Артикуляционная гимнастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:55, творческая работа

Описание

Работа содержит презентацию на тему: "Артикуляционная гимнастика"

Работа состоит из  1 файл

Артикуляционная гимнастика.pptx

— 282.33 Кб (Скачать документ)

Артикуляционная гимнастика

Определение и цель артикуляционной гимнастики  

    Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированости движений органов, участвующих в речевом процессе.

    Цель  артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

      

    УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО  ПОЯСА

    1. Поднимание  и опускание плеч. При поднимании — вдох 
    через нос, при опускании — выдох через рот.

    2. Поднимание  и опускание плеч поочередно. При поднимании— вдох через нос, при опускании — выдох через рот.

    3.Вращение  плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. 
    При поднимании плеч — вдох через нос, при опускании — ВЫДОХ 
    через рот.

    4. Разнообразные  движения руками: в стороны, вверх,  вращение, плавательные движения  и т. п. При развертывании  грудной клетки — вдох, при  опадании — выдох с произнесением  гласных звуков. 

    УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ

    Исходное положение  — стоя или сидя, спина и шея  прямые.

    1. Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом, при возврате в исходное положение — выдох ртом.

    2. Наклонить  голову вперед - вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом).

    3. Повороты головы в стороны: налево (выдох носом), прямо 
    (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).

           (Движения I, 2, 3 сначала ВЫПОЛНЯЮТ без сопротивления, затем — с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответ­ствующую часть головы в противоположном движению направлении.)

    4. Вращение  головы слева направо и наоборот. Вдох носом. 
    выдох ртом на полном повороте.

    5. Поднимание  и  опускание  головы  с  сильным  нажатием 
    подбородка на кулаки обеих рук.

    6. Ладони к ушам: наклоны головы в стороны с сопротивлением рук.

    7. Опускание, запрокидывание, повороты головы с произнесением звуком u-j-u-o-y.

    8.Круговые  движения головой.

    9.Круговые  движения головой с произнесением на выдохе ЗВУКОВ. 
     

    УПРАЖНЕНИЯ  НА СТИМУЛЯЦИЮ ДВИЖЕНИЙ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

    Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

    Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным  произнесением звуков а 
    или э на твердой атаке.

    Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотным произнесением звуков а или 
    э на твердой атаке.

    Откидывание челюсти вниз с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка).

    Открывание  рта с преодолением сопротивления  и произнесением звуков а или э на мягкой атаке.

    Открывание  рта с преодолением сопротивления  и произнесением звуков а или э шепотом на мягкой атаке.

    Открывание  рта с откидыванием головы назад. 

    УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ ЯЗЫКА

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается 
    в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5—10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик его касался нижних зубов.

    Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его 
    по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. 
    Покусывания должны быть легкими.

    Широкий язык с силой протискивается между  зубами наружу так, что верхние резцы  скоблят по спинке языка. Губы в 
    улыбке.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередное высовывание  широкого и узкого языка: «лопатой»  — «жалом» («иголочкой»). Следить, чтобы  губы и челюсть были неподвижны.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать по­переменно широко распластанным («лопатой») и узким («жа­лом», «иголочкой»). Следить, чтобы губы оставались неподвиж­ными. 
     

 
 
 

    КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ ЗВУКОВ

    С, С` 3, 3` Ц 

    «Наказать непослушный язычок».

    Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удержи­вать его широко распластанным.

    Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить  звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натяги­ваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта. 

    «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»

    Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

    Рот открыт. Губы в  улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под  счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались  в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не под­ворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высо­вывается  далеко: он должен только накрывать  нижнюю губу. Бо­ковые края языка должны касаться углов рта. 

    «Качели».

    Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гиб­кость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз.

    При выполнении упражнения следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. 

    «Язык перешагивает через  зубы».

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

    а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной 
    стороны, затем с внутренней;

    б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной 
    стороны, затем с внутренней.

    При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. 

    «Почистим зубы»

    Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка  погла­дить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, ниж­няя челюсть не двигалась. 

    «Пирожок».

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на ниж­нюю губу. Затем боковые  края языка поднимаются и сворачива­ются в «пирожок».

    Если это  упражнение долго не удается, полезно  помогать подни­манию боковых краев  языка губами, надавливая ими на боковые края языка Иногда этому  движению помогает надавливание по средней  линии языка зондом, спицей и т. п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!). 

    «Желобок», «Лодочка»

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными. 
     

    «Самосвал»

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются  в боковые верхние зубы почти  до клыков. Широкий кончик языка  поднимать и опускать, касаясь  им верхней и нижней дес­ны, за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и  губы были неподвижны. 

    «Горка», «Киска сердится»

    Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удер­живать кончик языка у нижних зубов.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка  упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем  вы­равнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть  были неподвижны.

    «Катушка»

    Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка  упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны. 

    Упражнение  в произнесении звука  и.

    Цель: вырабатывать умение управлять языком.

    В игровой  форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с. 

    «Загнать  мяч в ворота».

    Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

    Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно  дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик  следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались: для этого их можно слегка прижать  ладонями. 

Информация о работе Артикуляционная гимнастика