Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:29, доклад
Три книги о Незнайке вышли в 1953, 1958 и 1964 годах. Родившиеся после 1960-го имели их своевременно и в полном объёме. Такие произведения никогда не устаревают, не выходят из моды и не теряют актуальности. Их начинают читать когда осваивают Букварь, а заканчивают в младших классах. В школе их не проходят, литературоведы ими не занимаются, так что обсудить их совершенно некому. Только иногда кто-нибудь из взрослых знакомых вдруг восторженно заявляет: «Вчера читал «Буратино» — полный улёт!!!» И начинает сыпать цитатами типа: «ах ты, старый плавучий чемодан» или «голову отъем!»...
Сравнительная
характеристика произведений
Джоан Кэтрин Роулинг «Гарри Поттера»
и
Николая Николаевича Носова «Незнайка»
В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЧИТАЮТ ЭТИ КНИЖКИ?
Три книги о Незнайке вышли в 1953, 1958 и 1964 годах. Родившиеся после 1960-го имели их своевременно и в полном объёме. Такие произведения никогда не устаревают, не выходят из моды и не теряют актуальности. Их начинают читать когда осваивают Букварь, а заканчивают в младших классах. В школе их не проходят, литературоведы ими не занимаются, так что обсудить их совершенно некому. Только иногда кто-нибудь из взрослых знакомых вдруг восторженно заявляет: «Вчера читал «Буратино» — полный улёт!!!» И начинает сыпать цитатами типа: «ах ты, старый плавучий чемодан» или «голову отъем!»...
«Незнайку» цитируют чаще всего политические обозреватели, экономисты или ведущие интеллектуальных игр. Реже — сами дети, так как считают эти книжки чем-то более интимным, нежели предмет для разговора со сверстниками.
О книгах про
Гарри Поттера можно сказать
практически то же самое,
КАК
РОДИЛСЯ ЗАМЫСЕЛ
Из воспоминаний Носова мы можем узнать, что на мысль о создании «Незнайки» его натолкнула книжка Анны Хвольсон «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков» 1883 года по мотивам американских комиксов Палмера Кокса. (Глубже копать не будем, ибо увязнем в скандинавской мифологии.) Отметим сразу, что в «Малютках» Хвольсон много колоритных героев, но мало литературных идей. Книга эта была впоследствии не раз переиздана (последний раз в 1996 году. Носов придумал своих коротышек потому, что у него было много идей, но не хватало героев.
«Этим персонажам я свободно мог давать те чёрточки характеров, которые требовались по замыслу. Малютки эти, которых я называл коротышками, были удобны тем, что я мог не развивать и не углублять их характеры, загружая повествование ненужными деталями, а снабжать их отдельными чёрточками, отражать какую-нибудь одну сторону характера, что вполне вязалось с их микроскопичностью и в то же время заостряло, обобщало образ, типизировало его». — Из письма Н. Н. Носова Ю. С. Пухову.
Из интервью Дж. Роулинг
мы узнаём какие книги и истории
натолкнули на написание этой истории:
«Мой самый любимый
писатель — Джейн Остин,
и все ее книги я перечитала
много раз. Из современных
писателей моим любимым
является Родди Дойл,
которого я считаю гением.
Мне кажется, что они
похожи — они создают
абсолютно законченных
персонажей, зачастую
вообще пренебрегая
описанием их внешности,
исследуют человеческое
поведение без каких-либо
посторонних эмоций
и в то же время очень
трогательно — и, конечно,
их книги СМЕШНЫЕ.
Какие книги вы читали в детстве? Оказали
ли они влияние на ваше творчество?
Р: Всегда очень сложно
сказать, что именно
на тебя повлияло. Все,
что ты видишь, чувствуешь,
читаешь или слышишь,
оседает в твоей голове
наподобие удобрения,
из которого вырастают
твои собственные идеи.
Однако мне особенно
запомнились три книги,
прочитанные в детстве.
Первая — "Маленькая
белая лошадка" Элизабет
Гоудж, которая была,
вероятно, моей любимой
книгой в детстве. Вторая
— "Мэнская мышь"
Пола Галлико, которую
я нахожу чудесной, хотя
это и не самая известная
книга Галлико. Третья
— "Гримбл" Клемента
Фрейда — одна из самых
смешных книг, которые
я когда-либо читала,
и сам Гримбл, маленький
мальчик, просто восхитительный
персонаж.»
Можно найти
много перекличек между книгой
и историей жизни писательницы.
Кажется, что Гарри Поттер -
это своеобразный рассказ о жизни Джоан
Кэтлин Роулинг, интересного и жизнерадостного
человека с обычными страстями и проблемами,
стеснительной маленькой девочки, боящейся
идти в школу, в нелёгкий период жизни
потерявшей мать, неуверенного и впечатлительного,
но в то же время уверенного в собственных
убеждениях и подверженного максимализму
подростка, в свои шестнадцать лет, отчаянно
пытающегося изменить этот несправедливый
мир, влюблённой девушки, молодой одинокой
матери, преодолевшей в жизни много трудностей
и испытаний, но сохранившей в повседневной
суете душу и собственные убеждения...
Всё это можно увидеть и разглядеть в Гарри
Поттере.
В каждом персонаже есть
отражение автора. Сама Роулинг, например,
много раз в своих интервью отмечала своё
сходство с Гермионой (в школе она действительно
была заучкой) и даже говорила, что если
бы ей представилась возможность стать
кем-либо из персонажей Гарри Поттера,
она стала бы именно Гермионой. Впрочем,
мы можем почувствовать, что и главного
героя она наделила некоторыми собственными
чертами. Сходство также можно проследить
и с Луной (известно, что в университете,
о ней говорили, что она немного «не от
мира сего»). Подобных примеров можно найти
ещё много.
Кроме того, много общего можно найти в персонажах Джоан Роулинг и Джона Толкиена.
Как говорится, всё познаётся в сравнении. Для этого составим небольшую сравнительную характеристику.
Какую идею вложила Дж.К. Роулинг в своё произведение?
Для того, что
написать такое невероятно
Давайте немного по
размышляем об этом. В первую очередь
Роулинг любит детей, понимает их
и думает о том, что им больше всего
интересно и чем бы они по настоящему
увлеклись. Для этого ей нужен
большой опыт работы с детьми и
дар понимать их чувства и желания.
Идея была отвлечь подростков от опасных
сетей улиц. Серия книг о Гарри
Поттере помогает детям, да и не только
детям поверить в сказку, или вернуться
в детство взрослым, самое беззаботное
и счастливое время.
А может быть Роулинг воплотила свою детскую
мечту в произведения. Она ведь была таким
же ребёнком как и все, мечтающим о волшебстве
и верящим в сказки. Фантазия маленькой
писательница была на столько неисчерпаема,
что решение написать о волшебстве, о самом
желаемом и привлекательном, стала целью
всей её жизни. Годы спустя, она добилась
этой цели, она написала первую книгу о
Гарри Поттере и несмотря на все трудности,
она верила в себя и свою мечту.
Обращение к фантазии
свойственно было человеку извечно. На
этом основано народное творчество всех
видов и жанров. Немало случаев, когда
фантазия выбирает героев, увиденных как
бы через уменьшительное стекло: мальчик
с пальчик, Лутонюшка в русских сказках,
андерсеновская Дюймовочка... В скандинавских
сагах живет неутомимый народ гномы —
своеобразные прародители сказочных героев
Толкиена. Джонатан Свифт придумал свою
Лилипутию — насмешливый снимок пороков
современного ему общества. В Италии
- известный «Пиноккио» К. Коллоди и герои
сказочных книг Джанни Родари. Славный
Пиноккио имеет друга в России — замечательного
выдумщика Буратино. В русской литературе
еще в позапрошлом веке начал свою жизнь
Мурзилка, ставший в прошлом веке одним
из самых любимых журналов.
В этот ряд легко и уверенно встает придуманный
Н. Носовым Незнайка с большим числом своих
друзей. Не случайно, когда вышла еще только
первая часть трилогии, Юрий Олеша, автор
всемирно известной сказки о «Трех толстяках»,
убежденно и с удовольствием сказал: «Вот
это для детей!» Теплые чувства писателя
очевидны даже в интонации разговора Незнайки
с другими коротышками. Добрые намерения
своего героя Н.Н.Носов не скрывает. Работает,
очевидно, закон косвенного, а не прямолинейного
раскрытия характера героя. Незнайка естествен
в отзывчивости, готов помочь товарищам
в любой беде.
В жанровом отношении
и трилогия о приключениях Незнайки, и
книги о Гарри Поттере представляют собой
сказочный роман. Это проявилось не только
в выборе героев и прослеживании эволюции
их характеров, но и в широте диапазона
произведения, в постепенном углублении
познания мира. От фантастических, веселых,
с юмором описанных приключений Незнайки
и его друзей в Цветочном и Солнечном
городах, до сатирических разоблачений
«лунного» мира – охват событий в трилогии
Носова. От удручающего и скучного детства
без родителей в реальном мире людей (маглов),
до таинственного и полного приключений,
захватывающего мира волшебников, с несколькими
школами Чародейства, спецификой каждой
разновидности школ волшебства, спортивной
игры Квидич, многочисленными событиями
в мире волшебников и людей – охват
событий в книгах о Гарри Поттере. Усложнение
замысла позволило и Носову, и Роулинг
адресовать книги детям и младшего, и среднего
возраста.
Общие черты | |
«Незнайка» | «Гарри Поттер» |
Носов
ввёл в детскую литературу нового
героя — наивного и здравомыслящего,
озорного и любознательного непоседу,
одержимого жаждой деятельности и постоянно
попадающего в необычные, зачастую
комические ситуации.
Незнайка – лишний человек в волшебной стране маленьких человечков. Все вокруг умнее, старательнее, все стремятся его научить и воспитать. Незнайка – в
постоянных приключениях. Действие вначале
происходит в одном городе, затем его ждут
поездки, полеты, новые волшебные города
и новые знакомства. Шестнадцать друзей-коротышек
покоряют читателей прежде всего
именно тем, что живут «по правде», как
настоящие дети. Они не могут, не хотят
быть, действовать в одиночку и дружно
объединяются, что очень свойственно детям.
Устройство Цветочного, Зеленого, Солнечного
городов, где живут коротышки, — это справедливое
устройство городов детей: здесь господствует
справедливость. Никто не посягает на
свободу другого, все трудолюбивы, изобретательны,
любят мастерство, искусство. Из этого
и вытекает благотворная мораль. Среди коротышек встречаются мудрые бородатые волшебники, ученые профессора и неотёсанные юнцы вроде Незнайки. То есть это, по сути, крошечные взрослые люди с чертами характера ребёнка. В мире Незнайки нет
понятия рождаемости и у него
нет родителей. Мир Незнайки атеистичен. Особенно это видно при полете в Космос и создании приборов по управлению погодой. Волшебство и волшебная
палочка - не более чем прирученный
людьми природный феномен, вроде как электричество
или атомная энергия. Волшебная палочка
ему даётся за его заслуги, хорошие
поступки. Качества Незнайки: 1 – гордость Незнайка естествен
в отзывчивости, готов помочь товарищам
в любой беде. А его собственные ошибки
все как-то обусловлены ситуацией, стечением
случайностей, обстоятельствами. Он, конечно,
не прочь прихвастнуть, представить себя
героем, особенно перед девочками. А кто
этого не хочет? В трёх книгах о Незнайке перед нами разворачивается целая мировая история политэкономии: от элементарной меновой экономики — к полному коммунизму (минуя развитой социализм), а затем вдруг в «загнивающий» на Луне капитализм. В Солнечном городе (гл.24) Незнайка так описывает экономику Цветочного города: «...Значит, вы должны дать портному за брюки, скажем, грушу. Но если портному не нужна груша, а нужен, к примеру сказать, стол, то вы должны пойти к столяру, дать ему грушу за то, что он сделает стол, а потом этот стол выменять у портного на брюки»... И т.д. Да, при такой экономике
жить трудно. Зато на Луне товарно-денежные
отношения очень похожи на наши — там
капитализм. Роман-сказку «Незнайка на
Луне» экономисты называют самым толковым
и доступным учебником политэкономии.
Побывав вместе с Незнайкой на Луне, даже
какая-нибудь подслеповатая бабушка отлично
усвоит, что такое акционерное общество,
реклама, продажная пресса, лопнувший
банк, биржа, забастовка, безработица,
что такое рыночные отношения, в конце
концов. Из этой книжки можно узнать, как
Пончик стал миллионером и почему разорился.
Как Незнайка хотел бежать с деньгами
вкладчиков, но его самого надули компаньоны. Очень интересно проанализировать
игру имен (Торопышка, Растеряйка, Пачкуля,
Винтик и Шпунтик, Жулио, Пилюлькин, Скуперфильд,
Сиропчик, Синеглазка и т.д.), выразительность
речи разных малышей, их реакции на различные
проделки. Вся жизнь коротышек преподносит забавный урок нравственности. Борьба за свободу от гнета злых коротышек-эксплуататоров тоже увлекает как идеей, гуманистическим смыслом, так и примером наших маленьких героев. Все малышки и, конечно, Незнайка набираются опыта, ума, вырастают внутренне. Всем понятна тягчайшая болезнь Незнайки — тоска по родине: возвратясь в Цветочный город, он целует родную землю. Уроки Незнайки и его
друзей, разумеется, вбирают в себя и дети-читатели. Дружба Незнайки и
Кнопочки. Оба взаимообучаются. Кнопочка
учится непосредственности и открытости
Незнайки, взамен обучая и воспитывая
его как личность. Различные многочисленные новаторские приспособления. В сказочных изобретениях, которые Носов играючи разбросал по страницам книги «Незнайка в Солнечном городе», современный читатель с удивлением обнаруживает идеи вещей, изменивших и продолжающих менять наш образ жизни. А некоторые из этих идей еще ждут своего часа. Упоминаемый в 6-й главе реактивный паровоз явно вдохновлен образами стартовавшей в те годы ракетно-космической эры. В реальности экспериментальный реактивный локомотив таки-был создан в США в 1966 году, а в СССР – в начале 1970-х. Описанная в 7-й главе технология управления погодой в Солнечном городе и его окрестностях (один порошок распылялся, когда был нужен дождь, второй – когда требовалась хорошая погода) на момент написания книги уже имела аналог в реальности. Описывая
в 9-й главе «радиомагнитную Не Носов изобрел
кухонные лифты, которые доставляли еду
в квартиры жителей Солнечного города
(глава 22). Авторство этой идеи приписывается
Томасу Джефферсону, третьему президенту
США – и заодно изобретателю вращающегося
кресла. Кроме кресла, Джефферсон сконструировал
вращающуюся дверь с полками, позволявшую
быстро передавать блюда из буфетной в
столовую комнату. Позже появились кухонные
лифты (или, как их еще называли, «немые
официанты»), которые связывали гостиную
с кухней, расположенной в цокольном этаже.
Ноу-хау Носова связано, скорее, не столько
с самой технологией, сколько с переменами
в образе жизни – и заключается в том,
что он связал кухни в квартирах коротышек
с общественными столовыми, позволяя жителям
Солнечного города с минимальными усилиями
получать завтраки, обеды и ужины прямо
на дом. Видео 360°, 3D-видеоНа каждом «радиокомбайне»
в книге Носова установлена шаровидная
телекамера, позволяющая снимать
часть самого комбайна и все, что
происходит вокруг него. Затем изображение
передается на один из шаровидных экранов,
которыми окружен машинист на центральной
станции. Как раз технология 3D.
|
Гарри
Поттер - главный герой книг английской
писательницы Джоан Роулинг. Все семь
книг Джоан наполнены волшебством, добром
и дружбой, и мастерским переплетением
реального мира и мира чудес. Гарри Поттер – лишний человек в семье Дурслей, которому постоянно говорят о его ущербности и ненужности. Гарри - обычный мальчик, который однажды узнает, что он волшебник. После этого он отправляется в школу волшебства и магии Хогвартс. С этого момента и начинаются его увлекательные приключения. Гарри Поттер попал
в Хогвартс в возрасте 11 лет и
провел в нем, за исключением летних
каникул, 6 лет. Там он нашел новых
друзей, таких как Рон Уизли, Гермиона
Грейнджер, Невилл Долгопупс, Джинни Уизли
и других. Друзья Гарри Поттера постоянно
действуют вместе, планируют, общаются,
развлекаются, переносят неприятности.
Волшебная страна содержит несколько
школ чародейства и магии. Школа Хогвартс
– оплот справедливости, пока в ней находится
директор школы Дамблдор. Всё честно, открыто.
Школа Хогвартс – становится лучшим местом
для Гарри и его друзей, чем реальный мир
маглов (людей). Бородатые волшебники
с глубокими познаниями, философскими
мыслями и юные ученики школы Чародейства. У Гарри нет родителей. Он рос без них во враждебной обстановке. Не знал, что такое семья. Мир поттерианы
достаточно атеистичен. Ну, Рождество
встречают и только. Никаких храмов,
священников, обрядов, Качества Гарри: Гарри лидер по натуре.
По природе он гордый и, быть может,
где-то самолюбивый человек, у него
очень развито чувство Не говоря о людях, дорогих ему, он сострадает Добби, Невиллу (особенно в пятой книге), но даже более того, Гарри сострадает Снейпу! С первой части Гарри Поттера мы знакомимся с банковским миром волшебников. Банк Гринготтс – самое надежное место, где хранятся депозиты и вклады волшебников. Гарри сам учится распоряжаться деньгами, покупает себе школьные принадлежности, летающую метлу, угощает сладостями друзей и др. Затрагиваются все современные финансовые операции. И завещание Блэков, наследство, недвижимость, частная собственность, вклады, различная валюта, бухгалтерский учет в Банке Гринготтс и финансовые клерки – гоблины. Студенты Хогвартса снимают деньги со счета в Банке перед каждой своей покупкой. Братья Уизли открывают собственное дело. Производят различные шуточные мелочи для шкодливых поступков. Они ищут способ взять кредит. Получая деньги от Гарри, открывают собственный магазин и проводят рекламу, ведут свой бизнес. В то же время, не всё
можно купить, не всё делается за
деньги. Все имена автор расшифровывает. Имя каждого героя раскрывает его сущность. Имена содержат большей частью латинские корни, как и заклинания. Все заклинания легко перевести на русский язык с латыни, а страны с романскими языками понимают всё без перевода. Voldemort - по-французски: 'vol' - "полет", 'de' - предлог, связывающий части словосочетания, 'mort' - "смерть" во французском и латинском. Rubeus (Rubeus Hagrid) - по-латински "ежевика". Malfoy - 'Mal foi' по-французски
означает "неверность". Гарри хорошо знаком и с миром маглов (людей), часто возвращается в этот мир. Подражательность миру Гарри Поттера по всему миру принимает фанатичные формы. Внешняя подражательность героям и внутреннее желание быть героем. Гермиона намного
умнее Гарри Поттера, она всегда
делает уроки, знает все заклинания,
пытается ему подсказывать на уроках,
из всех бед придумывает выход. Взамен
она учится человечности и другим
качествам у Гарри, т.к. сама интеллектуал
по натуре. В романе Роулинг не
так много чудес техники, поскольку
внешне автор пыталась создать обстановку
прошлого века. Но те, что есть –
отличаются от привычного мира. Паровоз на невидимой
платформе в Гарри Поттере
внешне очень стар, требует модернизации,
но как он перемещается, на зависть
современным поездам. В Хотвартсе погода устанавливалась по команде директора школы Чародейста. Солнечное небо, звездное небо, тучи, снег – всё это поражало Гарри. Волшебная палочка давала возможность матери Уизли «заказать» автоматическое вязание, автоматическое мытье посуды, уборку, стирку. Технология перемещения
была различной. Герои романа могли
перемещаться, взявшись за проводник
и вмиг оказаться за много километров.
Могли сыпать волшебный порошок
и называть адрес направления. Могли
вызвать автобус-помощник, который
перемещался по странам Европы с
неимоверной скоростью. Это помимо
летающей метлы и летающего автомобиля
семьи Уизли. В Хогвартсе еда
на столах появлялась и исчезала благодаря
стараниям домовых эльфов. Кухня
располагалась этажом ниже банкетного
зала. Газеты с анимированным
изображением, технологии 3D на афишах,
в книгах, на фотографиях, журналах
волшебников. Зеркало Сириуса –
как видеозвонок с мобильного
телефона. Дома, палатки с
виду были небольшими. Внутри помещение
было обширным, вместительным. Небольшая
палатка вмещала огромный особняк
с несколькими просторными Движущиеся шахматные
фигуры – впечатляющая сцена игры
в шахматы, где все фигуры откликаются
на голосовые команды и |
С определённого возраста
к чтению детских книг возникает
дурацкий психологический барьер, который
может отрезать человека от любимых
произведений на всю жизнь. Действительно,
когда учишься в старших