Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:30, реферат
ЖУРДЕН (фр. Jourdain) — герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (Le bourgeois gentilhomme — букв, перевод — «Буржуа-дворянин», 1670). Господин Ж.— один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие лица пьесы, и читатели, и зрители. В самом деле, что может быть нелепее для окружающих, чем пожилой торговец, неожиданно помешавшийся на светском обхождении и неистово стремящийся походить на аристократа
ЖУРДЕН (фр. Jourdain) — герой
комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
(Le bourgeois gentilhomme — букв, перевод — «Буржуа-дворянин»,
1670). Господин Ж.— один из самых забавных
персонажей великого комедиографа. Потешаются
над ним в равной степени и действующие
лица пьесы, и читатели, и зрители. В самом
деле, что может быть нелепее для окружающих,
чем пожилой торговец, неожиданно помешавшийся
на светском обхождении и неистово стремящийся
походить на аристократа. Жажда «перемены
участи» до того сильна в Ж., что, превозмогая
природную немузыкальность и неуклюжесть,
он разучивает замысловатые «па» модных
танцев, размахивает шпагой, непременным
дворянским атрибутом, и под руководством
многочисленных учителей постигает приемы
обольщения требовательных представительниц
светского общества. В который раз в комедии
Мольера все вертится вокруг игры. Ж. не
терпится вжиться в роль завзятого придворного,
а окружающие, за немногим исключением,
«подыгрывают» герою, преследуя свои весьма
меркантильные цели. Даже сопротивляющаяся
дорогостоящим безумствам мужа госпожа
Журден и ее смешливая служанка в конце
концов понимают, что «игру» Ж. достаточно
направить в нужное русло, чтобы от нее
никто не пострадал. Так, в конце пьесы
с помощью ряженых домочадцев выходит
за любимого дочь Ж., которую непреклонный
папаша прочил исключительно за дворянина.
А сам Ж. в результате хитрого плана жениха
дочери становится «мамамуши» и «приближенным
турецкого султана». Это квазитурецкое
слово-монстр как нельзя лучше выражает
чудовищное безвкусие и неорганичность
претензий новоявленного вельможи. Оно
сочинено специально для Ж. озорными и
предприимчивыми молодцами, Клеонтом
и Ковьелем, решившими во что бы то ни стало
получить в жены дочь и служанку спятившего
буржуа. «Турецкая церемония», призванная
«посвятить» в дворянство Ж.,— кульминация
комедии и «апофеоз» героя, ощутившего
себя в процессе пародийной балетной феерии
заправским «мусульманским аристократом».
Образ Ж., однако, сложнее, чем может показаться.
Его актуальная для эпохи социальная подоплека
не мешает видеть в комедии продолжение
серьезных размышлений Мольера об игровом
пространстве человеческого бытия, о функциях
игры, наполняющей жизнь общества, о разных
ипостасях игрового поведения и об «издержках»
людской игровой активности. На этот раз
предметом исследования оказалось игровое
оформление кастовых train de vie (образов жизни).
Неуклюжий буржуа Ж., примеряющий на себя
этикетные стандарты дворянства, оказывается
в пьесе своеобразным зеркалом, отражающим
и безыдеальную, лишенную творческого
духа буржуазную манеру жить, и избыточно
орнаментированный, жеманный стиль аристократического
поведения. Пространство комедии-балета,
в котором соседствуют бытовые сцены,
певческие номера и тан невольные дивертисменты,
есть выражение жанрового своеобразия
«Мещанина во дворянстве». При этом пантомима,
вокально-хореографические картины, обрамляющие
действие, оказываются как бы материализацией
грез Ж. об аристократическом бытье в образе
сплошного бала изысканности и галантности.
Тематический комплекс Ж. включает в себя
не только мотив безосновательных социальных
претензий. Творя для себя иллюзорный
мир «высокого вкуса» и изящества, господин
Ж. упоен не только новым «из индийской
ткани» халатом, париком и костюмом с «цветочками
головками вверх». Ключевая и самая знаменитая
фраза мольеровского мещанина звучит
так: «…я и не подозревал, что вот уже более
сорока лет говорю прозой». Открытие, сделанное
Ж., изобличает, конечно, его безграмотность.
Но необразованный, нелепый, невоспитанный
торговец в отличие от своего окружения
оказывается способен увидеть вдруг убожество
прожитой жизни, лишенной проблеска поэзии,
погрязшей в грубых материальных интересах.
Таким образом, еще одной темой Ж. становится
трогательная и вызывающая сочувствие
тяга к миру иных ценностей, явленных,
впрочем, Мольером в пародийном ключе.
В этом смысле Ж. открывает собою череду
образов буржуа, взыскующих одухотворенной
изысканности дворянского бытия, образов,
среди которых и мадам Бовари Флобера,
и чеховский Лопахин. У господина Ж. в пьесе,
по крайней мере, три игровые ипостаси.
Он выступает как актер, пробующий выигрышную
роль, как игрушка пользующихся его манией
окружающих и как катализатор игровой
активности молодых персонажей комедии.
В конце пьесы герой получает искомое
(ведь его целью всегда была видимость);
удовлетворены все участники и свидетели
«турецкой церемонии». «Мещанин во дворянстве»
— это также пьеса об иллюзиях, об иллюзорности
и относительности многих человеческих
установлений, таких, например, как кастовые
«правила хорошего тона» и «принятые»
формы жизни общества. И еще о том, что
игра — это последний, а может быть, и единственный
способ дать людскому существованию творческую
энергию, заставить расступиться толщи
косной материи, чтобы воспарить в волшебных
пространствах мечты. Образ господина
Ж., торговца, живущего в прозаической
реальности, но ищущего поэзии, замороченного
и счастливого, буржуа и дворянина — одна
из ярких манифестаций непреодолимой
двойственности бытия и один из безусловных
молье-ровских шедевров.
Неудивительно, что мотивы комедии стали
основой драматургической фантазии М.А.Булгакова
«Полоумный Журден», написанной в 1932 году
для Театра-студии под руководством Ю.А.Завадского.
Первое представление комедии «Мещанин
во дворянстве» состоялось в замке Шамбор
14 октября 1670 года. Затем в том же году
Ж. в театре Пале-Рояль сыграл сам Мольер.
Среди выдающихся исполнителей роли Ж.
Коклен-старший (1903). В России Ж. сыграли:
М.С.Щепкин (1825), П.М.Садовский (1844), В.И.Живокини(1864).
Информация о работе Журден герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»