Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 17:35, реферат
Ыбрай Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.
Ыбрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Аркарагайской волости (ныне Затобольский район) Костанайской области в зажиточной семье. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда — Бий Балгожа Джан-бурчин состоял на службе в Оренбургской пограничной комиссии и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских степей.
Значение
творчества Ыбрая Алтынсарина в
истории казахской литературы огромно.
Видный просветитель и педагог, поэт
и переводчик, создатель первых образцов
казахской реалистической прозы, Алтынсарин
был одним из тех, кто приобщил казахскую
степь к миру высоких культурных ценностей.
Творчество
Ибрая Алтынсарина - истоки казахской
публицистики
Зарождение
ядра казахской журналистики пришлось
на конец XIX - начало ХХ века. Стоявшие у
ее истоков просветители пытались заложить
в ней лучшие качества: свободомыслие,
национальное своеобразие, стремление
к многообразию точек зрения. Но процесс
ее формирования пошел по единому советскому
типу, который нивелировал национальные
подходы. И, вероятно, поэтому столь важным
является возвращение к бесценным истокам,
к идеям Ч. Валиханова, И. Алтынсарина,
А. Кунанбаева, А. Байтурсынова, А. Букейханова,
С. Торайгырова. В настоящее время существуют
все необходимые предпосылки для развития
полноценной и всесторонней национальной
журналистики. Но для этого необходимо
творчески переосмыслить опыт предшественников,
адаптировать сформированные столетие
назад идеалы к современности, осмыслить
богатство их разностороннего творчества,
чтобы идти дальше.
Несмотря
на многочисленность, исследования творчества
Ибрая Алтынсарина крайне мало затронули
его публицистическую деятельность.
Хотя общепризнанно, что наряду с
Чоканом Валихановым и Абаем
Кунанбаевым он является одним из основоположников
публицистики. Основатель истории казахской
журналистики Х. Н. Бекхожин обосновал
данный факт, но во время господства идеологических
догм подход к разностороннему творчеству
Алтынсарина был минимально упрощен.
Следуя принципу
историзма, нельзя рассматривать жизнь
и деятельность Алтынсарина в
отрыве от его времени. Просвещение
мыслилось им как составная часть
прогресса, без которого было невозможно
развитие всей нации. Развитие образованности
не могли идти без создания собственной
печати и книгоиздания. Вместе с тем блага
цивилизации несли для казахского народа
явно выраженные отрицательные стороны,
в частности стремление принудительной
оседлости кочевников и изъятии лучших
пахотных и пастбищных земель. Формируясь
в течение столетий, у казахов выкристаллизовалась
собственная культура, популяризатором
которой выступал и Алтынсарин. К сожалению,
общественно-пол��тическая обстановка того
времени не представляла собой благодатную
почву для развития национальных культур,
и поэтому мы в настоящее время воздаем
должное первым казахским просветителям
и публицистам, которые доступными им
способами способствовали ее сохранению
и укреплению. Знания, идеалы и опыт, появившиеся
в устном народном творчестве, стали фиксироваться
с появлением письменности.
В силу того,
что еще не существовало периодики
на казахском языке, Алтынсарину
приходилось писать на русском. Он оставил
разножанровое творческое наследство,
которое позже во многом предопределило
развитие казахской публицистики. Перечитывая
труды просветителя, необходимо отметить
одно из важнейших качеств публицистики
- непосредственное обращение к читателю,
которому предлагаются воззрения на актуальные
события, причем тот может как разделять,
так и иметь на них собственную точку зрения.
Особенность публицистики Алтынсарина
проявляется в выборе темы для выступлений
и ее разработке. Большинство статей, вышедших
из под его пера, являют собой нравственно-пед��гогическую
оценку актуальной действительности.
Не зря исследователи творчества Алтынсарина
сравнивают его с заслугами Ломоносова
для России.
Публицистика
Алтынсарина отличается глубокой простотой,
четким пониманием вещей, образностью
мыслей и стройностью языка. Его
произведения можно отнести к
истокам нравственно-пед��гогич
Являясь ярчайшим
представителем в когорте дореволюционной
казахской общественной и научной мысли,
своим творчеством Алтынсарин заложил
фундамент этнопублицистики, которая
приобретает особое значение в год 10-летия
Независимости Республики Казахстан.
В настоящее время в молодежной среде
превалирует множество пороков, ощущается
недостаток воспитанности и культуры.
Как вернуть ситуацию в нормальное русло
- мы думаем, некоторые ответы можно найти
и в публицистике Алтынсарина.
Вопросы исторического
прошлого и его преломления в
настоящем нельзя доказать как теорему.
Законы развития общественной жизни и
исторических процессов тесно связаны
с сознательной деятельностью людей, живут
в условиях своего времени, которое накладывает
на них особый отпечаток, поэтому явления
общественного порядка не могут в принципе
действовать также однозначно, как законы
природы и естественных наук. Поэтому
обращение к личности Ибрая Алтынсарина,
его творчеству, эпистолярному и публицистическому
наследию, в самом начале новой эпохи -
новом тысячелетии и в XXI веке не имеет
альтернативы. Журналистика, несмотря
на постоянные трансформации, не перестала
быть хранителем духовных ценностей, принадлежащих
народу, мировой общности, причем - как
в устной, так и в письменной ипостасях.
Именно эпистолярное наследие Ибрая являет
собой уникальное сочетание квинтэссенции
многовековой мудрости и педагогики Степи
и зачатки печатной публицистики, плоды
которых столь востребованы на настоящем
этапе. Событие, не зафиксированное в слове,
могло навсегда исчезнуть из исторической
памяти, в то время как устное народное
творчество донесло до нас отголоски величайших
событий и деяний предков.
В первую очередь
именно эпистолярное наследие Ибрая
Алтынсарина представляет особый интерес
для исследований в области современной
казахстанской журналистики. Фактически
творчество великого просветителя представляет
собой совокупность произведений, чье
изначальное узкое направление переросло
в масштабные обобщения и в совокупности,
получило форму общественной публицистики.
Именно из эпистолярного наследия как
журналистика, так литература и публицистика
восприняли много творческих особенностей
и форм, узаконив их в письменной речи.
Рассмотрение
творчества Алтынсарина выходит
за тот автономный слой времени и
общества, в котором ему довелось
жить и творить. Истоки национальной
интеллигенции и развития казахской
культуры проходили в русле развития всех
творческих процессов. Очень сложным явлением
предстает казахская советская журналистика,
которая была сформирована в течение семидесяти
с лишним лет. Если в царское время казахская
журналистика выступала, главным образом,
как средство самовыражения элиты и интеллигенции,
предлагали и обсуждали альтернативные
пути развития казахского общества в условиях
колониального гнета, то в советское время
она стала средством и формой проведения
массовой пропаганды и агитации. И при
этом творчество Алтынсарина использовалась
как ширма, как прикрытие различным целям.
Настала пора очистить его образ от всего
наносного.
Отсутствие
газет и журналов в Казахстане
в середине XIX в. неизбежно приводило
к необходимости использовать жанр
писем для выражения своих мыслей, идей
и оценок, которые несли в себе общественно-зна��имый
потенциал. В них, на наш взгляд, находятся
истоки "Киргизской газеты", рукописного
издания, проект которой по многим причинам
так и не был утвержден. Тем не менее, выступления
Алтынсарина на страницах "Оренбургского
листка" подтверждает многообразие
его творческой личности педагога, просветителя,
исследователя и публициста. В условиях
гнета царизма это было огромным достижением,
вместе с тем данный факт еще раз подчеркивает
сущность колониального господства, которое
не позволяло талантливым людям полностью
реализовать себя во всех ипостасях, приобщить
к лучшим благам цивилизации своих соплеменников.
По сути для расцвета публицистического
таланта Алтынсарина не существовало
даже необходимых предпосылок: практически
неграмотное население, отсутствие собственных
изданий и типографий, верховенство имперской
идеологии. Поэтому созданная Алтынсариным
"Киргизская хрестоматия" заменяла
ему газетные и журнальные страницы, служила
светочем для просвещения казахов. В принятом
толковании ее по праву можно считать
одним из праисточников казахской публицистики,
поскольку именно в ней разработаны такие
актуальные темы конца позапрошлого века
как классовые различия в обществе, вопросы
кочевничества и оседлости, пропаганда
просвещенности и гуманизма. Таким образом
мы видим здесь четко определенные ориентиры
для современников, пути развития, интеграции
и возрождения казахского общества. Его
эпистолярная публицистика - образец на
многие столетия для развития отечественной
журналистики. Комплексность и специализация
публицистики позволяет заново и в новом
масштабе оценить творческий потенциал
Алтынсарина, использовать его знания
и подходы к анализу действительности
на этапе современности и в будущем.
Ибрай Алтынсарин
ввел в оборот целый пласт нравственно-пуб��и