Бальный танец как фактор физического воспитания личности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 13:36, реферат

Описание

Большинство современных педагогов, стараются воспитывать в своих учениках физически и психологически развитых личностей. Поэтому для тренеров и преподавателей бального танца в настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема использования тех методов и форм обучения танцу, характерных для XVIII-XIX вв., с помощью которых возможно формирование не только внешнего, но и внутреннего облика человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Роль бального танца в формирование личности ребенка.
1.1 Современный бальный танец как синтез спорта и искусства
1.2 Особенности преподавания бального танца детям
ГЛАВА II. Социальное значение бальных танцев.
2.1 Бальные танцы как спортивно-эстетическая деятельность и педагогический процесс.
2.2 Особенности танца, как средства двигательной активности и укрепления здоровья в критические периоды развития.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по бальному танцу..docx

— 52.55 Кб (Скачать документ)

Нам представляется важным отметить, что идеи древнегреческих  мыслителей приобретают особую актуальность при организации процесса танцевальной деятельности в современной школе, воплощают гуманистические тенденции  образования и воспитания личности.

В современной  психологии формируется представление  о танце не только как о виде искусства или форме социального  общения, а как о средстве самопознания и самосовершенствования. Такое  направление получило в западной литературе название "educational dance", что означает обучающий или воспитывающий танец. "Обучающий танец", если вкладывать в это понятие не овладение определенной танцевальной формой, а познание собственного тела, а значит самого себя (А.А. Михайлова, 1998). Данное положение реализуется в работах И.В. Курис (1989, 1996) по обучению элементам йоги и индийского танца в группах хореографии и пластики. Само понятие танца имеет здесь некий другой, более глубокий смысл, нежели современный термин "хореография", оно отражает скорее сущность его греческого корня ("chorey" - движение). Понятие танца имеет здесь широкий смысл и охватывает соматический, экспрессивный и социальный аспекты. Движение в данном случае рассматривается с точки зрения его интеграционных аспектов, используемых для достижения педагогических или терапевтических целей. Обучение бальному танцу является одним из важных факторов формирования творческих способностей учащихся. Танец развивает силу и гибкость, улучшает телосложение, координацию движений, способствует развитию спонтанности и свободы движений, повышает умственную активность и работоспособность.

Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать  заключение о том, что бальный  танец, являясь сложной синтетической  деятельностью, оказывает влияние на развитие различных сторон психики ребенка. Танцевальная подготовка является эффективным средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, создает благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Занятия бальным танцем, как разновидность физической активности, позитивно влияют на различные психические процессы; сочетание физической тренировки и эстетического творчества благотворно сказывается на становлении гармоничной личности младшего школьника. Правильная организация педагогического процесса преподавания бальных танцев в начальной школе позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал младших школьников, содействовать более успешной адаптации детей к школе.

2.2 Особенности танца, как средства двигательной активности и укрепления здоровья в критические периоды развития.

Спортивные  бальные танцы являются молодым: развивающимся видом спорта, каковым  они официально признаны в 1995 году. Однако, как социокультурное явление, танцы этого направления существуют в России с середины 50-х годов. Длительный период бальные танцы  являлись частью культурно-досуговой  деятельности и развивались в  рамках художественной самодеятельности. Они получили распространение не только в крупных центах (Москва, Ленинград, Киев и т.п.), но ив самых  отдаленных регионах России. Однако, силой  объективных и субъективных обстоятельств, развитие бальных танцев стало уделом энтузиастов со всеми вытекающими  из этого последствиями. На этом фоне почти отсутствует медико-биологическое  обоснование этого вида спорта и  его влияние на здоровье детей.

Отечественный специалист по возрастной физиологии И.А. Аршавский ] выдвинул и экспериментально доказал положение об энергетическом правиле скелетных мышц, согласно которому двигательная активность стимулирует повышение обмена веществ, что способствует росту и развитию таких физиологических систем ребенка как нервно-мышечная, сердечнососудистая, дыхательная и других.

В трудах выдающихся физиологов и психологов И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже имеются  указания о важном значении; мышечной деятельности для укрепления здоровья, в первую очередь, психического и моторного развития. В экспериментах показано, что увеличение двигательной активности (ДА) оказывает стимулирующее воздействие на перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы детей ; А.А. Ухтомский писал, что "суровая истина о нашей природе в том, что в ней ничего не проходит бесследно". И что "природа наша делается из следов прошлого"

возрастают  доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы предопределить будущее. Если не овладеть вовремя зачатками: своих доминант они завладеют  нами". По мнению, автора, "орган" тем более активен, чем; более разнообразную информацию в окружающей среде он способен воспринимать и усваивать.

Танец - совершенно особый вид искусства. Он отражает чувства. Через танец  человек познает окружающий мир  и учится взаимодействовать с  ним. Танцы - "прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье"

Современные спортивные танцы - синтетический вид  спорта высших достижений. Подготовка спортсменов-танцоров высокой квалификации требует интегрального развития эстетических и этических качеств  личности, гармонии психики, высокого технического мастерства, всестороннего  функционального и физического  развития. Вместе: с тем танцевальный спорт, как и другие виды спортивной деятельности высших достижений - занятие  далеко не самое благоприятное в  смысле формирования у человека идеального здоровья. Специальные медико-биологические исследования, показывают, что "Между спортом высших достижений и здоровьем спортсмена мало общего" (спортивный врач Э. Дойзер), что большой спорт сокращает жизнь, ведет к преждевременному изнашиванию сердечнососудистой, иммунной, нервной и: эндокринной систем человеческого организма, приводит к инвалидности,, причем не только в результате физических травм;  Каждый из видов танца имеет свои физиологические, биомеханические и музыкально-ритмические особенности. Классические танцы обладают математической выверенностью, точностью и логичностью линий; чего порой очень не достает спортивному танцу. Они требуют развития, прежде всего, аэробных возможностей организма человека.

Пост-модерн и джаз являются более прогрессивными видами пластики. по сравнению с классикой, и несут в себе более глубокий потенциал с точки

зрения  развития психофизиологических и эстетических возможностей человеческого тела как  средство художественной и духовной выразительности. Богаче лексика, свободнее  пластика, отсутствие присущего классике консерватизма .

Характерный и народно-сценический; танец незаменим  в плане воспитания у танцоров скоростно-силовых качеств, навыков. сценического образа, актерского мастерства, передачи характера, свойственного каждому танцу в, отдельности. Каждому режиссеру, психологу, хореографу, балетмейстеру известны практически все жесты, отражающие весь спектр физиологических и психо-эмоциональных состояний человека, взаимодействий его с окружающим миром - это то, что в спортивных танцах практически не используется.

В спорте, так же как ив хореографии; существуют методики тренинга, усовершенствованные  многими поколениями тренеров. В  спортивном танце с точки зрения физиологии спорта необходимо достичь  сразу нескольких компонентов: быстроты движения, скоростно-силовых действий; специальной выносливости, экономичности  энергетических затрат, внутримышечной и межмышечной координации; скорости двигательных реакций, гибкости и пластичности, максимального КПД работы, мускулатуры, правильного дыхания, красивого физического развития и конституции. Направленность физиологического совершенствования' разрешается с помощью разнообразных физических упражнений. Наиболее целесообразные для спортивного танца, с точки зрения общей, физической подготовленности виды спорта: гимнастика, бег, восточные единоборства, бодибилдинг, шейпинг, фигурное катание, синхронное плавание.

Спортивные  танцы крайне разнообразны по физиологической  нагрузке, форме и ритмам. Физическое развитие в обследуемой возрастной период (11-15 лет) изменяется постоянно, но неравномерно. Наибольшие количественные сдвиги происходят в подростковом и юношеском возрасте. Процессы роста и развития; организма заканчиваются у юношей к 18 годам, у девушек - к 16.

По данным А.М. Макратумяна повышенные цифры артериального давления наблюдались у 27% учащихся, 12% обследованных имели избыточную массу тела. До 40% учащихся при? наличии гипокинезии имели; по данным KHF признаки напряжения сердечно-сосудистой системы (COG), а у 35% выявлено дезадаптивное реагирование на ортопробу. По мнению автора, на разных этапах онтогенетического развития: гомеостаза оказывает ряд факторов, которые динамично изменяются с возрастом и это положение необходимо учитывать при коррекции ДА, питания, БАД, нежелательных возрастных отклонений, влияние социально-демографических факторов. В частности, в 11-12 лет доминируют факторы физического развития (34%), пубертатного характера (28%), мощности биологической активности; (15%);,... моторной активности (9%). В 12-13 лет соответственно: функциональные (38%), морфометрические (27%), скоростно-силовые качества (11%), компоненты опорно-двигательного аппарата (ОДА) (19%). В 13-14 лет на первый план выдвигаются компоненты двигательной и соматовегетативных функций (44%), функциональных резервных возможностей (25%), ОДА (19%). У юношей 14-15 лет фактор развития подготовленности составил 36%, функциональной устойчивости (26%), функциональной реактивности (10%), стабильности ОДА (9%).

Наиболее  полно раскрыта сущность теории критических  периодов онтогенеза в работах. Т.В. Карсаевской считающей важным в процессе.

изучения  человека признание существование  критических периодов морфофизиологического  и биологического развития и гетерохронности созревания его систем. В критические периоды повышается чувствительность к тем или иным аспектам внешней среды, причем к действию как повреждающих факторов, так и оптимальных условий; Выявление сущности, значения и границ критических периодов - важнейшее условие прогресса медицины, педагогики и психологии [15].

Критические периоды характеризуются; повышенным риском возникновения болезней наблюдаются  кризисы психического развития; и  парапубертатный (2-3-5 года), пубертатный: (12-15 лет), климактерический инволюционный. Физиологические сдвиги, происходящие в это время, как: правило, отражаются; на свойствах личности. Это связано с морфологическими и функциональными перестройками, с новыми формами интеграции внутреннего мира субъекта, изменениями его отношений с внешним миром, в то время как прежний стереотип его существует.

Значение  темпа роста скоростно-силовых  качеств в прыжках отмечаются у мальчиков в 12-13 лет, а в метаниях в 13-14 и 16-17 лет.

Весь  цикл индивидуального развития человека неоднороден; он дискретен. Поэтому  его принято делить на определенное число этапов, фаз, периодов. Новая  фаза, период развития включает цепь событий  в комплексе клеток (физиологически подготовленных к этому) ведущая  к развертыванию в них процессов  детерминации. Некоторые из указанных  периодов развития, характеризующиеся  повышением "реактивности" организма  на воздействия внешней среды  издавна получили название критических (благоприятных) или чувствительных (сенситивных) периодов развития. Под  критическими периодами развития в  психофизиологии в настоящее  время понимают обусловленные генетически  и внешней средой. Взаимосвязанные  во времени периоды интеграции процессов, регулирующих: клеточный, метаболизм, в результате чего наступает стойкий  морфологический или физиологический  сдвиг. В критическом периоде  факторы риска в развитии заболеваний  рассматриваются без их учета.

В критическом  периоде развития занятия, спортивными  бальными танцами оказывают специфическое  воздействие, которое сохраняется  на протяжении всей жизни. В целом  сущность приспособления детей к  окружающей среде нельзя считать  достаточно изученной, тем более  с учетом регионального подхода.

Заключение

Жизнь приносит в танец новые хореографические измерения, новые пластические интонации  и каждый хореограф, если он хочет  быть современным не только в смысле прочтения на сцене современной  тематики, но и использования всех возможностей современного хореографического  мышления, должен видеть и подмечать  в самой действительности зарождение и развитие новых пластических “красок", пластических образных ресурсов. . Современная бальная педагогика должна ставить своей задачей не переделывание личности, не воспитание в традиционном смысле этого слова, как привнесение в ребенка каких-то черт и качеств. Наиглавнейшая роль прогрессивного педагога - ассистент, и его первая заповедь: «Хочешь помочь - не мешай». Задача педагога - помочь ребенку раскрыться, развиться, реализовать то, что в нем уже есть, а не покрыть его новыми табу и ограничениями, не закрепостить требованиями. Радость победы над собой, над своей инертностью и своими комплексами, над своим страхом раскрыть перед другими свое истинное лицо в танце, обнажить свою душу, но не радость втоптать в грязь конкурентов своей победой - вот что должно быть целью и стимулом современной бальной хореографии. Современная бальная педагогика, осознавая положительные стороны в преподавании хореографии в дореволюционной России, должна привнести эти традиции в методику обучения танцу. В качестве практического использования нашего исследования может быть разработана и внедрена в студиях и кружках города программа по «Истории бального этикета», где бы наряду с изучением истории развития бальной хореографии в России детям могли преподаваться и прививаться манеры и нормы поведения, как в процессе бального танца, так и в обществе.

На основании  изученной литературы  мы можем  сделать следующие выводы:

Бальный танец обладал и обладает огромным потенциалом для развития гармоничной  личности. Начиная с XVIII и по сегодняшний  день, бальная хореография придает  уверенность в движениях, свободу  и непринужденность в постановке фигуры, что положительным образом  влияет на психический строй человека, и повышает его самооценку. Кроме того, бальный танец формирует у личности более высокий уровень культуры во внешнем виде (танцевальный имидж), поведении, отношениях с другими людьми, а также и уровень творческого восприятия музыки и танца, театрального искусства и проблемы собственной реализации в мире людей, как творческой, так и личностной..Современная бальная педагогика должна ставить своей задачей не переделывание личности, не воспитание в традиционном смысле этого слова, как привнесение в ребенка каких-то черт и качеств. Наиглавнейшая роль прогрессивного педагога - ассистент, и его первая заповедь: «Хочешь помочь - не мешай». Задача педагога - помочь ребенку раскрыться, развиться, реализовать то, что в нем уже есть, а не покрыть его новыми табу и ограничениями, не закрепостить требованиями. Радость победы над собой, над своей инертностью и своими комплексами, над своим страхом раскрыть перед другими свое истинное лицо в танце, обнажить свою душу, но не радость втоптать в грязь конкурентов своей победой - вот что должно быть целью и стимулом современной бальной хореографии. Современная бальная педагогика, осознавая положительные стороны в преподавании хореографии в дореволюционной России, должна привнести эти традиции в методику обучения танцу. В качестве практического использования нашего исследования может быть разработана и внедрена в студиях и кружках города программа по «Истории бального этикета», где бы наряду с изучением истории развития бальной хореографии в России детям могли преподаваться и прививаться манеры и нормы поведения, как в процессе бального танца, так и в обществе. 
 
 

Информация о работе Бальный танец как фактор физического воспитания личности детей