Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:39, сочинение
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.
Роман М. Булгакова
«Мастер и Маргарита» — многомерное
и многослойное произведение. В нем
соединены, тесно переплетаясь, мистика
и сатира, самая безудержная фантастика
и беспощадный реализм, легкая ирония
и напряженная философия. Одной из главных
философских проблем романа является
проблема взаимоотношения добра и зла.
Эта тема всегда занимала ведущее место
в русской философии и литературе.
В булгаковском романе четко прослеживаются
различия между двумя этими силами. Добро
и зло здесь персонифицированы: олицетворением
добра выступает Иешуа Га-Ноцри, а воплощением
зла — Воланд.
Иешуа — это воплощение чистой идеи. Он
— философ, странник, проповедник добра,
любви и милосердия. Его цель была в том,
чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная
философия Иешуа такова: «Злых людей нет
на свете, есть люди несчастливые». «Добрый
человек», — обращается он к прокуратору,
и за это его избивает Крысобой. Но дело
не в том, что он так обращается к людям,
а в том, что он действительно ведет себя
с каждым обычным человеком так, как будто
бы он есть воплощение добра.
Вечное стремление людей к добру неодолимо.
Прошло двадцать веков, а олицетворение
добра и любви — Иисус — жив в душах людей.
Мастер, главный герой романа, пишет роман
о Христе и Пилате.
Мастер пишет роман, восстанавливая евангельские
события, придавая им статус реальных.
Через него Добро и Истина снова приходят
в мир и снова остаются неузнанными.
Воланд, как Мефистофель и Люцифер, является
воплощением зла. Считается, что главное
занятие Сатаны — неутомимое сеяние соблазнов
и разрушения. Но, вчитываясь внимательно
в роман, можно убедиться, что Воланд для
этого как-то слишком гуманен.
Мне кажется, что Воланд, олицетворяя зло,
явился в данном случае посланником добра.
Во всех поступках можно увидеть или акты
справедливого возмездия (эпизоды со Степой
Лиходеевым, Никанором Босым), или стремление
доказать людям существование и связь
добра и зла.
Поэтому Воланд в художественном мире
романа — не столько противоположность
Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро
и зло в жизни удивительно тесно переплелись,
особенно в человеческих душах. Когда
Воланд в сцене в Варьете испытывает публику
на жестокость и лишает головы конферансье,
сердобольные женщины требуют поставить
голову на место. И тут же мы наблюдаем,
как те же самые женщины дерутся из-за
денег. Думается, что Воланд карал людей
злом за их зло ради справедливости. Зло
для Воланда — не цель, а средство справиться
с людскими пороками.
На первый взгляд, итоги романа неутешительны.
И в романе мастера, и в романе о мастере
добро в борьбе со злом терпит поражение:
распят Иешуа, сожжен роман. Столкновение
творческого духа с неправедной реальностью
заканчивается страданием и смертью. Но
Воланд говорит: «Все будет правильно.
На этом построен мир». Это значит, что
действительность существует все-таки
ради добра. Мировое зло и страдание —
нечто преходящее, они закончатся вместе
со всей драмой бытия.
Но в жизни каждого человека бывает момент,
когда он должен выбирать между добром
и злом.
Понтий Пилат
в трудной ситуации проявляет
малодушие, и он карается вечными
муками совести. Отсюда вывод: как ни
перепутаны в мире добро и зло,
их все-таки нельзя путать. Трусость, предательство
— самые тяжкие человеческие пороки.
Роман «Мастер и Маргарита» — роман об
ответственности человека за добро и зло,
которое совершается на земле, за собственный
выбор жизненных путей, ведущих или к истине
и свободе, или к рабству и предательству.