина на свою сцену.
Осенью 1899 г. Шаляпин подписал трехлетний
контракт с Большим театром, который обязался
заплатить ему в первый год 9000 рублей,
во второй — 10 000, а в третий — 11 000. Пребывание
в Частной труппе можно считать одним
из ключевых эпизодов в биографии Шаляпина,
важном для него не только в творческом,
но и в личном плане (летом 1898 г. он женился
на артистке мамонтовского театра, итальянской
танцовщице Иоле Тарнаги).
Первое же появление Шаляпина на сцене
Большого было встречено бесконечными
громовыми аплодисментами. Оно превратилось
в сплошной триумф, какого, по словам современников,
давно не видели стены этого театра. Критики
писали о том, что явление Шаляпина огромно
по своему значению, поскольку символизирует
собой завершение длительного и сложного
процесса создания русской национальной
оперы. И это в самом деле было так. Очарованная
успехом Шаляпина дирекция стала одно
за другим вводить в репертуар те произведения,
в которых Шаляпин добивался наибольшего
успеха. В 1901 г. Большой театр поставил
«Бориса Годунова», «Псковитянку», «Моцарта
и Сальери» — все те вещи, которые прежде
высокомерно отвергались казенной сценой.
После того как в них блеснул Шаляпин,
они уже казались признанной классикой,
ни в чем не уступавшей европейским оперным
шедеврам.
В те же годы начала расти европейская
слава Шаляпина. В 1900 г. он получил приглашение
от Миланского театра La Scala исполнить партию
Мефистофеля в одноименной опере Бойото,
причем дирекция согласилась выплатить
ему за десять выступлений огромную сумму
— 15 000 франков. К этим первым в его жизни
зарубежным гастролям Шаляпин готовился
с большой тщательностью: занимался итальянским
языком, много размышлял над образом и
костюмом Мефистофеля. Его выступление
16 марта 1901 г. произвело на взыскательных
миланских театралов то же впечатление,
что и на московскую публику — уже первая
его ария вызвала бурю аплодисментов.
Затем с каждой картиной восторг публики
все возрастал и вылился под конец представления
в безудержный шквал оваций. Признание
итальянской публики стоило многого —
на следующий день Шаляпин проснулся мировой
знаменитостью. После этого он почти каждый
год отправлялся в зарубежные гастроли,
выступал в Монте-Карло и Ницце.
И в дальнейшем, по мере того как росла
его слава, Шаляпин все больше времени
отдавал гастролям, которые в коммерческом
отношении были гораз до выгоднее, чем
выступления по контракту. В 1907 г. дирекции
императорских театров стоило больших
усилий заключить с ним договор. В конце
концов, он согласился спеть за сезон 27
спектаклей в Петербурге и Москве за вознаграждение
в 50 тысяч рублей. Остальное время он предполагал
посвятить выступлениям за границей. В
мае того же года Дягилев в первый раз
организовал в Париже выступление русских
артистов под названием «Русские сезоны
за границей». Цикл концертов впервые
по-настоящему познакомил парижан с русской
музыкальной культурой. Французская пресса
восторженно писала тогда о музыке России
и ее представителях. Особый успех выпал
на долю Шаляпина. В 1908 г. Дягилев привез
в Париж целый оперный спектакль — «Бориса
Годунова» с Шаляпиным в заглавной партии.
В те же годы Шаляпин впервые выступает
в Берлине, Нью-Йорке и Буэнос-Айресе. В
Милане он участвует в опере «Борис Годунов»
на итальянском языке. Вообще, благодаря
Шаляпину русские оперы, и в особенности
произведения Мусоргского, быстро вошли
в репертуар зарубежных театров и стали
достоянием мирового оперного искусства.
Но и сам Шаляпин не оставался в стороне
от европейских веяний. С конца 1900-х г.г.
едва ли можно говорить о нем как об исключительно
русском оперном певце — он принадлежал
уже мировой культуре. Большая часть его
выступлений теперь проходит за рубежом.
Специально для Шаляпина французский
композитор Массне пишет в 1910 г. оперу
«Дон Кихот». Произведение это было более
чем посредственным, но Шаляпин, вдохновленный
Сервантесом, сумел внести в свою роль
огромный внутренний трагизм. И в дальнейшем
Дон Кихот оставался одной из лучших его
ролей. С большим успехом исполнял он партию
Дон Базилио в «Севильском цирюльнике»
и короля Филиппа в «Дон Карлосе».
С началом Первой мировой войны гастроли
Шаляпина прекратились. Вплоть до 1920 г.
он безвыездно прожил в России. Но и в эти
годы его артистическая деятельность
была очень интенсивной. В 1916 г. он окончательно
ушел с казенной сцены, выступал в антрепризе
Аксарина и Частной опере Зимина. Очень
часто он давал безвозмездные концерты
в пользу раненых. Февральскую и Октябрьскую
революции Шаляпин встретил благожелательно.
В апреле 1918 г. он вернулся в Мариинский
театр, который перестал быть императорским.
В это время театр переживал тяжелый кризис.
Многие артисты, притом наиболее талантливые,
эмигрировали из страны. Былая театральная
публика ушла в небытие. Большую часть
постановок пришлось снять с репертуара,
остальные давались при полупустом зале.
Чтобы привлечь нового зрителя, приходилось
большую часть билетов распространять
бесплатно. Тем не менее, Шаляпин работал
с большим воодушевлением. Имя его было
популярно, и спектакли с его участием
обычно собирали гораздо больше зрителей.
В ноябре 1918 г. постановлением Совнаркома
ему было присуждено звание народного
артиста. В 1919 г. Шаляпин вошел в состав
дирекции театра и фактически стал его
художественным руководителем. Так же
как и Станиславскому, ему пришлось выдержать
жесткие нападки пролеткультовцев, относивших
оперу к махровым пережиткам прошлого.
Они требовали распустить труппы Мариинского,
Александрийского и Михайловского театров,
а здания и весь театральный реквизит
передать самодеятельным рабочим кружкам
и их объединениям. До таких крайностей,
впрочем, не дошло. Шаляпин ездил в Москву
и встречался с Лениным. В результате было
решено образовать ассоциацию академических
театров и сохранить за ними все принадлежащее
им имущество. Вскоре появился соответствующий
декрет, подписанный Лениным и Луначарским.
С 1920 г. возобновились зарубежные гастроли
Шаляпина. После многолетнего отсутствия
его концерты в Европе и Америке имели
триумфальный успех. Огромные гонорары,
выплачиваемые за каждое выступление,
конечно, не шли ни в какое сравнение с
теми, что он получал в голодном Петрограде.
Это обстоятельство, по-видимому, стало
одной из причин его нежелания возвращаться
в Россию. В апреле 1922 г. Шаляпин на короткое
время приехал в Петроград и в последний
раз выступил в «Борисе Годунове». Через
несколько дней он вновь отправился на
гастроли, из которых в Россию уже не вернулся.
Шаляпин осел во Франции. В Париже у него
была огромная квартира, занимавшая весь
этаж дома, возле Биарицца — большое имение.
Однако он проводил здесь мало времени.
Последние шестнадцать лет его жизни прошли
в непрерывных гастролях по всем частям
света. Он находил абсолютное признание
на всех континентах и во всех странах,
куда его забрасывала судьба. Только в
СССР он не приезжал никогда. В 1927 г. советское
правительство лишило его звания народного
артиста. Как раз в это время князь Церетели
образовал в Париже Русскую оперу из русских
актеров-эмигрантов. Шаляпин принял в
ней участие. Состав труппы был очень сильным,
и долгое время Русская опера имела репутацию
одного из лучших оперных театров Европы.
В 1932 г. Шаляпин снялся в звуковом фильме
«Дон Кихот», который обошел затем экраны
кинотеатров многих стран и стал заметным
явлением киноискусства. Мировая слава
Шаляпина с годами становилась все большей.
Несмотря на высокую цену билетов его
выступления всегда проходили при полном
зале. Число даваемых им каждый год концертов
было огромно. Между тем начиная с 1936 г.
здоровье Шаляпина стало быстро разрушаться.
Летом 1937 г. врачи определили у него болезнь
сердца и эфизему легких. За несколько
месяцев из крепкого мужчины он превратился
в старика. В начале 1938 г. появились признаки
злокачественного малокровия, а в апреле
Шаляпин скончался от лейкемии.