Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:21, реферат
Беда, приходя, не спрашивает ни имени, ни фамилии, ни года рождения. Несчастье может произойти с кем угодно. Даже думать не хочется о том, что родившийся здоровым ребенок в один ужасный момент превратится в человека, как принято говорить, с ограниченными физическими возможностями. И в принципе, не стоит.
ВВЕДЕНИЕ
1. Адаптивная физическая культура
1.1 Адаптивная физическая культура как фактор социального
здоровья лиц с ограниченными возможностями
2. Основные виды и наиболее общие задачи АФК
2.1 Адаптивный спорт
2.2 Адаптивная физическая рекреация
2.3 Адаптивная двигательная реабилитация
3. Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.
2.1 Адаптивный спорт
Адаптивный спорт. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.
Адаптивный
спорт в настоящее время
Исходя из концепции И.М. Быховской, рассмотревшей проблемы человеческой телесности в социокультурном измерении, именно адаптивный спорт, с обязательным участием инвалидов в учебно-тренировочном процессе и системе различных (включая международные) соревнований, создает наиболее подходящие условия именно для культурного бытия их телесности, важнейшим атрибутом которого является общение, участие в диалоге двух "я".
Основная
задача адаптивного спорта заключается
в формировании спортивной культуры
инвалида, приобщении его к общественно-
2.2 Адаптивная физическая рекреация
Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.
Основная
задача адаптивной физической рекреации
состоит в привитии личности инвалида
проверенных исторической практикой
мировоззренческих взглядов Эпикура,
проповедовавшего философию (принцип)
гедонизма, в освоении инвалидом основных
приемов и способов рекреации.
2.3 Адаптивная двигательная реабилитация
Адаптивная двигательная реабилитация. Содержание адаптивной двигательной реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.
Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).
Таким
образом, были рассмотрены содержание
и задачи основных видов адаптивной
физической культуры. Они раскрывают
потенциал возможностей средств и методов
адаптивной физической культуры, каждый
из которых, имея специфическую направленность,
способствует в той или иной мере не только
максимально возможному увеличению жизнеспособности
инвалида, но и всестороннему развитию
личности, обретению самостоятельности,
социальной, бытовой, психической активности
и независимости, совершенствованию в
профессиональной деятельности и вообще
достижению выдающихся результатов в
жизни.
3.Приоритетные
направления деятельности
по развитию адаптивной
физической культуры
В названной выше концепции среди основных целей и задач Государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.
И, все же, называя пути достижения основных целей в работе с инвалидами, разработчики отмечают: " создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру государственного и общественного управления физической культуры и спорта инвалидов". Такая запись невольно приводит к мысли о том, что сложившаяся кризисная социально-экономическая ситуация в России требует адекватного управления и финансирования этого важного направления. Согласиться с этим никак нельзя, т.к. даже в этой кризисной ситуации общество может и должно создать условия, необходимые для жизнедеятельности инвалидов.
Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры разработчики Концепции справедливо называют:
Несомненным достоинством данной концепции являются предложения по разграничению полномочий и функций в системе физической реабилитации инвалидов между федеральными и региональными органами государственного управления в области физической культуры и спорта.
В этой связи следует подчеркнуть, что центр тяжести в работе перемещается на места. Именно местные органы власти, в первую очередь, должны создавать равные условия для занятий физической культурой и спортом среди всех категорий населения. Но анализ принятых во многих субъектах Российской Федерации Законов о спорте показывает, что этой работе региональные и местные органы власти уделяют пока явно недостаточное внимание, а статьи в принятых законах о спорте носят чисто формальный характер.
Необходимо,
чтобы в ближайшее время
Совершенно справедливо ставят авторы Концепции и разработку Закона Российской Федерации об адаптивной физической культуре.
В настоящее время отсутствует интеграция в работе общественных организаций разных категорий инвалидов. Заметно ощущается крен в сторону спортизации. Практически вся работа в клубах сводится к организации и проведению спортивных соревнований среди небольшой группы элитных спортсменов. Хотя при остроте социальных проблем более приоритетной и перспективной является задача развития физкультурно-оздоровительной работы среди инвалидов.
Активизация
работы с инвалидами в области
физической культуры и спорта, несомненно,
способствует гуманизации самого общества,
изменению его отношения к этой группе
населения, и тем самым имеет большое социальное
значение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.
Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.
В
сфере физической реабилитации инвалидов
по-прежнему существует недооценка того
обстоятельства, что физкультура и
спорт гораздо более важны для человека
с ограниченными возможностями, чем для
благополучных в этом отношении людей.
Активные физкультурно-спортивные занятия,
участие в спортивных соревнованиях являются
формой так остро необходимого общения,
восстанавливают психическое равновесие,
снимают ощущение изолированности, возвращают
чувство уверенности и уважения к себе,
дают возможность вернуться к активной
жизни. Главной задачей все же остается
вовлечение в интенсивные занятия спортом
как можно большего числа инвалидов в
целях использования физкультуры и спорта
как одного из важнейших средств для их
адаптации и интеграции в жизнь общества,
поскольку эти занятия создают психические
установки, крайне необходимые для успешного
воссоединения инвалида с обществом и
участия в полезном труде. Применение
средств физической культуры и спорта
является эффективным, а в ряде случаев
единственным методом физической реабилитации
и социальной адаптации.