Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С.Тургенева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:22, доклад

Описание

Особое место в русской литературе занимает целая галерея женских образов, созданная И.С. Тургеневым. «Тургеневские девушки», как часто их называют критики, сочетают внешнюю хрупкость и внутреннюю силу, четкий ум и нежное сердце.
Образ тургеневской девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном – в отношении к идеалу жизни. Это девушки, исполнение радужных надежд, впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 16.52 Кб (Скачать документ)

Особое  место в русской литературе занимает целая галерея женских образов, созданная И.С. Тургеневым. «Тургеневские  девушки», как часто их называют критики, сочетают внешнюю хрупкость  и внутреннюю силу, четкий ум и нежное сердце.

Образ тургеневской девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более  глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону  русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном –  в отношении к идеалу жизни. Это  девушки, исполнение радужных надежд, впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей.

В своих произведениях Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность. Тургеневская героиня  не удовлетворяется обыкновенными  домашними заботами, она «много требует  от жизни, она читает, мечтает…о  любви…но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: «и счастье, и любовь, и мысль», - героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости».

Читая романы и повести Тургенева, мы, естественно, видим мир, созданный его пером, но размышляем и о нашем, сегодняшнем  мире. К тому же писатель всегда дает к этому повод.

В типологии женских образов тургеневских романов принято выделять истинно  «тургеневских» девушек – это  героини его первых романов, и  трансформированные образы его героинь, самодостаточные и в чем-то эгоистичные  натуры таких женщин как Одинцова и Ротмирова. Идеалом истинно «тургеневской» девушки можно назвать Асю, героиню одноименной повести.

Надо  сказать, что если в финале прежних  романов мы обнаруживаем, что счастье  «тургеневских девушек» не состоялось, а все они видят его в  любви к человеку высоких идеалов (Рудин не принял любовь Натальи  Ласунской, Лиза Калитина ушла в монастырь, Елена Стахова потеряла Инсарова), то роман «Новь» заканчивается союзом Марианны с Соломиным.

Как видим, Тургенев подчеркнуто выделяет в своих романах две группы женских персонажей в соответствии с той концепцией характера, которая  сложилась у него и наиболее точно  выявилась в статье «Гамлет и  ДонКихот».

В первых двух романах, хронологически предшествовавших написанию статьи, указанные два типа характера, эгоистический и альтруистический, достаточно четко обозначены и явно противопоставлены друг другу. Как бы наметив общие контуры этих характеров и выявив их сущность в отношении друг к другу, писатель далее обращается к тщательной и детальной их разработке.

В третьем романе, в «Накануне», Тургенев наиболее ярко рисует альтруистический характер Елены, при этом не противопоставляя ей никакой другой женский образ подобно тому, как было в «Рудине» и «Дворянском гнезде».

А в «Отцах и детях» и в «Дыме», наоборот, все свое внимание сосредотачивает  на разработке эгоистических женских  персонажей, все более усложняя их и все беспощаднее выявляя  в них самовлюбленность и равнодушие к окружающим.

И наконец в «Нови» Тургенев не только представляет нам уже разработанные им и противопоставленные друг другу типы женских характеров, но и сталкивает их в непримиримой борьбе. При этом Марианна, которая представляет образ «тургеневской девушки», не только не сломлена в этой борьбе, но и выходит из нее победительницей.

Все это дает нам основание говорить, что Тургенев, разрабатывая представленную выше композицию женских характеров в своих романах, сознательно  стремится убедить читателя в  победе доброго, самоотверженного начала в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

по литературе

Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С.Тургенева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С.Тургенева