Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Коррекционная педагогика".
Вопрос 1. Понятие и разделы специальной педагогики
1. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств.
2. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.
Термин "дефектология" происходит от лат. (недостаток) и греч. (слово, учение).
Основные области дефектологии:
• сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих, глухонемых и слабослышащих);
• тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и); олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых)
• логопедия (теория и практика преодоления нарушений развитие речи).
Становление и научное оформление дефектологии связано с развитием педологии, обогатившей педагогику концепция всестороннего изучения развивающейся личности ребенка.
3.
Коррекционная педагогика — отрасль
педагогической науки, разрабатывающая
теоретические основы, принципы, методы"
и средства образования, воспитания и
коррекции детей и взрослых, имеющих различные
нарушения и отклонения в развитии. Термин
"коррекционная педагогика" введен
в начале 90-х гг. XX в. в качестве альтернативы
понятию "дефектология".
Вопрос 2. Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.
Предмет специальной педагогики — теория практика специального образования.
2. Общие цели специальной педагогики:
• коррекция недостатка;
•
его компенсация
• абилитация и реабилитация. Цепи специфические:
• воспитание чувства собственного достоинства;
•
преодоление чувства
• формирование адекватных форм социального поведения и др.
Конечная цель — достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.
3. Задачи специальной педагогики:
• изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
• обобщение передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;
• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;
• прогнозирование развития новых образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья; • внедрение результатов научных исследований в практику специального образования;
• разработка стандартов, учебников, концепций и программ для лиц с особыми образовательными потребностями;
• исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;
создание
необходимой учебно-
Вопрос 3. Основные термины специальной педагогики
1. Реабилитация — применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Определение дано Всемирной организацией здравоохранения. В испаноязычных и франкоязычных странах используется тер" мин "реадаптация".
Абилитцция — первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Термин происходит быть способным к чему либо.
Коррекция (от лат. - исправление) — система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении и детей.
Компенсация (от лат. - возмещенное, уравниваемое) — сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций. Социализация (от лат. — общественный) - формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения.
Социализация
дает личности возможность функционировать
в качестве полноправного члена
общества. Она связана с выработкой
у него адекватного отношении к социальным
ценностям. В процессе социализации человек
усваивает социальные нормы, овладевает
способами исполнения социальных ролей,
навыками общественного поведения.
Дефектология
как отрасль педагогической науки
Дефектология (от лат.дефектус — недостаток
и греч. логос — слово, учение) относится
к педагогическим наукам и изучает психо-физиологические
особенности развития аномальных детей,
закономерности их воспитания и обучения.
Предметом исследования
дефектологии являются дети с физическими
и психическими недостатками и проблемы
их обучения и воспитания.
Дефектология объединяет ряд самостоятельных
отраслей: это сурдопедагогика, изучающая
вопросы воспитания и обучения детей с
недостатками слуха; тифлопедагогика
— вопросы воспитания и обучения детей
с дефектами зрения; олигофренопедагогика
— вопросы воспитания и обучения умственно
отсталых детей; логопедия -вопросы изучения
и исправления недостатков речи. Дефектология
включает также специальную психологию,
изучающую психологические особенности
аномальных детей.
В дефектологии продолжается процесс
дифференциации, возникают новые направления
научных исследований (например, изучение
детей с задержкой психического развития,
с двигательными нарушениями, а также
с различными сложными дефектами — слепоглухонемота,
слепота или глухонемота с интеллектуальными
нарушениями и др.).
Воспитание и обучение аномальных детей
— сложная социальная и педагогическая
проблема. Ее решение служит целям подготовки
этих детей в соответствии с их возможностями
к самостоятельной, активной общественно
полезной жизни. Деятельность — основная
социальная функция личности, поэтому
изучение ее своеобразия и путей совершенствования
,у аномальных детей ,способствует их социальной
адаптации, т. е. осознанному усвоению
системы норм, ценностей и правил общества,
приспособлению к условиям жизни и труда.
Советская дефектология исходит из материалистического
принципа единства среды и организма.
Поскольку дефектология включена в систему
педагогических наук, это обусловливает
единство ее философских и общепедагогических
основ.
Используя различные методы научного
исследования, ученые-дефектологи изучают
объективные закономерности развития
аномальных детей, обосновывают и совершенствуют
систему их воспитания и обучения. Разрабатывая
содержание, принципы, формы и методы воспитания
и обучения аномальных детей, советская
дефектология исходит из возможности
существенного развития их
познавательной деятельности в условиях
специально организованного учебно-воспитательного
процесса.
Вопрос 41. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
По данным исследователей, одна из наиболее многочисленных групп неуспевающих школьников — дети с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности.
Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60-х гг. XX в.
Как отмечает Е.А. Екжанова, ЗПР — сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и. физической деятельности.
Причины выраженной задержки психического развития:
минимальные (слабовыраженные) органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС), возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка;
длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;
длительная социально-культурная депривация (лат. — мышление, психическое состояние, которое характеризуется выраженными отключениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов); влияние стрессовых психотравмирующих факторов.
В научной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.
Классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера (1967) — два варианта задержки психического развития:
психофизический и психический инфантилизм (на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость);
астенические и иеребрастенические состояния (нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость);
Классификация В.В. Ковалева (1979) - по пограничным формам интеллектуальной недостаточности:
дизонтогенетические
(недостаточность обусловлена
эндефалопатические (в основе — органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза);
интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств и обусловленная действиями механизма сенсорной деприваиии;
интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства.
Классификация К.С. Лебединской (1986) — по генезу задержки психического развития:
конституционального генеза (происхождения) - наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилиз (гармонический или дисгармонический);
соматогенного генеза — данный тип ЗПР обусловлен хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов банка;
психогенного
генеза — связывается с
церебрально-органического
генеза - самый распространенный тип
ЗПР, вызывает наиболее выраженные нарушения
в эмоционально-волевой и
4. Характерные особенности детей с ЗПР:
отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста);
неравномерность проявлений недостаточности развития; ->
несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;
снижение работоспособности;
неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);
низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);
недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения; отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности; отставание в речевом развитии (дефекты произношения, аграмматизм, ограниченность словаря); несформированность произвольной регуляции поведения; отсутствие или слабость учебной мотивации; несформированность сюжетно-ролевой игры (высшей формы игровой деятельности).
Организация коррекционно-развивающего обучения позволяет ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развитии (зону ближайшего развития).