Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:45, реферат
Гавриил Романович Державин (1743-1816) – поэт новатор, крупнейший художник XVIII века . Жизненный путь Державина – жизнь бескомпромиссного мужественного человека – необходимое дополнение и обрамление его поэзии, всегда таящей много «автобиографических штрихов». Это рано осиротевший сын казанского дворянина , который учился только в местной гимназии , а затем всю жизнь занимался самообразованием. Детство и молодость Державина совершенно не давали возможности угадать в нем будущего гения и реформатора словесности. Знания, которые молодой Державин получил в Казанской гимназии, были отрывочными и сумбурными.
1.Краткая биография поэта……………………………………………….. 3
2.Основные этапы творчества, жанровые доминанты.
Традиции и новаторство…………………………………………………...3
3.Темы и образы……………………………………………………………5
4.Заключение……………………………………………………………….8
5.Список литературы………………………………………………………9
Российский Университет Дружбы Народов
Филологический факультет
Направление: Журналистика
Реферат
по дисциплине История русской литературы
на тему: Творчество Г. Р. Державина. Традиции и новаторство. Основные этапы, жанровые доминанты. Темы и образы.
Выполнил : студентка ФЖБ-14 Мошкина Ольга Викторовна
Принял : Чистяков Александр Валерианович .
Москва 2012.
Содержание
1.Краткая биография поэта……………
2.Основные этапы творчества, жанровые доминанты.
Традиции и новаторство……………………
3.Темы и образы………………………………………
4.Заключение………………………………………………
5.Список литературы……………………………
1. Краткая биография поэта
Гавриил Романович Державин (1743-1816) – поэт новатор, крупнейший художник XVIII века . Жизненный путь Державина – жизнь бескомпромиссного мужественного человека – необходимое дополнение и обрамление его поэзии, всегда таящей много «автобиографических штрихов». Это рано осиротевший сын казанского дворянина , который учился только в местной гимназии , а затем всю жизнь занимался самообразованием. Детство и молодость Державина совершенно не давали возможности угадать в нем будущего гения и реформатора словесности. Знания, которые молодой Державин получил в Казанской гимназии, были отрывочными и сумбурными. Он прекрасно знал немецкий язык, но не владел французским. Много читал, но имел смутные представления о правилах стихосложения. Впрочем, быть может, именно этот факт в будущем дал возможность великому стихотворцу писать, не задумываясь о правилах и нарушая их в угоду своему вдохновению. Друзья-поэты часто пытались править державинские строки, однако он упорно отстаивал свое право писать так, как ему угодно, не обязательно следуя закостеневшим правилам.
Писать
стихи Державин начал еще в
гимназии, но его обучение было
неожиданно и до срока
2.
Основные этапы творчества, жанровые
доминанты. Традиции и
Жизнь и
творчество Гавриила
Принципиальные перемены
в жизни Державина произошли
в конце 70-х годов. В этот
период времени начинается
С этого
момента и до 1791 основным жанром,
в котором Державин работал
и добился наибольших успехов,
стала ода — торжественное
поэтическое произведение, чья звучная
и размеренная форма всегда
была близка представителям
Говоря
о новаторстве Державина,
Таким образом, отталкиваясь от мысли Горация, иногда пересказывая ее в стихах, Державин затем принимался писать о своем, о наболевшем, о том, что наиболее тревожило его в данное время. Державин только «заряжался» Горацием для того, чтобы с большей силой, подкрепленной авторитетом классического поэта, обрушиться на недостатки современного общества и отдельных его представителей. В формировании литературно-эстетических взглядов Державина определенную, и притом немалую, роль играло произведение Горация «Послание к Писонам», или «Наука поэзии». Гораций советовал настойчиво трудиться над выразительностью языка. Уроки «Послания к Писонам» были полезны Державину, сумевшему найти свой слог и установить его «Так, чтоб каждому легким вначале он мог показаться, / Но чтоб над ним попотел подражатель иной…». Это вскоре хорошо поняли многочисленные подражатели Державина.
Новые черты,
проявившиеся в творчестве
Несмотря
на новаторский характер
3. Темы и образы.
Во второй половине XVIII в. Россия прославила себя громкими военными победами. Среди них особенно примечательны покорение турецкого флота в Чесменской бухте, взятие Измаила, знаменитый переход через Альпийские горы. Выдвигаются талантливые полководцы: А. Г. Орлов, Г. А. Потемкин, П. А. Румянцев, А. В. Суворов. Слава русского оружия нашла свое отражение в таких патриотических одах Державина, как «Осень во время осады Очакова», «На взятие Измаила», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор». В них обычно два героя — полководец и русское воинство, описанное в образе богатыря Росса (русский). Образная система обильно насыщена мифологическими именами и аллегориями. Так, например, в оде «Осень во время осады Очакова» в одной строфе представлены и бог войны Марс, и российский герб. В оде «На взятие Измаила» Державин широко пользуется художественными средствами Ломоносова-одописца, в том числе нагнетанием гиперболизированных образов, создающих напряженную картину боя. Военные действия сравниваются с извержением вулкана, с бурей и даже с апокалипсическим концом мира.
Поэзия Державина
представляет нам и
О Румянцеве поэт не раз с большой похвалой говорит в стихах, подчеркивая его превосходные качества как патриота, гражданина своего отечества, так и опытнейшего военачальника. Державин задается целью раскрыть читателю особенности военной тактики Румянцева и с большим мастерством решает эту задачу. В оде «Водопад» он такими стихами описывает боевые действия войск под командой Румянцева:
Что огнедышущи за перстом
Ограды вслед его идут;
Что в поле гладком, вкруг отверстом,
По слову одному растут
Полки его из скрытых станов,
Как холмы в море из туманов;
Что только по траве росистой
Ночные знать его шаги;
Что утром пыль, под твердью чистой,
Уж поздно зрят его враги;
Что остротой своих зениц
Блюдет он их, как ястреб птиц.
И вдруг решительным умом
На тысячи бросает гром.
Это образное
художественное описание полно
глубокого смысла, и все элементы
его заботливо взвешены поэтом.
Известно, что Румянцев отказался
от линейной тактики, когда
войска располагались на поле
сражения в две линии, и стал
применять рассыпной строй и
тактику колонн. Румянцев создал
легкие егерские батальоны и
ввел атаки рассыпным строем
в сочетании с колоннами.
Но самое видное
место в поэзии Державина
занимает Суворов. Ему
Когда увидит кто, что в царском пышном доме
По звучном громе Марс почиет на соломе,
Что шлем и меч его хоть в лаврах зеленеют,
Но гордость с роскошью повержены у ног...
Державин кратко и выразительно воссоздает личный облик Суворова, индивидуальный портрет его. Это не просто полководец или герой вообще, это именно Суворов, со всеми особенностями его характера и поведения . Поэт говорит о характерных чертах личности Суворова, о его системе физической закалки, необходимой военному человеку, о бытовом укладе полководца, о выработанной Суворовым манере прикрывать свой ум и проницательность шутками, чудачествами и т. д. В своей характеристике Суворова Державин подчеркнул момент единения полководца с армией, стремление его довести боевую задачу до каждого солдата. Суворов всегда умел обеспечить сознательное выполнение своих приказаний. «Солдат должен знать свой маневр»,—любил говорить он. И эта замечательная черта военной педагогики Суворова была отражена Державиным в оде «На переход Альпийских гор» (1799):
Идет в веселии геройском
И тихим манием руки,
Повелевая сильным войском,
Сзывает вкруг себя полки.
«Друзья! — он говорит, — известно,
Что Россам мужество совместно;
Что нет теперь надежды вам,
Кто вере, чести друг неложно,
Умреть иль победить здесь должно». —
«Умрем!»—крик вторит по горам.
Упоминание о чести имеет здесь особый смысл. В представлении дворянского общества XVIII века понятие чести было свойственно только ему. Крепостные крестьяне, из которых рекрутировалась армия, якобы служили из страха, по обязанности, но честь мог защищать только офицер-дворянин. Мысль об этом содержится даже в рассуждениях Милона из «Недоросля».Державин был одним из немногих деятелей XVIII века, который, подобно Суворову, всегда помнил о солдате и уважал его.
4.Заключение.
"Державин был человек,
одаренный великими
На поэзии Державина отразился господствовавший у нас во все продолжение XVIII в. взгляд на литературу и поэзию вообще - "нерешительность, неопределенность идеи поэзии", по выражению Белинского. Державин то гордится званием поэта, то смотрит на поэзию как на "летом вкусный лимонад". И Державину, и его современникам литературная деятельность еще не всегда представлялась делом серьезным, важным. Ценились, главным образом, "дела", а не "слова". Вот почему у поэта, который "был горяч и в правде черт", мы находим целый ряд произведений, в которых, по сознанию самого автора, было много "мглистого фимиаму", и вот почему Державин, так сильно хлопотавший всю жизнь о "правде", не считал для себя предосудительным иногда "прибегать к помощи своего таланта".Державин "закрыл" век XVIII и "открыл" век XIX. Как свежие выразительные силы использовал звук, цвет, вкус для создания образов. Положил начало развитию категории "лирического Я". Одним из первых осмелился расширить границы жанра и, как результат, получил новые эстетические возможности для творчества. Поддерживая молодых поэтов, "заметил" юного Пушкина, на творчество которого оказал значительное влияние. Был дитя своего века и гражданин, патриот своей страны.