Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:52, контрольная работа
Физическая культура - учебный предмет, формирующий у учащихся жизненно необходимые знания, умения, навыки, а также профессионально-прикладные двигательные способности. Одновременно он оказывает оздоровительное воздействие, способствует восстановлению умственной работоспособности, удовлетворяет часть жизненно необходимой потребности учащихся в двигательной активности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Цель физического воспитания общества. Задачи 4
1.1. Специфические задачи 5
1.2. Общепедагогические задачи 8
ГЛАВА 2. Цели и задачи физического воспитания на разных уровнях образования в РБ 10
2.1. Цели и задачи физического воспитания в младших классах 10
2.2. Физическое воспитание в средней общеобразовательной школе 10
2.3. Цели и задачи физического воспитания учащихся ПТУЗов, ССУЗов 11
2.4. Физическое воспитание в ВУЗе 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список используемых литературных источников 14
Вторая группа задач - специфических, - решаемых в процессе физического воспитания, составляют специальные образовательные задачи. Основные из них состоят в том, чтобы:
Образовательная направленность физического воспитания, как и любого процесса воспитания — образования, обеспечивается в первую очередь планомерной передачей (обучающим) и последовательным усвоением (обучаемыми) определенной совокупности знаний, систематическим пополнением и углублением их. Современные программы физического воспитания предусматривают приобщение воспитываемых к довольно широкому кругу физкультурно-образовательных знаний. Это знания о сущности физической культуры, ее значении для личности и общества, принципах и правилах рационального использования ее ценностей; это и знания сугубо прикладного характера, являющиеся необходимой предпосылкой осознанного формирования двигательных умений и навыков, эффективного использования физических способностей в жизни, а также другие знания, имеющие отношение к физической культуре, в том числе физкультурно-гигиенические.
С опорой на соответствующие знания и в единстве с воспитанием физических способностей в процессе физического воспитания решают задачи по системному формированию и совершенствованию необходимых в жизни двигательных умений и навыков. Образовательный смысл таких задач хорошо показал еще П. Ф. Лесгафт, создавший учение о «физическом образовании». Он подчеркивал, что было бы принципиально неверным ограничивать физическое воспитание лишь заботой о развитии телесных качеств человека, что не менее важно научить каждого «изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу».
Важность этих задач обусловлена тем, что без двигательных умений и навыков нельзя реализовать способности в практической деятельности. Даже незаурядные физические задатки индивида, «полученные им от природы», так и останутся потенциями, если не реализовать их в деятельности, связав с рациональными способами выполнения двигательных действий, двигательными умениями и навыками. Формируясь как целесообразно отлаживаемые способы управления движениями, двигательные умения и навыки являются необходимыми слагаемыми реально проявляемых двигательных способностей. От системного формирования их в процессе физического воспитания во многом зависит его практическая эффективность.
Охарактеризованные две группы специфических задач (задачи по оптимизации индивидуального физического развития и специфические образовательные задачи) тесно взаимосвязаны, но не сводимы друг к другу ни логически, ни в их практической реализации. Их нужно различать, поскольку они относятся к объективно отличающимся друг от друга сторонам физического воспитания. Вместе с тем надо иметь в виду органическую взаимосвязь и взаимозависимость реальных результатов осуществления данных задач в фактически неделимом процессе обучения и воспитания.
В единстве с рассмотренными специфическими задачами в процессе физического воспитания решаются задачи социального формирования личности, воспитания членов общества, преданных его идеалам и отстаивающих его интересы. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Решать их призван каждый педагог независимо от его узкопрофессиональной специализации (в этом смысле их и можно назвать «общепедагогическими»).
Важнейшими из них в системе воспитания являются, как известно, задачи, предусматривающие нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание членов общества. От того, насколько целеустремленно, последовательно и действенно обеспечивается в процессе воспитания формирование активной жизненной позиции личности в соответствии с высокогуманными идеалами, принципами и нормами поведения, в решающей мере зависит общий социально полезный эффект каждого отдельного вида воспитания, и том числе и воспитания физического. Какими бы значимыми ни представлялись результаты, достигаемые воспитанием физических качеств и двигательных способностей индивида, они могут оказаться по меньшей мере бесполезными для общества, если обладатель их не воспитан нравственно, если у него не выработаны твердые моральные принципы и нет активного стремления приложить свои силы на благо общества. Иначе говоря, общественно полезный эффект физического воспитания определяется кроме прочего тем, насколько тесно соединены физическое и нравственное воспитание.
В
процессе физического воспитания решаются
и определенные задачи по воспитанию
воли, позитивных качеств характера, эмоций
и эстетических потребностей личности.
Объективное единство физического и духовного
развития человека позволяет в ходе физического
воспитания эффективно решать и эти задачи.
Разумеется, многогранное формирование
личности обеспечивается не только в процессе
физического воспитания. Однако полноценно
решить ее без физического воспитания,
равно как и без органического соединения
его с другими видами (сторонами) воспитания,
невозможно. Только в единстве они становятся
действительными гарантами всестороннего
гармоничного развития человека [6, 7].
Физическое воспитание в младших классах является обязательной школьной дисциплиной. Оно формирует жизненно важные для детей знания, умения, навыки, развивает двигательные способности. Одновременно физическое воспитание оказывает оздоровительное воздействие, восстанавливает умственную работоспособность школьников.
Для
нормального физического и
Цель физического воспитания определяется как содействие всестороннему развитию личности ученика посредством физической культуры.
С учетом специфики младшего школьного возраста в процессе физического воспитания учащихся начальных классов решаются следующие задачи:
Физическое воспитание в средней общеобразовательной школе является учебным предметом, формирующим у школьника жизненно необходимые знания, умения, навыки, развивающим двигательные способности. Одновременно в силу своей специфики оно оказывает оздоровительное, реабилитационное и рекреативное воздействие, способствует восстановлению умственной работоспособности учащихся, удовлетворяет часть жизненно необходимой потребности развивающегося организма в движении. Физическое воспитание формирует полезные привычки, приучает школьников соблюдать правила личной и общественной гигиены. Поэтому, являясь учебной дисциплиной, оно одновременно выступает как фактор, повышающий качество жизни учащегося.
Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности учащегося средствами физической культуры.
Данная цель конкретизирована следующими общими задачами:
Общие
задачи получают свое конкретное выражение
в каждом классе с учетом возраста,
пола, индивидуальных особенностей школьников
[10].
Для учащихся ПТУЗов, ССУЗов значение физического воспитания определяется не только его общесоциальными функциями, но и возможностями в решении некоторых задач профессиональной подготовки. Профессиональная направленность физического воспитания заключается в обеспечении достаточного развития необходимых способностей, формирования прикладных двигательных умений и навыков, а также повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям как самой трудовой деятельности, так и условий, в которых она осуществляется (перепады температур, шум, недостаток кислорода, воздействие ускорений, тряски и др.). В ходе занятий оба эти направления решаются одновременно в тесной взаимосвязи и определяют содержание как учебного предмета «Физическая культура», так и добровольных форм занятий.
В процессе выполнения «Комплексной программой физического воспитания учащихся ПТУЗов, ССУЗов» решаются такие специфические задачи, как развитие способностей и формирование двигательных умений, необходимых для успешного овладения профессиональными умениями и достижения мастерства в своей профессии [2, 9].
Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:
Цель физического воспитания учащихся всех ступеней образования определена концепцией физического воспитания – как формирование физической культуры личности.
Физическая культура личности состоит из: знаний об идеале физически совершенной личности, мотивации на достижение этого идеала, знаний о том, как нужно приближать себя к идеалу, необходимые для этого умения и навыки, деятельность направленная на преобразование себя в соответствии с идеалом, определенного уровня физической подготовленности к этой деятельности, ведение здорового образа жизни.
Физическое воспитание личности формируется в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач.
Система
воспитания в подлинно гуманном обществе
должна быть нацелена на неограниченное,
всестороннее развитие человека, ибо в
своем высшем выражении «призвание, назначение,
задача всякого человека — всесторонне
развивать свои способности», как того
требуют в конечном счете закономерности
общественного прогресса. Понятно, что
возможности реализации цели в этом главном
ее смысле зависят от конкретных социальных
условий. На современном этапе развития
общества, этапе его коренной перестройки,
преобразование системы воспитания в
нем, в том числе и системы физического
воспитания, предусматривает, как известно,
радикальное усиление ее роли в обеспечении
всестороннего гармоничного развития
каждого члена общества.