Шпаргалка по "Коррекционной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:58, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Коррекционная педагогика".

Работа состоит из  1 файл

коррекционная педагогика.docx

— 27.32 Кб (Скачать документ)

  Вопрос 1. Понятие и разделы  специальной педагогики

  1. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств.

  2. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

  Термин "дефектология" происходит от лат. (недостаток) и греч. (слово, учение).

  Основные  области дефектологии:

  • сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих, глухонемых и слабослышащих);

  • тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и); олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых)

  • логопедия (теория и практика преодоления  нарушений развитие речи).

  Становление и научное оформление дефектологии связано с развитием педологии, обогатившей педагогику концепция  всестороннего изучения развивающейся  личности ребенка.

  3. Коррекционная педагогика — отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы" и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Термин "коррекционная педагогика" введен в начале 90-х гг. XX в. в качестве альтернативы понятию "дефектология".  

  Вопрос 2. Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной  педагогики

  Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

  Объект  специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.

  Предмет специальной педагогики — теория практика специального образования.

  2. Общие цели специальной педагогики:

  • коррекция недостатка;

  • его компенсация педагогическими  средствами;

  • абилитация и реабилитация. Цепи специфические:

  • воспитание чувства собственного достоинства;

  • преодоление чувства малоценности, маргинальное;

  • формирование адекватных форм социального  поведения и др.

  Конечная  цель — достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

  3. Задачи специальной педагогики:

  • изучение педагогических закономерностей  развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

  • обобщение передового педагогического  опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;

  • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;

  • прогнозирование развития новых  образовательных систем для лиц  с ограниченными возможностями  здоровья; • внедрение результатов  научных исследований в практику специального образования;

  • разработка стандартов, учебников, концепций  и программ для лиц с особыми  образовательными потребностями;

  • исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений  развития, комплексной помощи лицам  с ограниченными возможностями  здоровья;

  создание  необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности.

  Вопрос 3. Основные термины  специальной педагогики

  1. Реабилитация — применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Определение дано Всемирной организацией здравоохранения. В испаноязычных и франкоязычных странах используется тер" мин "реадаптация".

  Абилитцция — первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Термин происходит быть способным к чему либо.

  Коррекция (от лат. - исправление) — система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении и детей.

  Компенсация (от лат. - возмещенное, уравниваемое) — сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций. Социализация (от лат. — общественный) - формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения.

  Социализация  дает личности возможность функционировать  в качестве полноправного члена  общества. Она связана с выработкой у него адекватного отношении к социальным ценностям. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. 
 
 
 
 
 

 Дефектология как отрасль педагогической науки 
  Дефектология (от лат.дефектус — недостаток и греч. логос — слово, учение) относится к педагогическим наукам и изучает психо-физиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения. 
  Предметом исследования дефектологии являются дети с физическими и психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания. 
  Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика — вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика — вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия -вопросы изучения и исправления недостатков речи. Дефектология включает также специальную психологию, изучающую психологические особенности аномальных детей. 
  В дефектологии продолжается процесс дифференциации, возникают новые направления научных исследований (например, изучение детей с задержкой психического развития, с двигательными нарушениями, а также с различными сложными дефектами — слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.). 
  Воспитание и обучение аномальных детей — сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни. Деятельность — основная социальная функция личности, поэтому изучение ее своеобразия и путей совершенствования ,у аномальных детей ,способствует их социальной адаптации, т. е. осознанному усвоению системы норм, ценностей и правил общества, приспособлению к условиям жизни и труда. 
  Советская дефектология исходит из материалистического принципа единства среды и организма. Поскольку дефектология включена в систему педагогических наук, это обусловливает единство ее философских и общепедагогических основ. 
  Используя различные методы научного исследования, ученые-дефектологи изучают объективные закономерности развития аномальных детей, обосновывают и совершенствуют систему их воспитания и обучения. Разрабатывая содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения аномальных детей, советская дефектология исходит из возможности существенного развития их 
познавательной деятельности в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса.
 
 
 
 
 

  Вопрос 41. Дети с задержкой  психического развития (ЗПР)

  По  данным исследователей, одна из наиболее многочисленных групп неуспевающих школьников — дети с задержкой  психического развития.

  Задержка  психического развития (ЗПР) — замедление темпа созревания различных психических  функций, отставание в развитии психической  деятельности.

  Термин  предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60-х гг. XX в.

  Как отмечает Е.А. Екжанова, ЗПР — сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и. физической деятельности.

  Причины выраженной задержки психического развития:

  минимальные (слабовыраженные) органические повреждения  или функциональная недостаточность  центральной нервной системы (ЦНС), возникшие в результате воздействия  патогенетических факторов во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка;

  длительные  хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;

  длительная  социально-культурная депривация (лат. — мышление, психическое состояние, которое характеризуется выраженными отключениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов); влияние стрессовых психотравмирующих факторов.

  В научной литературе представлено несколько  классификаций задержки психического развития.

  Классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера (1967) —  два варианта задержки психического развития:

  психофизический и психический инфантилизм (на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и  личностная незрелость);

  астенические  и иеребрастенические состояния (нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость);

  Классификация В.В. Ковалева (1979) - по пограничным формам интеллектуальной недостаточности:

  дизонтогенетические (недостаточность обусловлена механизмами  задержанного или искаженного развития ребенка);

  эндефалопатические (в основе — органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза);

  интеллектуальная  недостаточность, связанная с дефектами  анализаторов и органов чувств и  обусловленная действиями механизма  сенсорной деприваиии;

  интеллектуальная  недостаточность, связанная с дефектами  воспитания и дефицитом информации с раннего детства.

  Классификация К.С. Лебединской (1986) — по генезу задержки психического развития:

  конституционального генеза (происхождения) - наследственно  обусловленный психический, психофизический инфантилиз (гармонический или дисгармонический);

  соматогенного генеза — данный тип ЗПР обусловлен хроническими соматическими заболеваниями  внутренних органов банка;

  психогенного  генеза — связывается с неблагоприятными условиями воспитания, ограничивающими  либо искажающими стимуляцию психического развития (на ранних этапах) ребенка;

  церебрально-органического  генеза - самый распространенный тип  ЗПР, вызывает наиболее выраженные нарушения  в эмоционально-волевой и познавательной деятельности.

  4. Характерные особенности детей  с ЗПР:

  отставание  в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к  началу школьного возраста);

  неравномерность проявлений недостаточности развития; ->

  несоответствие  интеллектуальных возможностей ребенка  его возрасту;

  снижение  работоспособности;

  неустойчивость  внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная  концентрация на объекте);

  низкий  уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);

  недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и  трудность воспроизведения; отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности; отставание в речевом развитии (дефекты произношения, аграмматизм, ограниченность словаря); несформированность произвольной регуляции поведения; отсутствие или слабость учебной мотивации; несформированность сюжетно-ролевой игры (высшей формы игровой деятельности).

  Организация коррекционно-развивающего обучения позволяет  ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развитии (зону ближайшего развития).

Информация о работе Шпаргалка по "Коррекционной педагогике"