ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Глазовский государственный педагогический
институт
имени В.Г.Короленко
Выполнила: Чечегова Т. Е.
Глазов, 2013
Л. Н. Толстой
- Знаток духовного мира детей
- Смелый экспериментатор, новатор в области обучения и воспитания
- Создатель азбук и книг для детского чтения
Л. Н. Толстой выступает и как
учитель крестьянских детей, и
как просветитель, стремящийся внести
посильный вклад в дело просвещения
всего русского народа. С этой
целью он хочет создать просветительское
общество. Это общество должно
решить очень важную задачу: РАСПРОСТРАНЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ В НАРОДЕ.
1859 г. - Л.
Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу
и до осени 1860 г. помогал организовывать
подобные школы в соседних деревнях (было
открыто свыше 20 школ).
4 февраля 1862 г. - Л. Н. Толстой
начал издавать педагогический журнал
« Ясная поляна. Журнал издавался один
год, вышло 12 номеров (последний, с запозданием,
уже в 1863 году).
Яснополянская школа была полной
противоположностью казенным школам
- русским и зарубежным. В ней
царил дух сознательной дисциплины,
который ревностно охранялся
и развивался самими учениками,
очень любившими свою школу
и своего учителя – Льва
Толстого.
Большое внимание он обращал
на формирование творческой самостоятельности
детей, стремился к развитию
теории «свободного воспитания».
- форма занятий - свободная беседа учителя с учеником.
- учащиеся делились на 3 класса: младший, средний, старший.
- домашние задания не практиковались, т.к. всё выполнялось в школе.
- основной метод обучения - живое слово учителя (рассказ, беседа).
- средством достижения сознательных и прочных знаний Толстой считал наглядность
- свобода в организации школы
- свобода как педагогический принцип
ЦЕЛЬ воспитания и образования:
способствовать развитию наибольшей гармонии качеств, которые ребенок несет в себе.
На страницах журнала Толстой
пропагандировал идею широкого
распространения образования среди
простого народа, выступал против
постановки воспитания детей, характерной
для министерских и церковно-приходских
школ, так как она, в частности,
мешала учащимся выработать самостоятельные
взгляды и убеждения.
- Журнал ставил своей целью обобщить практический опыт народных школ, которые, по мнению Толстого, должны были стать педагогическими лабораториями, где учителя экспериментальным путем проверяли бы новые методы и приемы учебной и воспитательной работы.
- Журнал предназначался в помощь сельским учителям и лицам, посвятившим себя просветительной деятельности среди народа.
- Особое место в журнале занимают статьи, освещающие и обобщающие опыт работы яснополянской школы и других начальных школ, открытых по инициативе Толстого в Крапивенском уезде Тульской губернии.
Уже в 1868г., в процессе работы
над романом "Война и мир",
Л.Н.Толстой составил план книги
для чтения в народной школе.
После завершения работы над
романом начинается второй период
педагогической деятельности Л.
Н. Толстого.
- Л.Н.Толстой составляет "АЗБУКУ" - своеобразный комплекс учебных книг для первоначального обучения детей чтению, письму, грамматике языку и арифметике
- Статья « Воспитание и образование»
- Статья «О народном образовании »
- Работа «Педагогические заметки материалы»
"Азбука" состояла их четырех
книг:
- собственно АЗБУКА/ букварь, тексты для первоначального чтения, славянские тексты, материал для обучения счету, методические указания для учителя.
- Следующие три книги включали художественные и научно-популярные рассказы по истории, географии, физике, естествознанию.
Это была своеобразная энциклопедия
знаний для первоначального этапа
обучения. В популярной форме
раскрывались понятия физики, химии,
ботаники, зоологии.
"Новая азбука" вышла в свет в 1875 г. значительно отличалась от первого
пособия. "Новая азбука" была самостоятельным
учебником, также были самостоятельными
три прежние части: учебник, "Арифметика",
учебники-книги для чтения. Эту азбуку
министерство народного просвещения
рекомендовало использовать в школе, где
начинают обучение с азбуки.
- Толстой, делает выводы о том, что образование и воспитание не связаны между собой;
- образование –свободно и потому законно и справедливо;
- воспитание –насильственно и потому незаконно и несправедливо;
- В ней Толстой, говорит о том, что образование должно быть свободно и должно исходить из жизни
- Обучение – многосторонний процесс;
- Оно должно представлять собой активный процесс, сознательной переработки учебного материала.
В последние годы педагогической
деятельности установка, определяющая
содержание обучения, изменилась: самым
главным в обучении Толстой
признавал религиозно-нравственное
воспитание в духе «очищенного
христианства». Школу, в которой
учитель «ограничится одним внешним,
механическим обучением арифметике,
грамматике, орфографии», Толстой называл
пустячным делом.
- Выдвинув в противоположность своим прежним взглядам совершенно правильное положение — принцип воспитывающего обучения, Толстой, однако, наполнил его реакционным содержанием, требуя, чтобы в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т. п.
- В статье «Мысли о воспитании», где Толстой отказывается от прежнего отделения образования от воспитания, он пишет: «Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было».
Здесь важны две идеи.
Первая - это признание наличия морального авторитета
взрослого, она не нова для Толстого.
Вторая идея в том, что этот авторитет не может
и не должен быть незыблем.
1890 год – дочерьми писателя была вновь организована
школа для крестьянских ребятишек, но
существовала недолго, так как по распоряжению
властей была закрыта. 1906 - 1908 гг. – Толстой продолжает обучение крестьянских
детей христианской морали. Писатель встречается
и с детьми, приезжавшими специально к
нему в усадьбу.
На завершающем этапе своей
педагогической деятельности Толстой
продолжал работать и общаться
с детьми.
Лев Николаевич Толстой –
гениальный русский писатель, педагог,
много сделавший для России, для
русских детей и для русского
образования в целом. Веря в
свои идеалы и лучшую жизнь,
он с силой настоящего льва
защищал их и стремился донести
информацию людям. Лев Толстой
никогда не был пустым теоретиком,
не сделавшим ничего реального
для своей страны, дома, семьи, детей.
Толстой всю свою жизнь посвятил
работе: он преподавал, был инициатором
многих проектов, писал романы, статьи,
выпускал книги для детей, разрабатывал
различные методы обучения; в
его доме всегда было много
детей, с которыми он душевно
разговаривал, помогал разобраться
в сложных вопросах. Его взгляды
развивались в кипучей действительности,
его взгляды – самая жизнь,
противоречива и изменчива, но
всегда глубока и мудра.
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001.
- История педагогики / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М., Просвещение. 1981.
- История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Константинов Н.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
- Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1953.
- Ушинский К.Д. Избранные работы. – М.: Дрофа, 2005.