Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:34, контрольная работа
Цель работы. Цель работы изучить Сумарокова А. П. как теоретика русского классицизма.
1. Описать жизненный путь Сумарокова А. П.
2. Рассмотреть Сумарокова как теоретика классицизма.
3. Необходимо определить вклад Сумарокова в развитие русского театра.
Введение 3
1. Жизненный путь Сумарокова А. П. 4
2. Сумароков – теоретик классицизма 5
3. Вклад Сумарокова в развитие русского театра 11
Заключение 15
Список литературы 17
Сумароков был первым писателем-дворянином, для которого литература стала основным делом жизни. Жить литературой в то время было нельзя, это во многом обусловило тяжесть материальных невзгод Сумарокова. В прошении на имя Екатерины II Сумароков писал о бедственном своем положении: «Всему сему главная причина любление мое к стихотворству, ибо я на него полагался и на словесные науки, не столько о чинах и об имении рачил, как о своей музе». Сам Сумароков склонен был считать себя родоначальником силлабо-тонического стихотворства и в статье, полемически направленной против Ломоносова, «К несмысленным рифмотворцам» заявлял, что, когда он начал писать, «и стихотворцев у нас еще не было и научиться было не у кого. Я будто сквозь дремучий лес, скрывающий от моих очей жилище муз, без проводника проходил...». Это, конечно, было далеко от истины, но заслуги Сумарокова в развитии русской поэзии несомненны.
Если Тредиаковский открыл, что российское стихотворство должно быть тоническим, а Ломоносов произвел истинную реформу, то Сумароков дал образцы почти всех видов тонического стиха. Выступая как драматург, поэт, теоретик, критик, Сумароков считал, что его литературная деятельность — служение обществу, форма активного участия в общественной жизни страны. Он был передовым человеком своего времени, дворянским просветителем, творчество которого высоко ценили Радищев и Новиков.
2. Сумароков — теоретик классицизма.
А.
П. Сумароков своим
Важным литературным событием стали напечатанные в 1748 г. Сумароковым две стихотворные эпистолы — «О русском языке» и «О стихотворстве», в которых Сумароков выступил как теоретик классицизма. В первой он говорит о необходимости обогащать литературный язык за счет неустаревших церковнославянских слов и избегать слов иностранных. В этом он сближается с Ломоносовым. В «Эпистоле о стихотворстве» (1747), уже в отличие от Ломоносова, Сумароков, теоретически обосновывая жанры классицизма, утверждает равноправие всех жанров, не отдавая предпочтения ни одному из них:
Все хвально: драма ли, эклога или ода —
Слагай, к чему тебя влечет твоя природа...
Впоследствии обе эти эпистолы были переработаны и составили одну — «Наставление хотящим быти писателями», изданную в 1774 г.
На упрек Тредиаковского в заимствовании эпистолы из «Искусства поэзии» Буало Сумароков отвечал, что он «не вес взял из Буало», имея в виду свое осмысление эстетического кодекса и самостоятельную разработку им отдельных жанров. Тем не менее Сумароков не отрицает своей зависимости от теории Буало. «Епистола моя о стихотворстве, — говорит он,— вся Боалова, а Боало взял из Горация. Нет: Боало взял не все из Горация, а я не все взял из Боало...»
К 40-м годам относится и начало драматургической деятельности Сумарокова, ибо сильнейшим средством воспитания дворянства он считал театр. В трагедиях своих, одном из самых характерных жанров классицизма, Сумароков ставит большие, общественно значимые проблемы. Современники высоко оценили этот вид драматургии Сумарокова, называя его «северным Расином», основоположником драматургии русского классицизма.
Сумароков еще кадетом имел, как и другие, свободный доступ в дворцовый театр Кадеты создали и свою, любительскую труппу, в репертуаре которой были трагедии французских классиков, в том числе Вольтера. Особенное внимание в царствование Елизаветы I уделяется французскому языку и французской культуре. Формировались новое светское русское национальное искусство и литература, в некоторой степени основанные на традициях западноевропейского барокко, рококо и классицизма, одновременно хлынувших в Россию и оказавших влияние на становление раннего русского классицизма.
Светские развлечения при дворе способствовали серьезному увлечению Сумарокова театром. И в 1747 г. он создает первую национальную русскую трагедию «Хорев» на сюжет из древней русской истории. Сначала она была сыграна любительской труппой, состоявшей из учеников Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.
Успех спектакля привлек внимание Елизаветы I, и трагедия была играна при дворе. В 1750 г. он был закреплен постановками труппы Федора Волкова, что подвигло Сумарокова продолжить занятия драматургией .
Начинается деятельная литературная работа Сумарокова .В 1750 г. он написал несколько пьес, тогда же представленных на придворном театре: комедию «Тресотиниус» (пародия на Тредиаковского, который к этому времени становится его литературным недругом), трагедию «Гамлет» (вольное переложение трагедии Шекспира), трагедии «Синав и Трувор», «Аристона», «Семира». С этого времени с именем Сумарокова связывается создание трагедии нового типа, которая легла в основу структуры жанра и была воспринята последующими русскими драматургами.
На это время приходится окончательное оформление жанра и его проблематики в творчестве Сумарокова. Он не только становится первым отечественным драматургом, но широко вводит в пьесы политическую общественно значимую проблематику.
Ключевой проблемой его трагедий, созданных на сюжеты из истории Киевской Руси, становится проблема долга монарха перед страной и своими подданными.
Основой коллизии пьес является нарушение монархом своего долга, его
несправедливые действия. В первых трагедиях это приводит к гибели подданных, которыми обычно являются влюбленные. В поздних трагедиях Сумарокова подданные представляют собой активную силу. Действия монарха вызывают протест, который выливается в восстание против царя, спасающегося волей случая. Такова поздняя редакция трагедии «Семира». Сумароков поднимает в своих трагедиях актуальные политические, социальные и моральные проблемы современного общества, личности и государства, в частности проблему активной гражданской позиции в общественной жизни, критически оценивая роль неограниченной абсолютной монархии. Это была проповедь идей аристократической фронды. Насыщенность политическими иллюзиями и атмосфера повышенной сентиментальной чувствительности — отличительные черты трагедии Сумарокова. Трагедии Сумарокова присуще совершенно иное понимание сущности трагического конфликта, чем французской, подражателем которой он несправедливо считался.
В отличие от французской трагедии Расина, Корнеля, Вольтера и др. у Сумарокова, в соответствии с русским сознанием XVIII в., интересы чувства и долга, личности и государства не противопоставлены, а подчинены друг другу, поскольку идея государственности была определяющей для идеологии России того времени. В одной из первых трагедий — «Гамлет» — основой конфликта является не дилемма чувства и долга, которые борются в душе Гамлета: долг мщения убийце отца Полонию и страсть к Офелии, дочери убийцы отца. Мщение выступает как общественный долг, который состоит в освобождении народа от тирана. Трагическая коллизия находит воплощение и в решении узурпатора избавиться от своей соучастницы, Гертруды, и жениться на Офелии. В трагедии Сумарокова торжествует справедливость. Заслуженная смерть тирана составляет развязку.
30 августа 1756г. был официально учрежден национальный русский публичный театр в Петербурге (впоследствии Александрийский), куда был определен директором Сумароков. Процесс управления театром был очень трудоемким и обременительным. Сумарокову самому приходилось не только обучать актеров декламации, жесту и прочим основам актерского мастерства, но и думать об устройстве их жилища, о театральном помещении, оркестре, афише и т.д. Это лишало его душевного спокойствия и «поэтической мысли», не оставляя времени для сочинительства.
Сумароков управлял театром не особенно долго. В 1761 г. из-за каких-то неизвестных столкновений с артистами и недоразумений Сумароков подает прошение об увольнении от звания директора театра.
В 1769 году он переехал в Москву, где и поселился. Немедленно же он принял активное участие в театральных делах в Москве, где в это время театр пришел в упадок. Почти сразу по приезде в Москву Сумароков взял на себя хлопоты о театре в Москве, которым в то время заведовал М.М. Херасков. Театр прекратил, было существование из-за материальных затруднений. Сумароков бомбардировал Екатерину II прошениями принять участие в судьбе театра, организовал управление, добился упразднения налогов, лишавших театр доходов, участвовал в обучении актеров. Уже в июне — августе 1769 г. состоялись успешные постановки двух его пьес. Страстному увлечению Сумарокова театром и дальнейшей судьбе как поэта и драматурга помешал скандал, разразившийся вокруг московского театра в начале 1770 г. Скандал этот был организован недоброжелателями Сумарокова. Заключался он в том, что провалилась постановка переделанной Сумароковым трагедии «Синав и Трувор», что, как и последовавшие затем события, опозорило автора в глазах публики. Постановка эта, не подготовленная труппой, состоялась вопреки желанию автора, актеров и антрепренеров по распоряжению московского генерал-губернатора П.С.
Салтыкова, рассорившегося с Сумароковым. Раздосадованный Сумароков продолжал жаловаться на П.С. Салтыкова императрице. Императрица прияла сторону генерал-губернатора, отослав ему текст своего письма к поэту. Письмо разошлось по городу в многочисленных копиях. Это только усугубило позор Сумарокова. Дальнейшее его поведение – письма к императрице. В которых он косвенно жаловался на то, что она сделала гласным свой ответ. Разгневало государыню и окончательно испортило их отношения. В конце 1770 г. Сумароков ездил в Петербург для печатания своей новой только что законченной трагедии «Димитрий Самозванец». Успех трагедии превзошел все ожидания. Во время этой поездки в конце 1771 г. Сумароков простился с бывшим при смерти своим давним покровителем и бывшим начальником гр. А.Г. Разумовским, который подарил ему на память золотую табакерку с бриллиантами.
Московская чума, которая началась в октябре 1771 г. и заставила Сумарокова покинуть город и уехать в деревню, отвлекла его от литературных занятий. Вернувшись в Москву после окончания эпидемии, Сумароков, несмотря на свои обиды, вновь хлопочет о восстановлении московского театра, прекратившего существование из-за эпидемии. Но хлопоты прервала тяжелая болезнь, на протяжении восьми месяцев мучившая Сумарокова.
Заключение
С именем Сумарокова связано возникновение постоянного «Русского, для представлений трагедий и комедий, театра», первым директором которого в 1756г. Елизавета назначила Сумарокова. Сумароков видел в театре возможность осуществления воспитательной роли по отношению к дворянству. Создание театра зависело во многом от появления трагедий Сумарокова, составивших его репертуар. К моменту открытия театра Сумароков — автор пяти трагедий и трех комедий. Современники по праву называли его «основателем российского театра». Пять лет стоял он у руководства театром, работа в котором была необычайно трудной: не было постоянного помещения, не хватало денег на постановки, актеры и директор месяцами не получали жалованья. Сумароков писал отчаянные письма Шувалову, вступая в постоянные конфликты. Горячо любивший искусство, преданный делу, Сумароков не был ни достаточно уживчивым человеком, ни хорошим администратором. В 1761 г. ему пришлось уйти из театра.
Драматургическое творчество и работа Сумарокова в те подробно рассматриваются в обширной монографии Б.Н. Асеева "Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века" в ряде глав сквозь призму театральной теории классицизма, с одной стороны, с другой — с точки зрения индивидуального своеобразия пьес Сумарокова. Автор уделяет внимание и первым постановкам первых пьес Сумарокова «Хорев» и «Гамлет» кадетами Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и труппой Федора Волкова. Отмечая как, несомненно, влияние на драматургию Сумарокова театра Расина, и в еще большей степени Вольтера, Асеев главное внимание уделяет проблеме теоретических и практических новаций Сумарокова в этой области, что становится очевидным, если рассматривать театр Сумарокова в контексте русской театральной культуры XVIII в. Традиции, созданные Сумароковым как теоретиком театра и драматургом, определили тип русской «классической трагедии», — отмечает исследователь, считая, что основа ее проблематики — введенная Сумароковым идея общественного долга, тераноборческие и патриотические мотивы. Сумароков, таким образом, был автором «первых русских трагедий , что "было важным этапом в развитии русского театра», так как они, так же как и его комедии, закладывали основы национального репертуара, необходимого для создания национального театра», связанного с прогрессивной общественной мыслью.
Информация о работе Сумароков А. П. – теоретик русского классицизма