Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:30, курсовая работа
Цель данной работы – обобщить достаточно разрозненные сведения об АФК как важнейшего научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи:
– рассмотреть основные концепции теории АФК;
– рассмотреть средства и задачи АФК;
Цель АФК как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.
Главная группа задач адаптивной физической культуры — коррекционные, компенсаторные и профилактические. Задачи коррекции основного дефекта (сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, соматических функциональных систем и др.), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом и сопутствующими заболеваниями. Задачи компенсации функций организма в случае невозможности коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений. Задачи профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений при наличии тех или иных дефектов. Адаптация традиционной группы задач физической культуры - образовательных, воспитательных, оздоровительных - для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп.
В работе с инвалидами специфичны уже общие задачи физического воспитания: оздоровительные и воспитательные.
Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы не только оказывать влияние на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя:
- физическое оздоровление;
- создание условий для правильного физического развития;
- закаливание;
- коррекцию особенностей
соматического состояния (
Воспитательные задачи предполагают выработку определенных характерологических черт (воли, настойчивости, чувства коллективизма, организованности, активности, смелости и др.), которые обеспечивают стимуляцию психического развития. В результате решения воспитательных задач развиваются внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.
Воспитание основных физических качеств инвалидов (силы, ловкости, быстроты, выносливости) до недавнего времени считалось нецелесообразным в связи с комплексным поражением организма и существующим мнением о невозможности их полноценного приспособления к самостоятельной жизни.
Решение
задач по формированию
В адаптивном физическом воспитании инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья выявляется ряд специальных и тесно взаимосвязанных коррекционных задач, имеющих самостоятельное значение. Это, прежде всего задачи, направленные на компенсацию основного дефекта и коррекцию вторичных нарушений, обусловленных основным заболеванием, на выполнение таких двигательных заданий, которые развивают:
- мышечно-суставное чувство;
- ориентировку в пространстве и времени;
- степень напряжения и расслабления мышц;
- память на последовательность движений;
- внимание к своим движениям и действиям;
- умение выполнять
движения по словесной
- анализ движений по качеству их выполнения.
Правильно подобранные, дозированные и адресованные на различные отделы ЦНС, они изменяют соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре больших полушарий и могут быть направлены на перестройку патологических условных рефлексов, возникших в процессе заболевания.
Педагогические задачи АФК
В АФК Воспитании как наиболее организованном виде АФК более системно представлены все виды педагогических задач
Педагогические задачи
это постановка, конкретизация и
четкость формулирования
Виды педагогических задач:
а) общие для
всех- и здоровых, и с нарушениями
развития, обусловленные потребностями
общества и отраженные
б) специфические
отражающие особенности
Общие задачи:
укрепление здоровья
повышению сопротивляемости
организма к воздействию
обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений и навыков,
развитие двигательных координационных способностей,
формирование необходимых
воспитание потребности и умения, самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности.
воспитание нравственных и
волевых качеств, приучение к
организованности, ответственности,
ответственности за свои
Специфические задачи:
коррекционные, компенсаторные, профилактические. Если физическое воспитание здоровых детей носит общеподготовительную направленность, то адаптивное воспитание имеет яркую коррекционно - развивающую направленность, коррекционно- компенсаторную и лечебно-оздоровительную форму воздействия на двигательную недостаточность, как средство реадаптации двигательных нарушений.
Решаемые коррекционно - развивающие задачи сгруппированы:
1. Коррекция техники основных
движений - ходьба, бег, плавание, прыжки,
лазанье, перелезание, метание,
2. Коррекция и развитие
3. Коррекция и развитие
4. Компенсация утраченных или
нарушенных функций,
5. Профилактика и коррекция соматических нарушений - осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма и микротравм.
6 Коррекция и развитие
а)дифференцировка зрительных, слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению,
б) развитие зрительной и слуховой памяти,
в)развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям,
г)дифференцировка тактильных ощущений, кожно - кинестетических восприятий.
7. Коррекция психических
нарушений в процессе
2.2 Средства адаптивной физической культуры.
Физическое упражнение - основное средство адаптивной физической культуры. Классификация физических упражнений. Естественно-средовые и гигиенические факторы в адаптивной физической культуре. Общепедагогические и другие средства и методы в АФК (вербальные, идеомоторные и психорегулирующие, наглядные, технические и др.). Средства коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения речи, эмоционально-волевой сферы, зрения, слуха, соматических заболеваний и др. Средства коррекции двигательной сферы и основных, жизненно и профессионально важных двигательных действий: осанки, плоскостопия, телосложения; ходьбы, бега, прыжков, лазанья и перелезания, метаний и мелкой моторики; расслабления, согласованности движений, ориентировки в пространстве и во времени; дифференцировки усилий, пространства, времени; равновесия; быстроты реагирования на изменяющиеся условия, дифференцировки тактильных ощущений, устойчивости к вестибулярным раздражителям и др. Сюжетные и подвижные игры — важнейший компонент содержания адаптивной физической культуры. Классификация сюжетных и подвижных игр. Игры, интегрирующие двигательную активность и деятельность, характерную для других учебных дисциплин; с элементами математических представлений, с речевой деятельностью, с информацией об окружающем мире, с представлениями о частях тела, о направлениях движения. Телесно-ориентированные средства сказкотерапии, игротерапии, формокоррекционной ритмопластики и др.
Средства АФК физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы. Физическое упражнение основное специфическое средство, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные, профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи. Совершенствование движений, достигается многократным повторением упражнения. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций.
Упражнения:
-укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц,
-улучшают крово - и лимфообращение, обмен веществ,
-благоприятно влияют
на ЦНС, повышают
-улучшают аналитико-
-улучшают функции сенсорных систем.
Физические упражнения
осознанные целенаправленные
Эффективность физических
упражнений определяется
1. особенностью самих упражнений, их сложностью, новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки.
2. индивидуальными особенностями занимающихся: возрастом ,полом, состоянием здоровья, двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующим заболеванием... состоянием сохранных функций(двигательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью,
3. внешними условиями
- психологическим климатом на
занятии, гигиенической
Единой классификации физических упражнений нет, так как одно и тоже упражнение обладает разными признаками и может войти в разные
классификационные группы.
Классификация:
по целевой направленности, общеразвивающие, спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррекционные, профессионально - подготовительные,
по преимущественному воздействию на развитие тех или иных физических качеств: силовых, скоростных, выносливости, гибкости.
по преимущественному воздействию на определенные мышечные группы, упражнения для мышц спины, брюшного пресса, плеча, предплечья, голени, бедра, мимические мышцы,
по координационной направленности: ориентировка в пространстве, равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление, ритмичность движений,
по биомеханической структуре движений: циклические(ходьба, бег, плавание), ациклические ( метание, гимнастические упражнения, на тренажерах), смешанные (прыжки в длину с разбега, подвижные спортивные игры.)
по интенсивности
выполнения заданий,
по видам спорта
для разных нозологических
Информация о работе Адаптивная физическая культура как средство реабилитации