Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:05, сочинение
Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит действие.
1. Вступление.
Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза»
и «Бесприданница», я решил сопоставить
их между собой как единственные драматических
произведения этого автора, которые были
написаны в различное время, однако имеющие
множество сходств. На сравнение
этих пьес наводит и то, что в обеих перед
нами разворачивается драма незаурядной
женской натуры, приводящая к трагической
развязке. Наконец, важно и то, что в обеих
пьесах немаловажную роль играет образ
волжского города, в котором происходит
дей-ствие.
2. Сходства и различия.
2.1. Обе рассматриваемые пьесы относятся
к жанру драмы, хотя точный жанр «Грозы»
остается спорным вопрос в русской литературе.
В этой пьесе сочетаются черты как трагедии,
так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»).
Для трагического жанра характерен неразрешимый
конфликт между личными стремлениями
героя и законами жизни, что присуще обеим
пьесам.
2.2. По времени написания "Гроза" –
это главное произведение дореформенной
драматургии Островского, "Бесприданница"
же вбирает в себя многие мотивы постреформенного
творчества драматурга. Различие эпох,
изображенных в этих пьесах, привело к
совершенному несходству художественного
мира; "Бесприданница" является драмой
буржуазной эпохи – нового времени, когда
разорваны связи с тысячелетней народной
традицией, времени, освободившего человека
не только от устоев морали, но и от стыда,
чести, совести – и это решающим образом
влияет на её проблематику. Культура народа
в «Грозе» одухотворена нравственными
ценностями православия. Жители города
Калинова всё еще живут по «Домострою»,
быт еще во многом патриархален.
2.3. Родившись в Замоскворечье, Островский
хорошо знает быт и нравы купечества и
исследует различные характеры этого
круга в своем творчестве. Его пьесы густо
насе-лены купцами и приказчиками, их детьми
и женами. Драматурга интересуют любые
мелочи, начиная от описания костюма и
обстановки дома, до индивидуальности
речи каждого персонажа. В изображении
героев Островский был совершенно оригинален.
2.4. По-моему, в особенности, автору удаются
женские типы – «горячие сердца».
Две драмы А.Н. посвящены одной и той же
проблеме – положению женщины в русском
обществе. Безусловно, эти женщины являются
неординарными личностями. На героинях-женщинах
я и хочу остановиться.
2.4.1. В первую очередь, – это Катерина из
пьесы «Гроза». Она религиозна и романтична
одновременно. Её душа стремится к счастью,
рвется на волю. Катерина — купеческая
дочь, выданная замуж без любви за Тихона,
она попадает в атмосферу жестокости.
В этой среде семейные обязанности выполняются
не от души, а «из-под неволи», и Катерина
на всю жизнь связана с тупым и недалеким
мужем, со злой и сварливой свекровью.
Но ее романтические порывы находят выход,
Катерина страстно влюбляется в молодого
человека, Бориса, выделяющегося приличными
манерами и некоторой образованностью.
В героине борются два начала: искреннее
чувство, любовь и сознание долга замужней
женщины. Эта внутренняя борьба вызывает
у Катерины стремление к личной свободе.
Изменив мужу, Катерина сама кается перед
ним, но, измученная домашней атмосферой,
предпочитает смерть возвращению в семью.
Честная, искренняя и принципиальная,
она не способна на обман и фальшь, на изворотливость
и приспособленчество.
О желании летать она заговаривает несколько
раз. Этим Островский подчеркивает романтическую
возвышенность души Катерины. Она хотела
бы стать птицей, летящей куда захочет:
«Отчего люди не летают!.. Отчего люди не
летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда
кажется, что я птица. Когда стоишь на горе,
так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась,
подняла руки и полетела, – говорит она
Варваре, сестре Тихона, – какая я была
резвая! А у вас завяла совсем...» Суровая
действительность возвращает героиню
в мир Кабановых и Диких. Здесь нужно лгать,
втихомолку делать то, что хочешь, внешне
соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая
в доме, прекрасно усвоила эту науку. Варвара
– полная противоположность Катерине.
Она не суеверна, не боится грозы, не считает
обязательным строгое соблюдение установленных
обычаев. Катерине же противно такое поведение.
Поэтому в беспощадном мире, где царят
Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается
невыносимой, невозможной и заканчивается
так трагично. Протест Катерины против
Кабанихи – это борьба светлого, чистого,
человеческого против мрака лжи и жестокости
«темного царства». У Катерины очень своеобразный
характер: она богобоязненна и мятежна
одновременно. Для нее это не самоубийство,
а освобождение от тягот жизни, безысходности.
2.4.2. Иная ситуация в драме «Бесприданница».
Главная героиня Лариса – это не про-стая
девушка из мещанской среды, это образованная,
культурная, мыслящая девушка. Она получила
дворянское воспитание и в отличие от
Катерины, выросла условиях, где слабого
унижают, где выживает сильнейший. В ее
характере нет той цельности, которая
есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится,
да и не может воплотить в жизнь свои мечты
и желания. Ее угнетает бедность и приниженность
положения. Лариса не приемлет мир, в котором
она живет. Она любой ценой хочет из него
вырваться.
Для матери Ларисы, оставшейся вдовой
с тремя дочерьми, показное изящество
и благородство жизни семьи является не
нормальным состоянием, а декорацией для
устройства выгодных браков ее дочерей.
Для нее льстивость и хитрость – основной
принцип общения с богатыми людьми, посещающими
дом. Лариса – младшая дочь, последняя,
оставшаяся в доме, и матери надо сбыть
ее с рук, даже не претендуя на большую
удачу. Все это ставит незаурядную девушку
в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая
и сомнительная толпа поклонников и претендентов
на руку, среди которых немало «всякого
сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар»
или на «цыганский табор». Героиня вынуждена
не только переносить окружающую ее фальшь,
хитрость, лицемерие, но и принимать в
них участие.
Лариса становится жертвой дворянского
блеска, неотразимости Сергея Сергеевича
Паратова. Она видит в нем «идеал мужчины»,
человека, которого нельзя не слушаться,
которому нельзя не верить. Лариса не видит
ничтожности и мелочности его натуры.
Потеряв надежду на счастье с Сергеем
Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж
за любого, кто уведет ее из дома, похожего
на ярмарку. Карандышева она не любит,
даже не уважает, но надеется на него. Но
в этом мире нет благородства. Лариса вскоре
это поняла. «Я вещь», – говорит она Карандышеву.
Поняв это, Лариса хочет продать себя подороже.
Героиню одолевают внутренние противоречия.
Она стыдится своих мыслей, хочет чистой
и честной жизни, но не видит путей туда.
Хочет умереть, и нет сил, поэтому выстрел
Карандышева Лариса принимает как благо,
избавление от гнета нерешаемых проблем.
Смерть героини – это достойный ее уход
из жизни.
2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной
символикой. Прежде всего это символы,
связанные с миром природы: лес, гроза,
река, птица, полет. Очень важную роль играют
в пьесах и имена героев, чаше всего имена
античного происхождения: древнегреческие
и римские.
2.5.1. Женские имена в пьесах Островского
весьма причудливы, но имя главной героини
почти всегда чрезвычайно точно характеризует
ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка”
по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса
– жертва торговых пиратских сделок Паратова:
он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход)
и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва
своей чистоты, своей религиозности, она
не вынесла раздвоения своей души, ведь
любила - не мужа, и жестоко наказала себя
за это. Интересно, что Харита и Марфа (в
“Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны,
то есть “незнающие” или, по-научному,
“игнорирующие”. Они и стоят как бы в
стороне от трагедии Ларисы и Катерины,
хотя та и другая, безусловно, виноваты
(не прямо, но косвенно) в гибели дочери
и снохи.
2.5.2. Паратов – это и парад, и пират. Также
безусловно, напрашивающееся сопоставление
Паратова с “паратым” зверем, то есть
мощным, хищным, сильным и беспощадным.
Хищническое поведение его в пьесе как
нельзя лучше характеризуется этой фамилией.
Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать.
Да и Тихон – Кабанов, как ни “тих” он.
Вот и мечется Катерина в этом темном лесу
среди звероподобных существ. Бориса же
она выбрала едва ли не бессознательно,
только и отличия у него от Тихона, что
имя (Борис по-болгарски “борец”).
Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого,
представлены в пьесе Варварой (она язычница,
“варварка”, не христианка и ведет себя
соответствующим образом).
Кулигин же, помимо известных ассоциаций
с Кулибиньш, вызывает и впечатление чего-то
маленького, беззащитного: в этом страшном
болоте он - кулик - птичка и больше ничего.
Он хвалит Калинов, как кулик - свое болото.
Ларису в “Бесприданнице” окружают не
“звери”. Мокий – “кощунствующий”, Василий
- “царь”, Юлий – это, конечно, Юлий Цезарь,
да еще и Капитоныч, то есть живущий головой
(капут – голова), а может быть, стремящийся
быть главным.
Ну и наконец, Харита - мать троих дочерей
– ассоциируется с харитами, богинями
юности и красоты, которых было трое, но
она же их и губит (вспомним страшную судьбу
двух других сестер - одна вышла замуж
за шулера, другую зарезал муж-кавказец).
3. Выводы
3.1. «Гроза» и «Бесприданница» — лучшие
пьесы Островского, показавшие читателю
и зрителю доныне неизвестный мир купечества
с его страстями и болью, печалями и радостями.
Этот мир шагнул на сцену русского театра,
показав всю глубину и разнообразие натур,
необузданных и богатых страстями, мелочных
и жестоких, добрых и благородных, но слабых,
не умеющих постоять за себя.
Женские образы, созданные драматургом,
заняли достойное место в классической
русской литературе.
3.2. У Катерины и Ларисы разное воспитание,
разные характеры, разный возраст, но объединяет
их желание любить и быть любимыми, найти
понимание, одним словом, стать счастливыми.
И каждая идет к этой цели, преодолевая
препятствия созданные устоями общества.
Для Катерины деньги еще не играют никакого
значения, она готова идти за Борисом и
пешком, лишь бы он согласился взять ее
с собой. Лариса же отравлена блеском золота,
не хочет прозябать с жалким и бедным мужем.
Катерина не может соединиться с любимым
человеком и находит выход в смерти.
У Ларисы положение более сложное. Она
разочаровалась в любимом человеке и перестала
верить в существование любви и счастья.
Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса
видит два выхода из сложившегося положения:
либо поиск материальных ценностей, либо
смерть. И при стечении обстоятельств,
она выбирает первое. Но автору не хочется
видеть в ней заурядную зависимую женщину,
и она уходит из жизни.
3.3. Характеры главных героинь во многом
схожи. Это натуры, живущие умом сердца,
мечтающие о счастье и любви, идеализирующие
мир. Но пьеса «Бесприданница» создавалась
в иной общественно-политической обстановке,
чем «Гроза». Надежды на исправление общества
и рода человеческого вызывают искреннее
сомнение драматурга, поэтому существенно
различаются финалы этих пьес. Если после
гибели Катерины мир «темного царства»
осознает свою вину, а Тихон с вызовом
обращается к матери, обвиняя ее в смерти
жены, то убийство Ларисы Огудаловой не
вызывает подобного резонанса. Автор преднамеренно
подчеркивает безразличие окружающих;
сцена гибели героини озвучена пением
цыганского хора.
3.4. Раскрытие значения имен и фамилий
в пьесах Островского помогает осмыслить
и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии
и имена нельзя в данном случае назвать
“говорящими”, так как это черта пьес
классицизма, но они являются говорящими
в широком - символическом - смысле слова.
Информация о работе Сравнение пьес А.Н.Островского "Гроза" и "Бесприданница"