Сравнение учебников по литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:20, реферат

Описание

Учебники Т.Курдюмовой (издательство «Дрофа») – одни из самых распространенных в средней школе. Все книги с 5-го по 9-й класс построены по единой схеме: мифы, фольклор, литература XIX века: поэтический образ Родины в поэзии XIX века, героическое прошлое России; литература XX века: связь веков, литературные сказки, лирика и проза XX столетия, поэтический образ Родины, героическое прошлое России; современная литература: путешествия и приключения – покорение пространства и времени, новая жизнь знакомых героев.

В линейке учебников Т.Курдюмовой по сравнению с учебниками для 5–8-х классов учебник для 9-го класса сделан, на мой взгляд, явно лучше. Хотя большая часть текстов представлена в сокращении и без необходимых комментариев (особенно тяжело изучать «Слово о полку Игореве»), в учебнике есть ряд достоинств. Многие писатели представлены не только «главным» произведением: у Д.И.Фонвизина даны отрывки из «Придворной грамматики», у Н.М.Карамзина стихи и фрагмент «Истории...». Приводятся различные точки зрения литературоведов по поводу одного и того же произведения; к державинскому «Властителям и судьям» приводится перелагаемый поэтом псалом; при анализе пьес вопросы не только в конце, но и после отдельных действий. В то же время встречаются странные задания типа: «Докажите, что “Евгений Онегин” – любимое детище фантазии Пушкина» .

Работа состоит из  1 файл

Задание 2.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

     Методическая  часть разнообразна. В конце главок – разделы «Запомни литературоведческие  термины», «Вопросы и задания», «Задания повышенной сложности», «Темы сочинений  и рефератов», «Рекомендуемая литература». С вопросами и заданиями ученик встретится и в тексте самих статей.

       Вторая часть, написанная Ю.В.Лебедевым («Дрофа»), несколько менее удачна. Исчезли задания внутри главок, пропали неожиданные вопросы, да и те, что остались, порой предполагают ответ общими словами, а не конкретный анализ текста. Например, «Почему противостояние отцов и детей относится к вечным проблемам?». На мой взгляд, слишком многое автор говорит сам, оставляя маловато пространства для размышлений ученикам, поэтому эту книгу можно рекомендовать учителю или абитуриенту, а школьнику предложить вопросы, которые с помощью этого учебника без особого труда придумает учитель.

     XX век в этой линии предстает  перед нами в пособии большого  коллектива авторов под редакцией  В.Агеносова (издательство «Дрофа»). Соавтором литературоведов в  создании этой книги выступил один из самых известных московских учителей литературы, Э.Безносов, и сразу хочется отметить удачную методическую часть учебника. (Ее структура такая же, как и в 10-м классе). В нем много вопросов, над которыми действительно было бы интересно подумать. В то же время сохраняется установка на диалогичность литературного процесса – тексты разных авторов постоянно сопоставляются, ученик постоянно обращается к литературе XIX века. Видно, что авторы стремились познакомить читателя с возможно более широким кругом авторов и текстов, и если даже не все из них будут прочитаны в 11-м классе, когда времени у ребят в обрез, возможно, они вернутся к ним позднее.

     Комплект  В.Маранцмана (издательства «Классикс-Стиль» и «Просвещение») построен по иному  принципу, нежели перечисленные ранее комплекты. Каждый учебник в средней школе посвящен какой-то глобальной теме: в 5-м классе это движение времени, в 6-м – человек и его поступок (изменение понятия «смысл жизни» у героев разных эпох), в 8-м – человек и его время. В 9-м классе эта логика несколько нарушается.

     Автор использует интересную схему работы над текстом: сначала ученику  предлагается вспомнить свои личные переживания, поразмышлять на определенную тему, а потом уже читать подобранные  тексты, сравнивая свои и авторские переживания. Причем на одну и ту же тему предлагается сразу несколько разных стихотворений, и ученик как бы оказывается в ряду великих писателей: «у них так, у тебя – иначе». Разговор с читателем без скидок на возраст, анализ текстов – серьезный. Есть глубокие философские вопросы, например: «Почему в народной сказке всегда побеждает добро, а конец авторской может быть печален»? Хочется отметить язык самого учебника – без излишней наукообразности, понятный для учеников.

     Еще одна методическая особенность этой серии: здесь много размышлений самого автора учебника над текстом; с одной стороны, хорошо, что детям дается образец рассуждения, с другой – иногда эти рассуждения содержат даже ответы на заданные детям вопросы.

       Это один из немногих учебников, где предлагается система обучения написанию сочинений. В связи с изучаемыми произведениями рассматриваются различные типы тем, дается дополнительный материал, примерный план, образцы рассуждений.

     Линия учебников Р. и Е.Бунеевых (издательство «Баласс») уникальна. Если разобранные выше книги при выборе основной логики построения исходили из предмета и располагали тексты по историческому, культурно-тематическому принципу или в связи с понятиями теории литературы, Бунеевы исходят из психологии ученика. Если большая часть учебников в худшем случае пытается учить детей жить, а в лучшем – понимать текст, то Бунеевы, прежде всего, хотят, чтобы ученики полюбили читать, получили от книги удовольствие. И возможно, для обычной средней школы эта задача урока литературы действительно первична.

     Учебник 9-го класса построен несколько иначе. В нем согласно требованиям концентрической  системы представлена история литературы с начала XIX до XX века, но методическое обеспечение намного более серьезное. Там учитель найдет и краткий рассказ о литературном процессе изучаемого периода в целом, и отрывки из литературоведческих статей. При работе над некоторыми текстами, например, лирикой начала XX века, рассказами А.Чехова и А.Платонова, авторы используют такой удачный прием, как подчеркивание и комментирование наиболее важных строк (жаль, что этот прием не использован в 5 и 6-м классах). В то же время анализ лирики часто сводится к предложению подтвердить текстом идею автора учебника, а анализ прозы и драматургии – к общему обсуждению проблем текста.

     Необходимо  упомянуть близкие по идее к учебникам  Бунеевых (тоже тематические) учебники Л.Стрельцовой и Н.Тамарченко (издательство «Ювента»). Они тоже продолжают свою линию начальной школы, но в отличие  от линии Бунеевых насыщены литературоведческим и культурологическим материалом. Они порой трудноваты, но если учителя не удовлетворяют стандартные схемы, ему стоит посмотреть эти учебники. Они написаны очень точно с научной точки зрения, хотя не всегда учитывают психологию ученика.

     Еще один интересный комплект написан практиками, учителями 91-й московской школы Г.Кудиной и З.Новлянской (издательство «Оникс XXI век»). Эти учебники тоже продолжают курс начальной школы и состоят в каждом классе из двух частей. Первая достаточно традиционна, хотя и содержит удачный анализ текстов, а вторая совершенно уникальна. Из класса в класс ученики знакомятся с историей мировой литературы, начиная с поэзии Древнего Египта. Таким образом, в рамках этой серии изданы хрестоматии с текстами, которые порой можно найти только в «Библиотеке всемирной литературы». Поэтому, если бы учитель хотел познакомить ребят с мировой литературой, – эти хрестоматии незаменимы.

     Что касается изучения зарубежной литературы, можно воспользоваться также  учебниками-хрестоматиями И.Шайтанова, которые выходили как в составе линии «Просвещения» под редакцией В.Коровиной (для 5–7 и 8–9-х), так и отдельными изданиями (для старших классов). Они содержат и отрывки, и вопросы для анализа, и необходимые историко-литературные материалы по разным периодам зарубежной литературы.

Информация о работе Сравнение учебников по литературе