Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 13:04, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы выявить и проанализировать традиции французского эстетизма Оскара Уайльда.
Поставленная нами цель требует решения таких задач:
· Рассмотреть эстетизм как литературное течение, определить его влияние на творчество О. Уайльда;
· Выделить традиции французского эстетизма, в творчестве Оскара Уайльда, проанализировать их;
· Изучить эстетику пьесы «Саломея», выделить эстетические мотивы в ней.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….………….…3
1. Эстетизм как литературное течение. Влияние эстетизма на творчество Оскара Уайльда……………….………………………………………………..….4
1. 1 Эстетизм как литературное течение ………..………………..….…..4
1. 2 Эстетические теории Дж. Рёскина и У. Пейтера, их влияние на творчество Уайльда ………………………………………………….…...…….…5
2. Традиции французского эстетизма в творчество Оскара Уайльда…………….…………………………….…………………...…………….8
2. 1 Саломея Оскара Уайльда..……………………..….9
2. 2 Аспекты декоративной стилистики «Саломеи».…………………………………………………………….…17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….……………………….….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Допустить к защите
«_______»______________
Научный руководитель –
старший преподаватель
Ярмак
Э.В.___________________
ТРАДИЦИИ
ФРАНЦУЗСКОГО ЭСТЕТИЗМА
В ТВОРЧЕСТВЕ ОСКАРА
УАЙЛЬДА
Работу выполнил (а): _______________ Логвина Екатерина Аркадьевна
Филиал
ГОУ ВПО КубГУ
______________________________
Нормоконтролер
___________кандидат физико-математических
наук, И.Г.Рзун
Новороссийск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….………….…3
1.
Эстетизм как литературное течение. Влияние
эстетизма на творчество Оскара Уайльда……………….…………………………………………
1. 1 Эстетизм как литературное течение ………..………………..….…..4
1. 2 Эстетические теории Дж. Рёскина и У. Пейтера, их влияние на творчество Уайльда ………………………………………………….…...…….…5
2.
Традиции французского эстетизма в творчество
Оскара Уайльда…………….…………………………….……………
2. 1 Саломея Оскара Уайльда..……………………..….9
2.
2 Аспекты декоративной стилистики «Саломеи».……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………22
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена изучению традиций французского эстетизма в творчестве Оскара Уайльда.
Актуальность работы заключается в том, что творчество О. Уайльда очень многогранно, оно парадоксально, и в силу социальности парадоксальности вызывает интерес.
Объектом исследования является текст пьесы Оскара Уайльда «Саломея», в переводе П.Н. Петрова.
Предметом исследования являются традиции французского эстетизма Оскара Уальда.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить и проанализировать традиции французского эстетизма Оскара Уайльда.
Поставленная нами цель требует решения таких задач:
· Рассмотреть эстетизм как литературное течение, определить его влияние на творчество О. Уайльда;
· Выделить традиции французского эстетизма, в творчестве Оскара Уайльда, проанализировать их;
· Изучить эстетику пьесы «Саломея», выделить эстетические мотивы в ней.
Метод – сплошная выборка текста и вспомогательный литературоведческий анализ рода и жанра.
Методологической
основой послужили научные труды таких
литературоведов, как Аникин А.В., Бабенко
К.П., Соколянский М.Н., Чередник Л.А.
Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд (1854-1900) – известнейший английский писатель, автор поэзий, сказок, комедий, остросюжетных новел. Наиболее известное его произведение – «Портрет Дориана Грея» – ярчайший образец интеллектуального романа ХIX века. В творчестве О. Уайльда выражены как романтические традиции первой половины ХIX века, так и реалистические и модернистские эстетические принципы его второй половины.
В
истории мировой литературы писатель
вошел как наиболее яркий представитель
феномена в искусстве, известного под
названием эстетизм.
1.1
Эстетизм, как литературное течение
Эстетизм – течение в английской эстетической мысли и искусстве. Зародилось в 1870-е годы, окончательно сформировалось в 1880-1890-ие гг. и утратило свои позиции в начале ХХ века, слившись с различными формами модернизма [15, 248].
«Эстетизм, – находим мы определение в статье Т. Кривиной, – это художественное направление, возведшее в абсолют идею чистой Красоты возвышающейся над реальной жизнью, являющейся субстанцией рафинированного, изысканного искусства» [5, 15].
«Эстетизм располагает искусство и Красоту по ту сторону добра и зла, – говорит в статье «Путь эстетизма» Д. Яковлев, – снимая с художественного творчества ответственность за «побочные» возможные последствия неэстетического характера [16, 14]. Именно идеал эстетизма – искусство для искусства – оказался наиболее живучим и приемлемым как для художников-модернистов, так и для адептов постмодернизма.
Стремление
к прекрасному идеалу, который
рождается в творческих исканиях
художника, нашло свое отражение
еще в древних мифах. Вспомним
миф о Пигмалионе, что влюбился в сотворенную
им статую. Не являлась ли эта история
одной из первых попыток человека доказать,
что искусство в каком-то смысле сильнее,
совершеннее, самой жизни? В мировой литературе
подобные попытки повторялись и наиболее
полнокровно – в эстетических трудах
Шиллера и Шелли, в творчестве Гёте и Китса,
в искусстве прерафаэлитов, время от времени
провозглашалась идея: «мир спасет Красота».
Художники прошлого, воспевая красоту,
не абсолютизировали разрыв между своими
идеалами и реальной жизнью и верили в
воспитательную силу Искусства. В то же
время само их стремление привести человека
к миру прекрасного через театр, поэзию,
живопись объяснялось глубокой неудовлетворенностью
обыденной действительности. Эстетизм
явился крайним проявлением этой неудовлетворенности.
[5,15].
1.2
Эстетические теории Дж. Рёскина и У. Пейтера
и их влияние на творчество О. Уайльда
Существенную роль в формировании теории эстетизма сыграл публицист, историк и теоретик искусства, литературный критик Джон Рёскин. В оригинальных по форме художественные эссе Рёскина дано эстетическое обоснование многих тенденций в английской литературе XIX. Полнее всего он сумел усвоить и сформулировать принципы романтической эстетики, но он также пришел к осознанию ряда принципов реалистического творчества. Отсюда – переходной характер эстетических мировоззрений Рёскина, находящихся в эволюции от романтизма к реализму [14, 255]. Эстетические трактаты Рёскина носили полемический характер. Не принимая идеи консервативных критиков, он создавал теории, проникнутые демократическим пониманием культуры.
Трактат «Современные художники» (1843-1860) в пяти томах был задуман как слово в защиту художника Тернера, искусство которого не было понято критиками того времени, но в процессе написания этот трактат вырос в систематическое изложение эстетических идей Рёскина и явился замечательным произведением художественной критики в Англии ХIХ века. Идеи Рёскина стали популярными, а имя – знаменитым [14, 255].
Рёскин
обращался к творчеству великих
писателей и художников прошлого
и настоящего с целью раскрыть
высокие идеалы красоты, свободы, мира,
понять смысл бытия и закономерности
социального и культурного
Ведущую роль в эстетике Рёскина играет категория прекрасного. Критик много пишет об идеале красоты. Идею красоты дающей ощущение счастья, он противопоставлял безобразию действительность. Прекрасное в его трактовке означает преимущественно нравственную силу и правду человека, стремящегося к совершенствованию и счастью, а также гармонию природных форм [14, 255].
Рёскин развивал мысль о связи эстетического и этического начала в искусстве и литературе. По его убеждению, искусство может существовать и совершенствоваться только при условии надлежащего уровня нравственности [14, 255]. Теория Рёскина легла в основу уайльдовской теории эстетизма. Сама сердцевина теории Рёскина – Красота как абсолют была принята О. Уайльдом и получила дальнейшее развитие в его сборнике «Замыслы» и романе «Портрет Дориана Грея». Однако мы не можем сказать, что теорию Рёскина Оскар Уайльд принял полностью и безоговорочно. Наиболее серьезные разбежности возникли в аспекте связи искусства и нравственности. Как уже говорилось выше, Джон Рёскин считал, что искусство и Красота неотделимы от нравственности, Оскар Уайльд отходит от своего учителя и в сборнике «Замыслы», а далее и в предисловии к роману «Портрет Дориана Грея» говорит о том, что «…нравственная жизнь человека – лишь одна из тем …творчества» [13, 7], вступая в прямую полемику с Рёскином, утверждающим, что «…искусство любой страны является представителем ее социальных и политических свойств и точно выражает ее нравственную жизнь» [14, 255], в своей статье «Упадок искусства лжи» Оскар Уайльд говорит о том, что «… жизнь подражает искусство гораздо больше, чем искусство подражает жизни…» [12, 258].
Более
близким мировоззрению Оскара Уайльда
были принципы эстетизма, изложенные учеником
Джона Рёскина – Уолтером Пейтером,
который придерживался
После
Пейтера вождем эстетизма становится
Оскар Уайльд. Культ красоты приводит
его к парадоксальному
В широком смысле, эстетизм - это признание красоты абсолютной, высшей ценностью, а наслаждение ею — смыслом жизни; это культ прекрасного в искусстве и жизни.
Как
самостоятельное течение в
Саломея — одноактная трагедия Оскара Уайльда. Пьеса написана Уайльдом на французском языке в 1891 году. Переведена на английский и издана в Лондоне в 1894. В основе трагедии история Саломеи, персонажа Нового Завета (имя в Библии не названо, впервые оно встречается у Иосифа Флавия). Саломея — падчерица тетрарха Ирода Антипы, обольстившая Ирода исполнением Танца Семи Покрывал. К ужасу отчима и к радости своей матери Иродиады она требует в награду голову пророка Иоканаана (в Библии Иоанна Крестителя) на серебряном блюде. Трактовка библейского сюжета вызвала скандал в Англии. Пьеса долгое время находилась под запретом, как в Великобритании, так и в России из-за того, что запрещалось выводить на сцену библейских персонажей [11].
Информация о работе Традиции французского эстетизма в творчестве Оскара Уайльда