Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:32, курсовая работа
В данной работе описаны театры эпохи Возрождения, их формы и техника, здесь также связывается творчество Шекспира с драматургией и театральной культурой эпохи
В начале представления на сцену часто выходил актер, звавшийся «Прологом», в длинной мантии и в лавровом венке, – вероятно, потому, что первоначально эту роль исполнял сам автор, – и произносил вводную речь о характере пьесы, просил зрителей о снисхождении и т. п. Затем обычно появлялся «клоун» (сlawn), т. е. актер, игравший роли шуток, и танцевал национальный танец – «джиг» (jig), распевая шуточные, подчас злободневные куплеты, при чем сам себе аккомпанировал на маленьком барабане и флейте. Затем уже начиналась сама пьеса, которая шла в быстром темпе и без антрактов, за технической ненадобностью их, как было пояснено выше.
Впрочем, некоторые частные театры, а за ними, может быть, и некоторые общественные, ввели с течением времени антракты, заполнявшиеся музыкой; но другие публичные театры, и в том числе «Глобус», этого новшества не приняли. Зато музыка исполнялась среди пьесы охотно, по всякому поводу; оркестр состоял из флейты, свирели, виолы, гобоя, рожка, старинного маленького «органа» и барабана. В конце пьесы иногда произносился эпилог, и все заканчивалось молитвой за королеву (или короля), которую актеры пели стоя на коленах. Весь спектакль занимал не более 2–2½ часов; это позволяет думать, что в тексте иногда делались купюры (почти наверное – в «Гамлете», где они падали на наиболее философские места его).
Нам трудно судить о стиле игры актеров. По-видимому, существовало несколько манер ее. Судя но сцене разговора Гамлета с актерами, где он сетует на тех из них, которые стараются «пере-иродствовать Ирода», весьма в ходу были аффектированная дикция и размашистый жест, которых Шекспир явно не одобрял. Но они были весьма в духе демократического Ренессанса и отвечали стилю модных «кровавых» трагедий. Амплуа актеров, невидимому, уже начали различаться (первый герой; шут; сам Шекспир, играющий роли только пожилых людей), но едва ли очень подробно. Публика «колодца» реагировала на игру весьма экспансивно, и бывали случаи столкновении между нею и не удовлетворявшими ее исполнителями. [1, 145-161].
Таковы были формы и техника театра эпохи Возрождения. Несовершенства сцены и скудость средств ее бросались в глаза, и многие просвещенные люди эпохи осыпали насмешками желание ставить пьесы типа шекспировских в таких условиях. Известно, что борцов за систему трех единств (классицизма) побуждала к этому не столько преданность правилам Аристотеля, сколько ощущение зрительного неправдоподобия при смене мест и времен в условиях тогдашней сцены, не знавшей кулис, декораций и достаточной обстановочности. В эту сторону направляли свои стрелы и критики шекспировской эпохи. «Смотрите», – писал в 1583 г. Филипп Сидней, – «вот три дамы вышли прогуляться и нарвать цветов: вы, конечно, представляете себе на сцене сад. Но через некоторое время вы услышите тут же разговор о кораблекрушении, и вас покроют позором, если вы не вообразите себе скал и моря. Вот две армии с четырьмя мечами и одним щитом, – и чье сердце не испытывает при этом всех треволнений, вызываемых генеральным сражением?» [1, 177].
Во имя этого, Сидней проповедовал соблюдение единств места и времени. Но Шекспир, вслед за Марло и другими, не захотел ограничивать таким путем своего творчества и, сознавая все недостатки своей сцены и извиняясь за свою смелость перед публикой, положился на добрую волю зрителя и на его воображение, этого, по выражению И. Тэна, «лучшего машиниста». И эту смелость его будущее, так же как и современность, всецело оправдали. [1, 178]
Библиография
Приложение 1
Театр «Лебедь» в Лондоне. (По рисунку Де-Витта, 1596 г.)
Приложение 2
Английская сцена эпохи Шекспира (реконструкция Бродмейера)