Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:44, доклад
Расчетливому прагматизму Софьи противопоставлены искренность и душевная открытость Лизы. Два характера и две разных судьбы, в которых как бы две эпохи: старая, патриархальная, и новая, где не надо торговать чувствами. Софья, глядя на свою подругу Наталью Дмитриевну, подготавливает, "дрессирует" будущего мужа — Молчалина. Это рынок, где молодая женщина — товар, и она хочет совершить выгодную торговую сделку. Лиза иная, поэтому иначе сложится ее судьба.
Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума": два характера и две судьбы
Расчетливому прагматизму
Софьи противопоставлены
Грибоедов рассказал
в своей комедии о том, что
произошло в одном московском
доме в течение одного дня.
Но какая широта в этом
Завязка общественного
конфликта происходит во
"Все, что он говорит, — очень умно! Но кому он это говорит?" — писал Пушкин.
Действительно, ведь
ключевая ремарка в третьем
действии гласит: "Оглядывается,
все в вальсе кружатся с
величайшим усердием. Старики разбрелись
к карточным столам". Он остается
один — кульминация
Софья же не принимает его рационализма. Вообще оба эти конфликта взаимосвязаны, и если согласиться с Блоком, что "Горе от ума" есть произведение "...символическое, в истинном смысле этого слова", то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь "он умен по-иному... умен не по-русски. По-чужому.
Известно, что схему жизни
составили себе все герои
Однако в конце комедии она все же прозревает, "ломается" ее мечта, а не она сама. Чацкий тоже показан в эволюции. Но о его внутренней перемене можно судить лишь со слов о прошлом. Так, уезжая, он доверительно разговаривал с Лизой: "Недаром, Лиза, плачу..." — тогда как на протяжении всего действия не сказал ей ни слова. Интересен еще один, почти бессловесный, персонаж — лакей Петрушка. Он молча исполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: "А как не полюбить буфетчика Петрушу?" В этой фразе присутствует скрытая ирония автора.
Итак, суть произведения раскрывается через общественный (Чацкий и общество), интимный (Чацкий и Софья, Молчалин и Софья, Молчалин и Лиза), личный (Чацкий и Чацкий, Софья и Софья...) конфликты, что Грибоедов мастерски изобразил с помощью ремарок, вне сценических персонажей, диалогов и монологов. И конечно, образы Софьи и Лизы очень важны в раскрытии идей пьесы.
Информация о работе Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума": два характера и две судьбы