Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 20:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Русский язык".
Сравнительные как будто, как, будто , словно, точно
Изъяснительные
что, чтобы, как
Ч А С Т И Ц А.
( вносит
различные оттенки значения в
предложение, служит для
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ:
Условное наклонение бы, б
Повелительное наклонение пусть, пускай, давай, давайте, да
Время глагола бывало
Степени сравнения наречий и прилагательных более, менее, самый
МОДАЛЬНЫЕ(СМЫСЛОВЫЕ):
Вопрос ли разве неужели
Выделение, ограничение лишь почти только исключительно
Восклицание что за, как
Указание вот а вот вон а вон
Сомнение вряд ли едва ли
Уточнение именно раз как раз
Усиление даже, даже и ни и же ведь уж всё все-таки,-то
Смягчение требования -ка
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
Не ни
С Т Р О Е
Н И Е С
Л О В О С О Ч Е Т А Н И
Й.
1. Сочинительная связь.
Папа и мама; лес да горы; не марки, а открытки; строит, но ломает.
Между
однородными членами
2. Подчинительная связь.
Искрящийся
снег ( зависимое
слово + главное слово).
Тип связи.
Согласование в роде, числе и падеже.
Главное слово может быть выражено мест., прил., прич.
Заброшенная
усадьба.
Управление. Главное слово управляет падежом зависимого.
Главное слово может быть выражено гл., прич., сущ.
Уехать
в деревню (В.п.)
Примыкание. Главное слово связано с зависимым по смыслу.
Зависимое слово может быть выражено нар., дееприч., н.ф. гл.
Приехал
неожиданно.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ.
1. Главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?, например: Солнце сияло. Мы ехали по широкому лугу.
2. Выражается именем сущ. в И.п.
мест. в И.п.
прил. (в значении сущ.)
прич. (в значении сущ.)
числ. (в значении сущ.)
нар. (в значении сущ.)
межд. ( в значении сущ.)
неопределенн
неделимые словосочетания ( в значении сущ.). Одно из слов в таких словосочетаниях обычно имеет форму И.п.
фразеологизм
Ася задумалась на мгновение.
Она удивилась. Вдали кто-то запел.
Во время детского чая большие сидели на балконе.
Присутствующие говорили о разных предметах.
Десять делится на два.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Далече грянуло ура.
Учиться всегда пригодится.
Шли
два приятеля вечернею
порой. Несколько
повозок въехало
во двор гостиницы. Дед
с матерью шли
впереди всех.
ТИПЫ С К А З У Е М О Г О.
1. Простое глагольное. Глагол в форме какого-либо наклонения.
В лесу звонко пели птицы. Ещё громче будут петь птицы.
Вы тренировались бы более регулярно.
Вы возьмите с собой в поход карту.
2. Составное глагольное. Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола. Сестра стала рассказывать о поездке.
Группы вспомогательных глаголов:
1) глаголы со значением начала, конца, продолжения ( начать, перестать, кончить, прекратить, продолжать);
2) глаголы
и краткие прил. со значением
возможности, необходимости,
Скрипач начал играть. Я был рад помочь
3. Составное именное. Глагол-связка + именная часть.
Дедушка был огорчен случившимся.
Группы глаголов-связок:
1) быть( в наст. вр. не употребляется - нулевая);
ты был бы смелым, ты будешь смелым, ты смелый.
2) делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться; Совсем стал белый дедушка.
3) глаголы со значением движения, положения в пространстве: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять;
девушка пришла усталая
4) сочетания
вспомогательных глаголов с
я хочу быть учителем.
Я
был бы рад стать
учителем.
В
Т Р О С Т
Е П Е Н Н
Ы Е
Ч Л Е Н Ы
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ДОПОЛНЕНИЕ.
Отвечает на вопросы косвенных падежей.
Родственники приехали (на
чем?) на машине. ( пунктир)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Какой? Чей? (Какое?)
Яркое солнце слепило
глаза. (волнистая линия)
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.
Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Отчего?
Зачем?.. зима пришла (как?)
рано. ( пунктир и точка)
О
С Н О В Н
Ы Е
Г Р У П П Ы
О Б С Т О Я Т Е Л Ь С Т
В.
1. Образа действия. Как? Каким образом?
2. Степени. В какой степени?
3. Меры. В какой мере?
4. Места. Где? Куда? Откуда?
5. Времени. Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?
6. Условия. При каком условии?
7. Причины. Почему? Отчего?
8. Цели. Зачем? Для чего?
9.
Уступки.
Г Р У П П Ы В В О Д Н Ы Х С Л О В П О З Н А Ч Е Н И Ю
1. Различная степень уверенности.
2. Различные чувства.
3. Порядок мыслей и их связь.
4. Источник
сообщения (кому принадлежит
5. Замечания
о способах оформления мыслей.
В И Д Ы П Р Е Д Л О Ж Е Н И Й.
Повествовательные Вопросительные Побудительные
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
-Сложносочиненные
-Сложноподчиненные
=С придаточными определительными ( который, кто, что, куда, где…)
Какой? [ сущ. ] , ( с.сл. ).
[ мест.+ - ук.сл.], ( ).
=С придаточными изъяснительными (что, как, будто, чтобы, ли…)
Падежные вопросы. [ гл.], ( ).
Глаголы речи, мысли, чувства.
=С
придаточными
Образа
Уступки
Следствия
Придаточные обстоятельственные
|