Судьба Германа Мелвилла и его романа «Моби Дик».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:23, реферат

Описание

Судьба Германа Мелвилла (1819-1891) была странной и трагичной. Сын разорившегося нью-йоркского коммерсанта, он был вынужден с детских лет зарабатывать на пропитание и практически не получил никакого образования. Его колледжами были банк и юридическая контора, где он служил рассыльным и переписчиком бумаг, его университетами - матросский кубрик и корабельная палуба. Тем не менее Мелвилл был человеком широко и разносторонне образованным. Никто из американских романтиков не может сравниться с ним по глубине философского осмысления жизни, по дерзости и бесстрашию мысли.

Работа состоит из  1 файл

Судьба Германа Мелвилла.docx

— 28.71 Кб (Скачать документ)

Мысль Мелвилла отказывалась работать в рамках господствующих представлений современной религии  и философии, сводивших любые  «высшие законы» мироздания к  различным вариантам божественной силы. Пессимист и скептик, он сомневался в справедливости и плодотворности подобных представлений. В своем  романе он подверг их анализу и  проверке, которой ни одно из них в конечном счете не выдержало. Вместе с тем писатель понимал, что ему не удастся уйти от вопросов, связанных с индивидуальным сознанием. Познание универсальных законов было им поставлено в зависимость от деятельности человеческого разума, который представлялся Мелвиллу отнюдь не безупречным инструментом. Отсюда новая задача - исследовать гносеологические принципы современного мышления, или, иными словами, основные типы познающего сознания. Именно таков философский смысл многочисленных сцен, эпизодов и образов романа, так или иначе соотнесенных с Белым Китом, в котором символизирована «высшая сила», «высшая воля», «универсум».

Среди многочисленных вариантов познающего сознания Мелвилл  выделяет три: индифферентное, субъективно-проецирующее и объективно-созерцательное. Первое - бесплодно. Оно только регистрирует явления, не различая их символического смысла, и не интересуется универсальными законами. Второе - трагично. Оно не способно постигнуть объективный смысл вещей, но проецирует на них свои собственные субъективные представления как, например, Ахав проецирует на Белого Кита представление о мировом зле, живущее в его мозгу. Ему, в сущности, все равно, каков Моби Дик на самом деле и каково истинное содержание символически воплощенных в нем сил. Он полагал, что может одолеть мировое зло, уничтожив Белого Кита. На самом же деле Ахаву открыт один путь - самоуничтожение. Истина открывается лишь созерцательному сознанию Измаила, которое, как и сознание самого Мелвилла, функционирует на путях, близких к гносеологии Шеллинга, нередко при этом взламывая ограничительные барьеры идеалистического мышления и приходя к недвусмысленно материалистическим выводам.

С точки  зрения ортодоксальной религиозности  истина, открывающаяся Измаилу, безбожна, крамольна и ужасна: во Вселенной  нет высших сил, направляющих жизнь  человека, общества, народов и государств. В ней нет ни бога, ни абсолютного  духа, ни провиденциальных законов. В  ней - только безмерность, пустота и  неопределенность. Ее могучие силы ненаправленны. Она безразлична ко всему, в том числе и к человеку. Чудовищная мощь, энергия, подвижность и злоба Белого Кита не означают ничего, равно как и снежная белизна его - всего лишь «всецветная бесцветность».

«Моби Дик» был грозным предупреждением  соотечественникам, которые, как представлялось Мелвиллу, безрассудными своими действиями влекли корабль американского государства  к катастрофе, бездумно уповая на вмешательство  высших сил. Нет высших сил! - говорил  им писатель. Нет божественного разума, нет закона судеб! Судьбы Америки  в ваших собственных руках!

Первая  половина 50-х годов являет собой  вершину в истории американского  романтизма. Именно в это время  увидели свет важнейшие сочинения  Готорна, Мелвилла, Уитьера, Эмерсона, Бичер-Стоу, Торо, Лонгфелло, Уитмена и многие другие произведения, менее знаменитые, но сыгравшие существенную роль в литературной жизни Америки.

Подъем  романтического движения в США был  неспешным и занял три десятилетия, упадок же - стремителен и катастрофичен. К началу Гражданской войны, т. е. к 60-м годам, романтизм как литературное течение исчерпал себя и практически  перестал существовать. Литературная жизнь Америки в предвоенные  годы была по видимости активной и  даже бурной, но в то же время вступила в полосу мучительного кризиса. Полностью сошло со сцены старшее поколение романтиков; младшее испытывало мучительную неуверенность и не чувствовало себя в силах справиться с новыми сложнейшими проблемами, которые выдвигала историческая действительность. Романтическое искусство переживало полосу глубокого упадка, и процесс этот был необратим. Можно сказать так: поднявшись на высочайшую вершину, американские романтики увидели, что дальше пути нет. Они ушли со сцены без шума и борьбы, оставив потомкам богатейшее художественное и философское наследие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

  1. А.Старцев. Герман Мелвилл и его «Моби Дик», в кн.: Г. Мелвилл. Моби Дик. М., 1962
  2. История всемирной литературы. - Т. 6. - М., 1989. - С. 577-582
  3. . Ковалев Ю. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л.: Художественная литература, 1972. - 280 с.
  4. Bryant, John. "Moby-Dick as Revolution." Cambridge University Press, 1998.

Информация о работе Судьба Германа Мелвилла и его романа «Моби Дик».