Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:36, реферат
Цель работы – исследовать проблемы, связанные с колонизациями европейцами на территории Америки на примере романа Купера «Последний из могикан».
Предметом исследования является конфликт колонизаторов и местных жителей материка.
Объектом исследования выступают сложные отношения европейцев и аборигенов, влияние «белых» на краснокожих.
Задачи исследования:
- охарактеризовать американскую романтическую литературу XIX века;
- обозначить значение творчества Ф.Купера в литературе эпохи романтизма США;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..….3
ГЛАВА I МЕСТО ТВОРЧЕСТВА Ф.КУПЕРА В АМЕРИКАНСКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА……………...….…..…..4
1.1 Общая характеристика романтической эпохи в США.….....4
1.2 Особенности исторического романа
Ф.Купера………………………………………………………8
ГЛАВА II ТЕМА ОСВОЕНИЯ КОНТИНЕНТА В РОМАНЕ Ф.КУПЕРА «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН»………………………………………......14
1.1 Отражение проблем фронтира в произведении………………14
1.2 Образы англичан и французов в романе………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
20
Министерство образования и науки Украины
Севастопольская городская государственная администрация
Севастопольский городской гуманитарный университет
Филологический факультет
кафедра русского языка и зарубежной литературы
Тема освоения континента в романе Ф.Купера «Последний из могикан»
Севастополь 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I МЕСТО ТВОРЧЕСТВА Ф.КУПЕРА В АМЕРИКАНСКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА……………...….…..…..4
1.1 Общая характеристика романтической эпохи в США.….....4
1.2 Особенности исторического романа
Ф.Купера………………………………………………………8
ГЛАВА II ТЕМА ОСВОЕНИЯ КОНТИНЕНТА В РОМАНЕ Ф.КУПЕРА «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН»………………………………………......
1.1 Отражение проблем фронтира в произведении………………14
1.2 Образы англичан и французов в романе………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена теме освоения американского континента, представленной в романе Ф.Купера «Последний из могикан». Эта проблема является довольно актуальной в наше время, поскольку в связи с различными мировыми политическими противоречиями и проблемами общество нуждается в достоверной истории своего народа. Необходимо помнить, что все блага доставались человечеству путем лишений и кровопролитных битв. И мы видим сейчас, что обстановка в современном мире мало чем отличается от не такого уж и далекого прошлого. Многие государства вступают в войны ради наживы. Люди гибнут целыми нациями, часто оказываясь ни в чем не повинными жертвами жестоких агрессоров, которые потеряли гуманность в поисках своего благосостояния.
Цель работы – исследовать проблемы, связанные с колонизациями европейцами на территории Америки на примере романа Купера «Последний из могикан».
Предметом исследования является конфликт колонизаторов и местных жителей материка.
Объектом исследования выступают сложные отношения европейцев и аборигенов, влияние «белых» на краснокожих.
Задачи исследования:
- охарактеризовать американскую романтическую литературу XIX века;
- обозначить значение творчества Ф.Купера в литературе эпохи романтизма США;
- рассмотреть образы англичан и французов в романе;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав («Место творчества Ф.Купера в американской романтической литературе XIX века », «Тема освоения континента в романе «Последний из Могикан»), заключения и списка использованной литературы общим объемом 20 страниц.
ГЛАВА I
МЕСТО ТВОРЧЕСТВА Ф.КУПЕРА В АМЕРИКАНСКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
1.1 Общая характеристика романтической эпохи в США
Романтическая эпоха в истории американской литературы охватывает почти полстолетия: начало ее приходится на второе десятилетие XIX в., конец озарен пламенем Гражданской войны 60-х годов.
Романтизм относится к числу наиболее сложных, внутренне противоречивых и неспокойных периодов в американской литературной истории. Вместе с тем трудно переоценить его значение. Здесь складывались непреходящие традиции национальной литературы. Но процесс е формирования был полон драматических конфликтов, жестокой полемики, больших и малых литературных войн.
Фундаментом романтической идеологии явилось стремительное социально-экономическое развитие страны в начале XIX в., поднявшее ее до уровня наиболее развитых европейских держав и обеспечившее плацдарм для последующего капиталистического прогресса. Подобных темпов не знала в XIX столетии ни одна страна мира. В считанные десятилетия США из конгломерата разобщенных аграрных колоний превратилась в мощную державу с высокоразвитой промышленностью, торговлей, финансами, сетью коммуникаций и огромным флотом. Именно в этом процессе начал постепенно выявляться уродливый нравственный смысл прагматической этики буржуазной Америки.
Энергичные преобразования в экономической и социальной структуре США в 20 – 30-е годы XIX в. Объясняют не только самый факт возникновения романтической идеологи, но и некоторые ее специфические особенности, в частности своеобразный дуализм – соединение патриотической гордости за молодое отечество и горечи разочарования, вызванного перерождением демократических идеалов революции.
При дальнейшем развитии романтической идеологии в США первоначальная сбалансированность этих элементов быстро нарушилась. Первый неукоснительно убывал, второй нарастал.
Эпоха романтизма в истории американской литературы более или менее отчетливо делится на три этапа. Ранний (20 – 30-е годы) – это период «нативизма» – романтического освоения национальной действительности, природы, истории, попытки художественного исследования американкой буржуазной цивилизации, ее заблуждений, ошибок и аномалий. Существенно, однако, что исследование это исходит в целом из убежденности в здоровой основе американской демократии, способной справиться с «внешними» отрицательными влияниями.
Непосредственным предшественником раннего этапа был предромантизм, развивавшийся еще в рамках просветительской литературы . Крупнейшие писатели раннего романтизма – В. Ирвинг, Д.Ф. Купер, У.К. Брайент, Д.П. Кеннеди и др. С появлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения. Вместе с тем в раннем романтизме зреют критические тенденции, являющиеся реакцией на негативные последствия укрепления капитализма во всех сферах жизни американского общества. Они ищут альтернативу буржуазному укладу и находят ее в романтически идеализированной жизни американского Запада, героике Войны за независимость, свободной морской стихии, патриархальном прошлом страны и т.д.
Зрелый этап (конец 30-х – середина 50-х годов), наступление которого сопряжено с экономическими потрясениями конца 30-х годов, мощным подъемом радикально-демократических движений, тяжкими внутри- и внешнеполитическими конфликтами 40-х годов, характеризуется рядом трагических открытий, сделанных романтиками, и в первую очередь открытием, что социальное зло не воздействует извне на якобы идеальную общественную структуру, а кренится в самой природе американской буржуазной демократии. В зрелом американском романтизме преобладают драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Н. Готорн), настроения скорби, тоски (Э. По), сознание трагизма человеческого бытия (Г. Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в своей душе печать обреченности. На данном этапе американский романтизм переходит от художественного освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира, приобретает философскую глубину. В художественный язык зрелого американского романтизма проникает символика, редко встречающаяся у романтиков предшествующего поколения. По, Мелвилл, Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы. Заметную роль в их творениях начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы.
Финальный этап (от середины 50-х годов до начала гражданской войны) – эпоха кризиса романтического сознания и романтической эстетики в США, в результате которого американские писатели и мыслители постепенно пришли к пониманию того, что романтическое сознание не в силах долее справляться с материалом общественной жизни, не может дать ключей к объяснению ее загадок и указать пути к разрешению ее противоречий. Через полосу тяжелейшего духовного кризиса, повлекшего за собой иногда полный отказ от творческой деятельности, прошли многие писатели этой поры, в том числе В. Ирвинг, Г. Лонгфелло, Д. Кеннеди и др. Романтическая идеология и романтическая литература в США возникли значительно позднее, чем в передовых странах Европы. К началу 20-х годов, когда американские романтики впервые обратили на себя внимание своих сограждан, романтическое движение в европейской мысли и литературе уже накопило богатый опыт. Американские мыслители и поэты широко пользовались завоевания европейского – особенно английского – романтизма. Речь идет не только о подражаниях и заимствованиях, коих было предостаточно, но и о творческом использовании опыта европейской романтической философии, эстетики и литературы.
На всех этапах развития для американского романтизма характерна тесная связь с общественно-политической жизнью страны. Именно это делает романтическую литературу специфически американской по содержанию и форме. Кроме того, существуют и некоторые другие отличия от европейского романтизма. Американские романтики выражают свое неудовлетворение буржуазным развитием страны, не принимают новых ценностей современной Америки. Сквозной в их творчестве становится индейская тема: американские романтики проявляют искренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу.
Американский романтизм, в большей степени, чем романтизм европейский, обнаруживает глубокую и тесную связь с идеологией и эстетикой Просвещения. Это касается политических теорий, социологических идей, методологии мышления, жанровой эстетики. Иными словами, американский романтизм выступает не только в роли разрушителя просветительской идеологии, но и в роли прямого ее наследника.
Американские романтики – создатели национальной литературы США. Это, прежде всего, отличает их от европейских собратьев. В то время как в Европе начала XIX в. национальные литературы закрепили за собой качества, складывавшиеся в течение почти целого тысячелетия и ставшие их специфическими национальными чертами, американская литература, так же как и нация, еще только определялись. На американских романтиков была возложена довольно серьезная задача, кроме формирования национальной литературы они должны были создавать и весь сложный этико-философский кодекс молодой нации – помогать ей сформироваться.
Кроме того, необходимо отметить, что для своего времени романтизм был наиболее действенным методом художественного освоения действительности; без него процесс эстетического развития нации был бы неполным.
Таким образом, проследив историю развития американской романтической литературы, мы обнаруживаем, что поиск романтического идеала, который противостоит антигуманной действительности, провоцируется разочарованием результатами послереволюционного развития страны. Поэты и прозаики акцентировали внимание на потребностях растущего национального самосознания американцев. И одним из первых деятелей литературы смог уловить эти потребности Фенимор Купер. Его творчество было важным новым этапом, Купер способствовал утверждению жанра исторического романа в американской литературе.
1.2 Особенности исторического романа
Джеймс Фенимор Купер (1789 – 1851) с полным основанием считается создателем американского исторического романа, основоположником «морского романа» в мировой литературе и, наконец, творцом того особого типа романтического повествования, в котором комплексно разрабатывались национальные темы «границы», исторической судьбы индейских племен, американской природы и которое до сих пор не получило четкого терминологического обозначения.
Сын разбогатевшего в годы борьбы за независимости землевладельца, сумевшего стать судьёй, а затем и конгрессменом, Джеймс Фенимор Купер вырос на берегу озера Отсего, милях в ста к северо-западу от Нью-Йорка, где в ту пору проходил «фронтир» - понятие в Новом Свете не только географическое, но в большой степени социально-психологическое - между уже освоенными территориями и дикими, первозданными землями аборигенов. Таким образом, с малолетства он стал живым свидетелем драматического, а то и кровавого роста американской цивилизации, прорубавшейся всё дальше на запад. Героев своих будущих книг - пионеров-скваттеров, индейцев, фермеров, становившихся в одночасье крупными плантаторами, он знал не понаслышке.
В 1803году в 14-летнем возрасте Купер поступил в Йельский университет, откуда был, впрочем, исключён за какие-то дисциплинарные провинности. Затем последовала семилетняя служба на флоте - сначала торговом, затем военном. Купер и далее, уже сделав себе громкое писательское имя, не оставлял практической деятельности. В 1826-1833 годах он занимал пост американского консула в Лионе, правда, скорее номинально. Во всяком случае, в эти годы он объездил немалую часть Европы, надолго оседая, помимо Франции, в Англии, Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Летом 1828 засобирался было в Россию, однако этому плану так и не суждено было осуществиться. Весь этот пестрый жизненный опыт, так или иначе, отразился в его творчестве, правда, с разной мерой художественной убедительности.
Информация о работе Тема освоения континента в романе Ф.Купера «Последний из могикан»