Творчество
Мопассана
Один из великих представителей
европейского критического реализма XIX
века, французский писатель Ги де Мопассан
(1850 - 1893), принадлежит к числу любимых советской
читательской аудиторией мастеров художественного
слова.
Родился Анри-Рене-Альберт-Ги
де Мопассан в 1850 г. на севере Франции,
в Нормандии - стране живописных лугов
и полей. С детства горячо полюбил он природу
своей родины, а Нормандия и нормандцы
заняли впоследствии прочное место на
страницах его книг. Его родители рано
разошлись, и все заботы о воспитании сына
взяла на себя мать писателя Лора де Мопассан
- сестра поэта Альфреда Ле Пуатвена. В
течение всей своей жизни Мопассан нежно
любил свою мать, бывшую его большим другом,
всегда, в самое трудное для него время.
Лора де Мопассан и привила своему сыну
любовь к литературе. Заботливость матери
не смогла оградить будущего писателя
от всех трудностей и сложностей жизни,
с которыми ему пришлось встретиться.
После окончания лицея он стал работать
чиновником вначале в Министерстве морском
и колоний, а затем в Министерстве народного
образования. Его заработка, по его собственному
признанию, "с трудом хватало на жизнь",
что крайне удручало его. Но самым страшным
для молодого Мопассана была даже не бедность,
а та атмосфера, в которой он жил, та бессмысленная,
отупляющая работа, которой он вынужден
был заниматься. Остро ощутил он радостное
чувство свободы тогда, когда ему удалось
навсегда расстаться с канцелярией и заняться
литературным творчеством. По натуре своей
Мопассан не был ни пессимистом, ни мизантропом.
Жизнь Мопассан любил глубоко, сильно,
страстно. Он искал прекрасного в ней,
и часто, не видя возможностей осуществить
свои идеалы, он отгонял всё дурное, мерзкое,
безобразное, обнажал изнанку жизни во
имя торжества того хорошего, что должно
было быть, что иногда бывает... И вот эта
тяга к красоте не позволяет считать его
мизантропом.
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МОПАССАНА
Литературная деятельность
Мопассана развивалась в 80-е годы
XIX века. Это был период утверждения
господства умеренных буржуазных республиканцев-оппортунистов
и начавшегося разложения созданного
ими политического режима. Ещё
служа в канцелярии, он много думал
об общественных вопросах. 10 декабря 1877
г. он писал Флоберу, объясняя своё молчание:
"Уже давно, дорогой учитель, собирался
вам написать, но мне помешала это
сделать политика. Политика мешает
мне работать, выходить, думать, писать...".
Известны его слова, свидетельствующие
о том, что он считал недостаточными
даже крайности революционного террора
деятелей первой французской буржуазной
революции. "Да, я нахожу теперь, что
93 год был мягок, что сентябристы
были милосердны, что Марат - это ягнёнок,
Дантон - невинный кролик, а Робеспьер
голубок. Поскольку старые правящие классы
остаются ныне такими же неразумными,
как и тогда, нужно уничтожить правящие
классы". И со скрытой иронией рисовал
он в сборнике "Воскресные прогулки
парижского буржуа" типичного обывателя,
разглагольствующего о политике и пытающегося
декларировать какие-то "принципы".
Он признаёт только такое правительство,
которое "показывается; для того оно
и существует, а не для чего другого... ".
Поэтому он не признаёт Республику, что
"ни разу не видел её". А зато он "видел
Карла Десятого, и стоял за него; видел
Наполеона и стоял за него". Подобно
Флоберу, всю жизнь ненавидел Мопассан
пошлых, беспринципных буржуа.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЗГЛЯДЫ МОПАССАНА
Он был человеком, ведшим
довольно бурную светскую жизнь.
«Я вошел в литературу, как
метеор», - шутливо говорил Мопассан. Действительно,
он стал знаменитостью на другой день
после опубликования «Пышки». Но чудо
остается чудом только до тех пор, пока
неизвестен его механизм: мгновенной славе
Мопассана предшествовала долгая и упорная
учеба литературному искусству.
Много сил, к сожалению, растратил
он на пустые забавы, отнимавшие у него
энергию, здоровье. Но литература всегда
занимала его больше всего и занятия
ею связывали его с социальной
жизнью Франции. Строгий литературный
вкус Мопассана заставлял его
быть чрезвычайно требовательным и
к другим художникам и, прежде всего,
к самому себе. Настойчивое желание
учиться писать, и писать как можно
лучше, помогли ему выработать определённое
отношение к задачам, целям и
формам искусства. Можно вполне согласиться
с французским исследователем Жаном
Горвалем в том, что "подлинный
секрет искусства Мопассана, его
эстетики, в единстве его теории
и творчества, в тесной взаимосвязи
его темперамента человека и художника".
Его литературные идеи, художественные
вкусы, эстетические принципы сказались
в его отношении к другим писателям.
Он преклонялся перед силою таланта
Толстого, Тургенева, Бальзака, Флобера
и считал себя верным, преданным
учеником последнего. Он восхищался мастерством
Тургенева, создателя замечательных
рассказов, поражающих совершенством
формы и глубоким содержанием. Особенно
хорошо чувствовал в них Мопассан
"скрытую в существе вещей печаль".
Это было так понятно ему, он тоже
пытался передать её, но иначе, по-другому.
Тургенев, по его словам, "психолог,
физиолог и первоклассный художник,
он умеет на нескольких страницах
дать совершенное произведение, чудесно
сгруппировать обстоятельства и
создать живые, осязаемые, захватывающие
образы, очертив их всего несколькими
штрихами, столь лёгкими и искусными,
что трудно понять, как можно добиться
подобной реальности такими простыми
по видимости средствами. Тургенев
привносит в литературу единственную
в своём роде ноту, принадлежавшую
только ему и никому другому...".
Мопассана, как и всех писателей
Запада, покоряла мощь реализма Толстого,
потрясающая правда жизни в его
книгах. Известно признание Мопассана
в том, что когда он прочёл рассказ
Толстого "Смерть Ивана Ильича",
он был готов уничтожить все свои
произведения. Из своих предшественников
он особенно выделял Бальзака. Он очень
ценил у него необыкновенную наблюдательность,
великолепное знание жизни, уменье создавать
литературные типы, о которых можно
говорить так же, как о живых
людях. Ратовавший за реализм не только
теоретически, но и всем содержанием,
всем строем своих произведений, он
заметил и высоко оценил замечательную
способность Бальзака к обобщениям,
его удивительное умение типизировать.
"Бальзак видел в человечестве
не отдельных людей, а их группы,
не отдельные факты, а их совокупность
и объединял в целые серии
людей и их страсти". Но ближе,
дороже, роднее всех из писателей был
ему Флобер, которого он называет своим
учителем. Для него Флобер "великий
мастер современного романа". Он пылко
защищал художественную манеру Флобера,
потому что преклонялся перед
талантом своего учителя и потому
что считал должным учиться у
Флобера мастерству. "Не было более
добросовестного наблюдателя, чем
Флобер, и никто не прилагал столько
усилий к тому, чтобы постигнуть
причины, вызывающие явления". Мопассану
очень нравилось, что Флобер не объяснял
психологию своих героев в пространных
рассуждениях: "Он никогда не излагает
событий, когда его читаешь, кажется,
будто говорят сами факты - такое
значение придаёт он возможно большей
наглядности в изложении людей
и вещей". Он был совершенно согласен
с Флобером, что "форма - это само
произведение. Как у живых существ
кровь питает плоть и даже определяет
её очертания, её внешний облик, сообразно
породе и семье, точно так же (по мысли
Флобера) основная идея произведения неотвратимо
определяет единственное и верное выражение,
метр, ритм, все свойства формы". Его
суждения о писателях, как мы видим, представляют
интерес не только потому, что мы замечаем
в них большое уважение к чужому таланту
(и это очень хорошо характеризует Мопассана),
но и потому, что в них звучит защита принципов
реалистического письма, защита необходимости
вырабатывания своеобразия художественного
почерка. Далеко не претендуя на то, чтобы
как-то обособить себя в литературе, Мопассан,
однако, настойчиво отделял себя от натуралистов,
настойчиво противопоставляя принципы
реалистического письма приёмам натуралистов.
В предисловии к роману "Пьер и Жан"
он писал: "Реалист, если он художник,
будет стремиться не к тому, чтобы показать
нам банальную фотографию жизни, но к тому,
чтобы дать нам её воспроизведение, более
полное, более захватывающее, более убедительное,
чем сама действительность". Недаром
писателя восхищали способы типизации
Бальзака и Флобера. Он много думал об
этом и понимал, что умение типизировать
дано не всякому, что это может сделать
только большой мастер. "...Художник,
выбрав себе тему, возьмёт из этой жизни,
перегруженной случайностями и мелочами,
только необходимые ему, характерные детали
и отбросит всё остальное, всё побочное".
Добиться правды в искусстве, по мнению
писателя, трудно; для этого должно производить
тщательный отбор тех обстоятельств, в
которых будут действовать персонажи.
"Показывать правду - значит дать полную
иллюзию правды, следуя обычной логике
событий, а не копируя рабски их хаотическое
чередование". Художнику следует производить
тщательный отбор не только обстоятельств,
но и языковых средств. Мопассан - создатель
замечательных образцов лаконичной, точной,
выразительной французской прозы, придавал
очень большое значение слову. Он чувствовал
то, что может быть неведомо другим людям,
другим писателям - "у слов есть душа".
Ему было досадно то, что в словах "большинство
читателей и даже писателей ищут только
смысла". И перед другими художниками
и перед самим собой он ставил задачу:
"найти эту душу". Нужно искать душу
слов, нужно стараться понять её и нужно
уметь пользоваться словами. Тогда художник
сможет считать, что всё написанное им
- его собственное, что всё это - результат
настоящего творчества. Тщательно подбирать
слова следует ещё и потому, что не каждое
слово может выразить именно то содержание,
именно то значение, которое следует придать
предмету, действию. "Какова бы ни была
вещь, о которой вы заговорили, имеется
только одно существительное, чтобы назвать
её, только один глагол, чтобы обозначить
её действие, и только одно прилагательное,
чтобы её определить. И нужно искать до
тех пор, пока не будут найдены это существительное,
этот глагол и это прилагательное, и никогда
не следует удовлетворяться приблизительным,
никогда не следует прибегать к подделкам
даже удачным, к языковым фокусам, чтобы
избежать трудностей". Подобно Флоберу,
Мопассан избегал повторения слов, заботился
об экономности выразительных средств.
Природа художественного метода Мопассана
была сложной. Продолжая лучшие литературные
традиции реализма прошлого, он оказался
не свободным и от некоторого влияния
натурализма. Поэтому, наряду с своеобразными
реалистическими произведениями, есть
у него и значительно более слабые и по
идейному значению и по художественной
форме. Однако никак нельзя согласиться
с немецким исследователем Устелем, отделяющим
Мопассана от реализма и утверждающим,
что "он стоит у истоков натурализма
и у ворот символизма". Создания последних
лет жизни писателя значительно уступают
тем, которые были написаны в пору расцвета
его таланта. И всё-таки можно смело утверждать,
что реалистические тенденции были ведущими
в его творчестве. Исследователи обычно
не подвергают внимательному анализу
ранние произведения Мопассана. И они
правы потому, что всё, созданное молодым
писателем, произведения ученические.
Известность пришла к Мопассану в 1880 г.
после опубликования его новеллы "Пышка",
первого свидетельства его творческой
зрелости. Новеллы и принести ему славу
замечательного французского рассказчика.
НОВЕЛЛЫ МОПАССАНА
Многочисленные новеллы
его весьма разнообразны по
темам, по интонации (то печальной,
то веселой; то ироничной, то
злой), по жанровым признакам.
Но большинство их так же, как
и романы, объединяет мысль об
уродливости многих форм действительности,
объединяет тоска по красоте
человеческих отношений. В них,
как и в романах, обнаруживается
трагизм Мопассана-художника: отличный
знаток нравов, судья пороков
общества, человек, тянущийся к
светлому идеалу, он не смог
окончательно вырваться из той
среды, в которой он жил.
И поэтому, типизируя отрицательные
явления жизни, обличая грязные
стороны её, он иногда создавал
новеллы, "щекочущие нервы" (по
выражению Горького) парижских буржуа.
Мастерство Мопассана как художника
проявилось в том, что обладая
необыкновенно тонкой наблюдательностью,
умением отбирать яркие "говорящие"
факты, умением обобщать, типизировать,
- он сумел в маленьких новеллах,
на небольшом материале раскрыть
большие темы, сделать важные
социальные обобщения. Пространных
описаний у него не бывает
никогда. Не бывает и пространных
характеристик. Сущность человека,
идея новеллы вытекают из поведения,
поступков действующих лиц. Главное
для писателя - отобрать обстоятельства,
изобразить ситуацию, в которой
действуют герои. Лишь иногда
Мопассан даёт отдельные жанровые
картинки - зарисовки быта людей.
В таких случаях легко представить
себе не только данное состояние
изображаемого человека, но и
всю жизнь его и ему подобных,
людей той же общественной
среды. Таково, например, шествие
на базар крестьян в новелле
"Бечёвка". Большую роль в
его новеллах играет рассказчик.
Введение рассказчика - не новый
приём, изобретенный Мопассаном.
Им, как известно, особенно любили
пользоваться во Франции Мериме,
в России - Иван Сергеевич Тургенев.
У Мопассана рассказчик придаёт
повествованию живой характер, помогает
создавать впечатление достоверности
того, о чём говорится. Очень
часто он вспоминает свою историю
по поводу какого-либо происшествия,
взволновавшего его собеседника.
Композиция его новелл очень
искусна. Большую роль в них
играет развязка, которую Мопассан
всегда разнообразит, неизменно
стремясь к тому, чтобы заинтриговать
читателя, но и для того, чтобы
направить его мысль на понимание
идейного смысла новеллы. Иногда
развязки в точном смысле этого
слова в новеллах вообще нет.
Читатели должны сами предложить
её. Природа у него (как это
бывает у всех больших художников)
обычно очень тесно связана
с жизнью героев. Яркими красками
в изображении пейзажей Мопассан
пользуется очень редко. Одним
из немногих исключений можно
назвать картину, нарисованную
в новелле "Нормандская шутка".
К сожалению, не во всех своих
новеллах Мопассан оказался реалистом.
В некоторых из них он проявляет себя как
художник, поставляющий забавные анекдотики
с эротическим содержанием. Таковы новеллы-анекдоты
"Болезнь Андре", "Дело г-жи Люно",
"Мудрец", "Задвижка", "Усы",
"Кивок головой", "Встреча", "Незнакомка",
"Неосторожность", "Преступление,
раскрытое дядюшкой Бонифасом", "Ржавчина"
и др. В них и сказался натурализм Мопассана:
отсутствие социальных обобщений, внимание
не к общественным сторонам жизни и характера
человека, а лишь к его физиологической
сущности. Построены они на острой "пикантной"
ситуации и предназначены для того, чтобы
развлекать читающую публику, а не волновать
умы и сердца. Есть у него целая группа
новелл, в которых отражены мистические
ощущения, патологические чувства, какое-то
особое восприятие мира ("Страх",
"Ночь", "Видение", "Он?",
"Орля", "Кто знает?", "Покойница"
и др.). Они были рождены очевидно, теми
болезненными настроениями, которые иногда
тревожили писателя и развились в последствии
в тяжёлое психическое заболевание. Интересно,
что в этих новеллах, представляющих собой
не что иное, как описание галлюцинаций,
кошмаров, преследующих рассказчиков,
очень часто выражается сомнение самого
рассказчика в реальности всего изображенного.
Подобные сомнения могли быть высказаны
только здоровым человеком. Художник-реалист,
Мопассан не хотел уступить своей болезни.
Но иногда был не в силах бороться с нею,
и тогда появлялись подобные новеллы.
РОМАНЫ МОПАССАНА
Значительное место в
творчестве писателя занимают романы.
Присоединяясь к мнению Золя, что
"роман - это действительность, преломлённая
сквозь призму темперамента художника",
Мопассан несколько уточняет своё понимание
этого определения. "Этот темперамент
может обладать самыми разнообразными
качествами и может видоизменяться
сообразно с эпохой, но, подобно
призме, чем больше у него будет
граней, тем больше он отразит жизненных
явлений, сцен, предметов, всевозможных
идей, всякого рода людей, тем он
будет значительней, интересней и
новей". К роману Мопассан и обратился
потому, что стремился отразить больше
жизненных явлений, показать всякого
рода людей. Сами возможности этого
жанра позволили сделать более
широким социальный фон изображаемых
событий, ввести более разнообразный
круг действующих лиц. Темы их часто
значительно более широкие, чем
в новеллах, круг проблем разнообразен.
В каждый из своих романов Мопассан
вносил и новые темы и особые приёмы
их раскрытия, что и определило жанровое
отличие их друг от друга. Умер Ги де Мопассан
в 1893 г. после нескольких лет тяжелой болезни,
от которой его не смогли спасти ни усилия
врачей, ни самоотверженная любовь матери.
Французская буржуазная публика издавна
не любила писателя. Она не могла простить
ему его презрения к тупости, своекорыстию,
пошлости буржуа, разоблаченных им. Не
очень повезло Мопассану на родине. Хотя
о нём написано несколько работ, созданных
в разное и даже самое последнее время,
основательному анализу его творчество
не подвергалось. Обращая особое внимание
на форму его произведений, французские
критики совершенно не вскрывают идейного
смысла, написанного им. Не изучены в достаточной
степени рукописи, не найдены записные
книжки писателя. Советскому читателю
трудно поверить, что в 1955 году во Франции
удивительное, чтобы названный Анри Артинианом
"За и против Мопассана", в котором
собраны высказывания о писателе представителей
различных литературных групп. И нашлись
такие сторонники буржуазного искусства,
такие воинствующие враги реализма, которые
высказывались "против" Мопассана,
скрывая свои истинные причины неприязни
к нему чисто субъективными симпатиями
и антипатиями.