Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 01:57, сочинение
Читателю, даже не очень внимательному, наверняка бросится в глаза, что в пьесе Чехова практически нет ни одного счастливого человека.
Раневская приезжает из Парижа, чтобы покаяться в своих грехах и найти последний покой в родном имении. Прямо по притче о Блудном сыне выстроила она свои последние планы.
Но, увы, ей этого сделать не удалось: имение продают с молотка. Раневской приходится возвращаться в Париж к старым грехам и новым проблемам.
Читателю, даже
не очень внимательному, наверняка
бросится в глаза, что в пьесе
Чехова практически нет ни одного
счастливого человека.
Раневская приезжает из Парижа, чтобы
покаяться в своих грехах и найти последний
покой в родном имении. Прямо по притче
о Блудном сыне выстроила она свои последние
планы.
Но, увы, ей этого сделать не удалось: имение
продают с молотка. Раневской приходится
возвращаться в Париж к старым грехам
и новым проблемам.
Верный слуга Фирс заживо похоронен в
заколоченном доме. Шарлотта со страхом
ждет наступления нового дня, потому что
не знает, как в нем дальше жить. Варя, разочаровавшись
в Лопахине, нанимается к новым хозяевам.
Трудно назвать благополучным даже Гаева,
хотя он получает место в банке, но, зная
его способности и возможности, нельзя
быть уверенным, что из него выйдет дельный
финансист. Даже деревья в саду, по разумению
Ани, ущербны, потому что опорочены рабским
прошлым и, значит, обречены настоящим,
в котором нет места прекрасному, в котором
торжествует практицизм.
Но, по мысли Чехова, завтрашний день все
равно должен быть лучше, счастливее сегодняшнего.
Автор связывает свои надежды в этом отношении
с ней и Петей Трофимовым, но вряд ли им
суждено сбыться, ибо Петя и в тридцать
лет «вечный студент» и, как язвительно
замечает Раневская, не имеет «даже любовницы»
и едва ли способен на какой-нибудь реальный
поступок в жизни, кроме красноречия.
Хочу подчеркнуть, что героям пьесы совершенно
невдомек, почему они несчастны. Гаев и
Раневская, например, склонны думать, что
причины их несчастий скрыты в злом роке,
в неблагоприятных обстоятельствах —
во всем, кроме них самих, хотя это была
бы более верная догадка.
Самая энергичная фигура — Лопахин, делец,
ловкий предприниматель тоже входит в
этот мистический круг несчастных, ущербных
людей. Ведь его дед был когда-то крепостным
в этом имении. И как бы ни хорохорился
Лопахин, показывая свой взлет, читатель
и зритель не может отделаться от ощущения,
что хорохорится-то он больше от бессилия
разродниться с этим рабским садом, который
даже уже и несуществующий будет напоминать
Лопахину, из какой он грязи вышел в князи.
Он советует вырубить сад, разбить его
на участки и сдавать эти участки под дачи.
Он советует сделать это в поисках выхода
из заколдованного круга несчастий. «И
тогда ваш сад станет счастливым, богатым,
роскошным», — заявляет он.
«Какая чепуха!» — перебивает Лопахина
Гаев, который уверен, что ни о каком счастье
речи быть не может, когда нет ни цветущего
сада, ни уютного старого дома.
Критика советов Лопахина идет, как говорится,
автоматом, Гаевы даже не берут на себя
труда вдуматься в суть дела и понять проект
Лопахина. Лопахин в ответ обвиняет их
в легкомыслии.
Любовь Андреевна в смятении. Она уже готова
на все: обратиться за помощью к тетушке,
которую терпеть не может, определить
по знакомству на службу брата, даже занять
деньги у своего бывшего крепостного Лопахина.
Но она не хочет и не может поступиться
своими дворянскими традициями. Для Гаевых
«дачи и дачники — это так пошло...». Они
выше этого. Они знатны, умны, воспитаны,
образованы. Но они, в силу не зависящих
от них причин и обстоятельств, отстали
от времени и теперь должны уступить свое
место, свой сад и дом новым хозяевам жизни.
Чехов создал такой печальный круг людей
и деревьев, чтобы показать ненужность,
никчемность для будущего нынешних хозяев
вишневого сада. Они изжили себя и являются
олицетворением паразитизма дворянства
с его безрассудным мотовством и легкомыслием.
Стариков и старух, всю жизнь проработавших
на Раневскую, Варя кормит одним горохом,
а первому встречному бродяге Раневская,
не задумываясь, отдает золотой.
Старый мир уходящего с жизненной сцены
дворянства, окрашенного разочарованием,
дополняют и лакей — хам Яша, и бестолковый
конторщик Епиходов.
«Вот и кончилась жизнь в этом доме», —
говорит Лопахин, намекая, что будущее
все же за ним. Но он ошибается. В будущем
из всех героев пьесы может быть уверена
только Аня. Она говорит Раневской: «Мы
посадим новый сад, роскошнее этого» —
она не просто старается утешить мать,
а как бы пытается представить будущее.
Она унаследовала от матери лучшие черты:
душевную чуткость и восприимчивость
к прекрасному. Она в то же время полна
решимости изменить, переделать жизнь.
Она мечтает о том времени, когда переменится
весь уклад жизни, когда жизнь, а не деревья
превратится в цветущий сад, дарящий людям
радость и счастье. Она даже готова трудиться
и жертвовать ради такого будущего. И в
ее восторженных речах я расслышал голос
самого автора пьесы, который говорит
нам, раскрывая тайну своего произведения:
деревья не виноваты в несчастьях людей,
а люди, к сожалению, могут, но не всегда
хотят сделать себя и окружающие их деревья
счастливыми.
Информация о работе "Вишнёвый сад" А.П.Чехов - Пьеса о несчастных людях и деревьях