Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:55, творческая работа
Работа содержит презентацию на тему: "Артикуляционная гимнастика"
Артикуляционная гимнастика
Определение
и цель артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированости движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель
артикуляционной гимнастики
— выработка полноценных движений и определенных
положений органов артикуляционного аппарата,
умение объединять простые движения в
сложные, необходимые для правильного
произнесения звуков. Артикуляционная
гимнастика является основой формирования
речевых звуков — фонем — и коррекции
нарушений звукопроизношения любой этиологии
и патогенеза; она включает упражнения
для тренировки подвижности органов артикуляционного
аппарата, отработки определенных положений
губ, языка, мягкого нёба, необходимых
для правильного произнесения как всех
звуков, так и каждого звука той или иной
группы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА
1. Поднимание
и опускание плеч. При поднимании — вдох
через нос, при опускании — выдох через
рот.
2. Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании— вдох через нос, при опускании — выдох через рот.
3.Вращение
плеч (руки опущены) спереди назад и обратно.
При поднимании плеч — вдох через нос,
при опускании — ВЫДОХ
через рот.
4. Разнообразные
движения руками: в стороны, вверх,
вращение, плавательные движения
и т. п. При развертывании
грудной клетки — вдох, при
опадании — выдох с
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ
Исходное положение — стоя или сидя, спина и шея прямые.
1. Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом, при возврате в исходное положение — выдох ртом.
2. Наклонить голову вперед - вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом).
3. Повороты головы
в стороны: налево (выдох носом), прямо
(вдох ртом), направо (выдох носом), прямо
(вдох ртом).
(Движения I, 2, 3 сначала ВЫПОЛНЯЮТ без сопротивления, затем — с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.)
4. Вращение
головы слева направо и наоборот. Вдох
носом.
выдох ртом на полном повороте.
5. Поднимание
и опускание головы с сильным
нажатием
подбородка на кулаки обеих рук.
6. Ладони к ушам: наклоны головы в стороны с сопротивлением рук.
7. Опускание, запрокидывание, повороты головы с произнесением звуком u-j-u-o-y.
8.Круговые движения головой.
9.Круговые
движения головой с произнесением на выдохе
ЗВУКОВ.
УПРАЖНЕНИЯ НА СТИМУЛЯЦИЮ ДВИЖЕНИЙ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ
Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
Откидывание
челюсти вниз с максимальным вытягиванием
языка к подбородку и мысленным
произнесением звуков а
или э на твердой атаке.
Откидывание
челюсти вниз с максимальным вытягиванием
языка к подбородку и
шепотным произнесением звуков а
или
э на твердой атаке.
Откидывание челюсти вниз с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка).
Открывание рта с преодолением сопротивления и произнесением звуков а или э на мягкой атаке.
Открывание рта с преодолением сопротивления и произнесением звуков а или э шепотом на мягкой атаке.
Открывание
рта с откидыванием головы назад.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
Рот открыт. Губы
в улыбке. Широкий язык удерживается
в полости рта в расслабленном, спокойном
состоянии под счет до 5—10. Следить, чтобы
язык не сужался, а кончик его касался
нижних зубов.
Губы в улыбке.
Для расслабления языка покусывать
его
по всей поверхности, постепенно высовывая
и снова втягивая.
Покусывания должны быть легкими.
Широкий язык
с силой протискивается между
зубами наружу так, что верхние резцы
скоблят по спинке языка. Губы в
улыбке.
Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередное высовывание широкого и узкого языка: «лопатой» — «жалом» («иголочкой»). Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
Рот открыт. Губы
в улыбке. Высунутый язык делать
попеременно широко распластанным («лопатой»)
и узким («жалом», «иголочкой»). Следить,
чтобы губы оставались неподвижными.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ ЗВУКОВ
С,
С` 3, 3` Ц
«Наказать непослушный язычок».
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть
рот. Спокойно положить язык на нижнюю
губу и, пошлепывая его губами, произносить
звуки пя-пя-пя.
Похлопать язык губами несколько раз на
одном выдохе, затем удерживать широкий
язык в спокойном положении при открытом
рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы
ребенок не задерживал выдыхаемый воздух.
Контроль за выдыхаемой струей воздуха
осуществляется с помощью ватки, поднесенной
ко рту ребенка: если упражнение выполняется
правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя
губа не должна подворачиваться и
натягиваться на нижние зубы. Боковые
края языка касаются углов рта.
«Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в
улыбке. Положить широкий передний
край языка на нижнюю губу и удерживать
его в таком положении под
счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы
не были напряжены, не растягивались
в широкую улыбку, чтобы нижняя
губа не подворачивалась и не натягивалась
на нижние зубы. Язык не высовывается
далеко: он должен только накрывать
нижнюю губу. Боковые края языка должны
касаться углов рта.
«Качели».
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз.
При выполнении
упражнения следить, чтобы язык не сужался,
губы и нижняя челюсть были неподвижны,
губы не натягивались на зубы.
«Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком
дотронуться до верхних зубов с наружной
стороны, затем с внутренней;
б) широким языком
дотронуться до нижних зубов с наружной
стороны, затем с внутренней.
При выполнении
упражнений следить, чтобы язык не сужался,
нижняя челюсть и губы были неподвижны.
«Почистим зубы»
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы
в улыбке. Широким кончиком языка
погладить нижние зубы, делая движения
языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык
не сужался, останавливался у верхнего
края зубов и не выходил за него,
губы находились в положении улыбки,
нижняя челюсть не двигалась.
«Пирожок».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы
в улыбке. Широкий язык положить
на нижнюю губу. Затем боковые
края языка поднимаются и сворачива
Если это
упражнение долго не удается, полезно
помогать подниманию боковых краев
языка губами, надавливая ими на
боковые края языка Иногда этому
движению помогает надавливание по средней
линии языка зондом, спицей и т.
п.; дети могут помогать себе руками
(следить за чистотой рук!).
«Желобок», «Лодочка»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.
Рот открыт. Губы
в улыбке. Язык высунут. Боковые края
лопатообразного языка поднимаются, по
средней продольной линии языка образуется
впадина. Язык в таком положении удерживается
под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы
не помогали языку, оставались неподвижными.
«Самосвал»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.
Рот открыт. Губы
в улыбке. Боковые края языка упираются
в боковые верхние зубы почти
до клыков. Широкий кончик языка
поднимать и опускать, касаясь
им верхней и нижней десны, за зубами.
Следить, чтобы нижняя челюсть и
губы были неподвижны.
«Горка», «Киска сердится»
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Катушка»
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы
в улыбке. Широкий кончик языка
упирается в основания нижних резцов.
Боковые края языка прижаты к верхним
коренным зубам. Широкий язык «выкатывается»
вперед и убирается в глубь рта. Следить,
чтобы язык не сужался, боковые края языка
скользили по коренным зубам, кончик языка
не отрывался от резцов, губы и нижняя
челюсть были неподвижны.
Упражнение в произнесении звука и.
Цель: вырабатывать умение управлять языком.
В игровой
форме отрабатывается произнесение
звука и, при котором положение
языка близко к нормальной артикуляции
звука с.
«Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы
вперед трубочкой и длительно
дуть на ватный шарик, лежащий на столе,
пытаясь загнать его в «ворота»
между двумя кубиками. Загонять шарик
следует на одном выдохе, не допуская,
чтобы воздушная струя была прерывистой.
Следить, чтобы щеки не надувались:
для этого их можно слегка прижать
ладонями.