Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 16:28, реферат
Жизнь Александра Блока, казалось бы, небогата событиями. Он родился и вырос в семье, принадлежавшей к верхам русской академической интеллигенции. Домашнее образование, гимназия и университет последовательно обозначили детство, отрочество и юность поэта. К нему рано пришла известность... В начале зрелости он уже был автором многих блестящих стихотворений, поэм, пьес. Жизнь его текла без внешних потрясений и катастроф.
Откуда же такой размах творчества, бесконечная глубина его поэзии? Александр Блок жил в эпоху войн и революций, тютчевская формула о «роковых минутах мира» может быть полностью отнесена к нему. Поэтическое бытие Блока вобрало в себя отголоски Порт-Артура и Цусимы, громы и раскаты Первой мировой и Гражданской войны. Оно освещалось всполохами 1905 г., заревами Февральской и Октябрьской революций.
Все эти эпохальные события отложились в душе поэта, заставили тревожней биться сердце, зажгли взгляд провидческим вдохновением и пророческой мудростью...»
1.Введение……………………………………………….3
2.Жизнь и творчество…………………………………...4
• Детство. Отрочество. Юность.
• Творческий дебют
• Символизм Блока
• «Театр»
3.Заключение……………………………………………8
Жизнь и творчество русского символиста А. А. Блока
Подготовила ученица 11 «Б» класса Хилевич Рита
Оглавление
1.Введение……………………………………………….3
2.Жизнь и творчество…………………………………...4
3.Заключение……………………………………………8
4.Список использованной
литературы………………..9
Введение
Имя Александра
Блока тесно связано с
Поэт, оставивший
заметный след в истории литературы,
неизбежно принадлежит к тому
или иному направлению
Жизнь и творчество
Детство. Отрочество. Юность
Александр Блок
родился 28 ноября (16 ноября по старому стилю) 1880 года, в Санкт-Петербурге.
Отец будущего поэта, Александр Львович
Блок, молодой ученый-юрист, профессор
Варшавского университета, с блестящими,
по свидетельству современников, способностями,
имел неуравновешенный и неуживчивый
характер. К тому же был затворником, кабинетным
человеком.
Жена смогла прожить с ним всего два года,
которые вспоминались потом, как тяжкий
сон. Осенью 1880 года она возвратилась в
Петербург, в родительский дом. Здесь и
появился на свет ее сын Александр. Детство
и отрочество Александра Блока прошли
в доме семьи Бекетовых и были овеяны духом
матери. Мать всегда была рядом с сыном
— не физически, так мысленно. Дед поэта
— известный профессор ботаники, ректор
Петербургского университета. Бабушка
— неутомимая переводчица, «список трудов
ее» громаден. Детство мальчика было уютно
и безоблачно. Ранней весной Бекетовы
выезжали в свое подмосковное имение Шахматово,
приобретенное ими по совету друга семьи
Д. И. Менделеева. Эта «благоуханная глушь»
была в детстве и ранней юности будущего
поэта окном в родные края.
В 1889 году Александра
Андреевна второй раз вышла замуж.
Ее мужем стал поручик гренадерского
полка Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух.
Мать Блока надеялась, что сын обретет
отца. Надежда исчезла при первых же встречах
отчима с пасынком. Франц Феликсович отнесся
к мальчику вежливо-равнодушно. После
замужества Александра Андреевна покинула
бекетовскую квартиру и поселилась на
казенной квартире мужа. Через два года
Саша пошел во Введенскую гимназию, где
обучение велось по классической программе,
учили, как вспоминал Блок, «почти исключительно
грамматикам», и учили «свирепо». Любимым
занятием мальчика было составление домашних
журналов — семейное развлечение в интеллигентных
слоях русского общества.
Мать поддержала творчество сына. Подобно
всем детским произведениям, стихи и рассказы
Саши Блока жизнерадостны и непосредственны.
Подростком будущий поэт стал выпускать
семейный журнал «Вестник». Это уже было
серьезное предприятие. Игра в журнал,
длившаяся три года, была своеобразной
литературной школой. Блок легко пишет
стихи, подражая Жуковскому, Пушкину, Лермонтову,
язык его богат, он прекрасно чувствует
литературные стили. В январе 1897 года другое
увлечение потребовало полной отдачи
молодых сил. Это увлечение — театр.
Окончив гимназию весной 1898 года, Блок
подал документы в Петербургский университет
на юридический факультет и был принят.
В силу своего характера Александр не
принимал участия в студенческом революционном
движении, поэтому скоро почувствовал
себя изолированным: ни с левыми, ни с правыми.
Это было невесело и неприятно, но менять
такое положение поэт не хотел. В начале
1901 года сердцем поэта завладела любовь
к Любе Менделеевой, дочери известного
химика. «Стихи о Прекрасной Даме», создававшиеся
в течение трех лет (1901-1903), передают бесчисленные
изгибы глубокой и страстной любви. Летним
утром 1903 года невеста и жених переступают
порог церкви, расположенной между Шахматовом
и Бобловом, в которой их обвенчали.
Годы учения Блока пришлись на самый бурный
период в истории Петербургского университета.
Поэт не принимал деятельного участия
в политической борьбе студентов, но был
ее свидетелем и испытывал, конечно, ее
воздействие. Отчасти под влиянием университетских
событий мировоззрение поэта становится
более демократичным. Университет, как
поэт сам признавался, дал ему «некоторую
умственную дисциплину и известные навыки».
Творческий дебют
Писать стихи Блок начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию началось с 1900-1901 годов. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия Владимира Сергеевича Соловьева, поэзия Афанасия Афанасиевича Фета. В марте 1902 произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» (1903, № 3) состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В январе 1903 вступил в переписку, в 1904 лично познакомился с Андреем Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов.
В 1903 вышел
«Литературно-художественный сборник:
Стихотворения студентов
Символизм Блока
Творчество Александра Блока, гениального
поэта, “трагического тенора эпохи”,
как звала его А. Ахматова, во многом
определилось эстетикой одного из модернистских
литературных течений того времени
— символизма. Именно с ним связаны
основные темы, идеи и образы блоковской
лирики, ее художественные средства и
приемы. Для того чтобы проследить наличие
символистских мотивов в творчестве поэта,
необходимо остановиться на основных
положениях эстетики и поэтики данного
течения.
Формирование,
развитие и творческий рост Блока
связаны с воздействием на его
эстетические взгляды идей символизма.
Особенно велико было влияние русского
философа и поэта Вл. Соловьева. Именно
из его произведений Блок позаимствовал
идею о близящейся мировой катастрофе
и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности,
призванной обновить мир. Это влияние
и в биографическом плане любовь к Л. Д.
Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую
направленность стихов Блока, их индивидуализм
и отрешенность от мира.
В наибольшей степени это относится к
циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл
этот в целом автобиографичен, но реальная
основа событий тщательно зашифрована,
переведена на особый, мистический язык.
Так, ожидание невесты и встреча с ней
преобразуются в следующие строки:
Ты в белой вьюге, снежном стоне
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, вечном звоне
Церквей смешались купола.
Невесту, любимую девушку поэт изобразил
в стихах как земное воплощение Вечной
Женственности. Образ Прекрасной Дамы
— один из ключевых в поэзии Блока. Она
для него — идеал духовной красоты, божество,
символ гармонии и света. Поэт не дает
ее портрета — ведь она почти бесплотна,
как всякое видение, греза, сон. К тому
же описать — значит определить, а определить
— значит ограничить. И образ Прекрасной
Дамы остается в блоковском творчестве
нераскрытым, недосказанным, неопределенным.
Он явлен нам только во множестве имен:
Прекрасная Дама, Вечная Женственность,
Владычица Вселенной.
Лирический герой цикла предстает несомненным
индивидуалистом, человеком не только
одиноким, но жаждущим одиночества, живущим
своей внутренней жизнью, чуждым общественным
интересам:
Что буря жизни, если розы
Твои цветут мне и горят!
Что человеческие слезы,
Когда румянится закат!
Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных
и усложненных образов, призванных передать
символическое соответствие внешнего
мира, мира природы и мира внутреннего:
Я встал и трижды поднял руки.
Ко мне по воздуху неслись
Зари торжественные звуки,
Багрянцем одевая высь.
Когда позднее в поэзии Блока появляются
социальные мотивы, основной формой их
выражения по-прежнему остается форма
символическая: реальные события даны
автором условно, образы размыты, характеры
неопределенны. В стихотворении “Фабрика”
поэт рисует фигуру некоего чудовища с
“медным” голосом, согнутые спины рабочих,
желтые окна, где смеются над обманутыми.
С развитием социальной тематики в творчестве
Блока связано появление в нем новых многоплановых
символов. Например, образ дороги и степи,
поля как символ самой России, ее пути
во времени, ее бескрайних просторов и
неисчерпаемой красоты и силы.
Россия в поэзии Блока становится мифическим
сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Воплощением революционной стихии делает
Блок метель и пожар в своей символистской
поэме “Двенадцать”:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем…
Глубоко символичен в поэме и образ Христа.
Его нельзя назвать однозначным. В самом
деле, Христос идет впереди двенадцати,
но, может быть, не как невидимый вождь,
а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй,
для самого автора фигура Христа — выражение
страстной жажды обновления, веры в истину,
в любовь и добро.
Музыкальность — одно из свойств лирики
Блока.
Он добивается ее с помощью различных
средств, как правило, это разного рода
(ритмические, звуковые, лексические) повторы:
Ни любви, ни тоски, ни обиды.
Все померкло, прошло, отошло... Или:
Вот лицо возникает из кружев,
Возникает из кружев лицо.
В кругу символистов Блок занимает особое
место. Разделяя во многом их эстетические
убеждения, он не был сторонником крайнего
индивидуализма и пессимизма (“Сотри
случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”),
проповедником искусства для искусства,
экспериментатором, отрицающим предшествующую
традицию. Используя и трансформируя идеи
символизма, его методы, поэт сумел выразить
не только свой внутренний мир, но и жизнь
эпохи, воплотив тем самым свое творческое
кредо.
«Театр»
Первоначально
участие Александра Александровича
Блока в культурно-
В апреле 1921
нарастающая депрессия
Александр Александрович Блок скончался 7 августа 1921 года, в Петрограде. Похоронен 10 августа. В некрологах и посмертных воспоминаниях постоянно повторялись его слова из посвященной Пушкину речи об «отсутствии воздуха», убивающем поэтов.
Заключение
«Блока я
считаю не только величайшим поэтом первой
четверти XX века, но и человеком-эпохой,
то есть самым характерным
Анна Ахматова
«Александр Блок — художественное
явление огромной силы и размаха, соединяющее
в себе русскую классику и новое искусство.
Жизнь Александра Блока, казалось бы, небогата
событиями. Он родился и вырос в семье,
принадлежавшей к верхам русской академической
интеллигенции. Домашнее образование,
гимназия и университет последовательно
обозначили детство, отрочество и юность
поэта. К нему рано пришла известность...
В начале зрелости он уже был автором многих
блестящих стихотворений, поэм, пьес. Жизнь
его текла без внешних потрясений и катастроф.
Откуда же такой размах творчества, бесконечная
глубина его поэзии? Александр Блок жил
в эпоху войн и революций, тютчевская формула
о «роковых минутах мира» может быть полностью
отнесена к нему. Поэтическое бытие Блока
вобрало в себя отголоски Порт-Артура и
Цусимы, громы и раскаты Первой мировой
и Гражданской войны. Оно освещалось всполохами
1905 г., заревами Февральской и Октябрьской
революций.
Все эти эпохальные события отложились
в душе поэта, заставили тревожней биться
сердце, зажгли взгляд провидческим вдохновением
и пророческой мудростью...»
С. С. Наровчатов. Слово о Блоке, 1980
Список использованной литературы
Интернет
ресурсы : http://www.litra.ru/
http://www.biografii.ru/biogr_
http://lit-helper.ru/p_
http://www.prosv.ru/ebooks/
http://to-name.ru/biography/
http://referat.ru/referats/
Информация о работе Жизнь и творчество русского символиста А. А. Блока