Символизм и русские поэты-символисты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:12, творческая работа

Описание

Символизм как явление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы. Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма. Русских символистов объединяло недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов.

Работа состоит из  1 файл

Символизм и русские поэты-символисты.ppt

— 271.00 Кб (Скачать документ)

Символизм  
и русские поэты-символисты 

Подготовили ученицы 11 «А»

Чернецкая Виолетта,

Алекситович Дарья

Истоки символизма: 

Символизм как явление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы. Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма. Русских символистов объединяло недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов.

Что такое символизм 

  • Символизмлитературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Ключевым понятием символизма является символ многозначное иносказание, содержащим в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский: на первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

Особенности русского символизма 

  • Главным принципом ранних русских символистов становится панэстетизм, эстетизация жизни и стремление к различным формам замещения эстетикой логики и морали. Русский символизм, активно впитывая модернистскую литературу запада, стремится поглотить и включить в круг своих тем и интересов все явления мировой культуры, которые, по представлению русских символистов, отвечают принципам «чистого», свободного искусства.
  • Старшие русские символисты (1890-е годы) поначалу встречали у критики и читающей публики в основном неприятие и насмешки. Русский символизм заявил о себе в начале двадцатого века, с приходом нового поколения, с их интересом к народности и русской песне, с их более чутким и органичным обращением к русским литературным традициям.

Владимир Соловьев 

          Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900). Стихи отличаются тоном напряжённой мистико-философской исповеди и элементами новой, специфически символической образности. Личный облик Соловьёва житейская  беспомощность, скитальчество, подвижничество, делали  его в глазах символистской художественной интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи. Проповедовал утопический идеал всемирной теократии, крах которого привел к усилению эсхатологических настроений Соловьева.

Русские поэты-символисты 

  • У истоков данного течения стояли Д. Мережковский(1) и З. Гиппиус(2) (в Санкт-Петербурге), В. Брюсов(3) (в Москве). Представители младших символистов: В. Иванов, А. Белый, А. Блок, В. Соловьёв
 

3 

2 

1

Зинаида Гиппиус 

    Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945). Идеолог символизма. Все произведения З.Гиппиус объединял сознательный отказ от жизни, тоска по «новой красоте», по всему необъяснимому», «навеки недоступному и навеки непонятному». Большинство книг вызвали ожесточенное неприятие либеральной и народнической критики за невиданность, претенциозность, противоестественность  героев Гиппиус. Она формулирует свою метафизику любви и страдания: любить не для    себя, не  для счастья и «присвоения», а для  того, чтобы выразить и «отдать всю душу». Такая любовь предполагает решимость причинить страдание другому, а не уберечь от него если это способствует росту души, самовыявлению личности. 

Информация о работе Символизм и русские поэты-символисты