Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 07:40, доклад
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.
Двигательная
активность – средство
приобщения детей
старшего дошкольного
возраста к здоровому
образу жизни
На
современном этапе развития общества
выявлена тенденция ухудшения здоровья
детей. Всемирная организация
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание “формирование здорового образа жизни” заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: “Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”.
Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.
Здоровый
и развитый ребенок обладает хорошей
сопротивляемостью организма к
вредным факторам среды и устойчивостью
к утомлению, социально физиологически
адаптирован. В дошкольном детстве закладывается
фундамент здоровья ребенка, происходит
его интенсивный рост и развитие, формируются
основные движения, осанка, а так же необходимые
навыки и привычки, приобретаются базовые
физические качества, вырабатываются
черты характера, без которых невозможен
здоровый образ жизни. Рост количества
детских заболеваний связан не только
с социально-экологической обстановкой,
но и самим образом жизни семьи ребенка,
во многом зависящим от семейных традиций
и характера двигательного режима. Среди
многообразных факторов, влияющих на состояние
здоровья и работоспособность растущего
организма, двигательная активность (ДА)
– это естественная потребность в движении,
удовлетворение которой является важнейшим
условием всестороннего развития и воспитания
ребенка. Благоприятное воздействие на
организм оказывает только двигательная
активность, находящаяся в пределах оптимальных
величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности)
возникает целый ряд негативных для ребенка
последствий: происходит нарушение функций
и структуры ряда органов, регуляции обмена
веществ и энергии, снижается сопротивление
организма к изменяющимся внешним условиям.
Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная
активность) также нарушает принцип оптимальной
физической нагрузки, что может повлечь
за собой перенапряжение сердечнососудистой
системы и неблагоприятно отразиться
на развитии организма ребенка. Поэтому
требуется особое внимание к созданию
предпосылок для обеспечения детей рациональным
уровнем ДА.
Ограничение двигательной активности
(гипокинезии) приводит к неблагоприятным
изменениям в организме.
Понятие гипокинезии,
Одним
из основных условий совершенствования
двигательного режима являлось глубокое
изучение индивидуальных особенностей
детей в разных видах двигательной активности
и осуществление на этой основе принципа
индивидуально-
Возрастные
и индивидуальные особенности ДА
детей в значительной мере определяются
как условиями организации
По данным ряда медико-педагогических исследований, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей. Различные виды двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.
Формами
организации оздоровительной
Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. В участие в различных мероприятиях, проводимых в нашем детском саду привлекаются родители, чтобы убедить их в необходимости семейных физических занятий. Эта форма взаимодействия является эффективной для взаимопонимания и воспитания здорового ребенка.
Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.
Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.
Воспитание детей – большая радость и большая ответственность, большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие. Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности.
Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!
Ведь
главное для нас – вырастить и воспитать
здоровую, умную личность!
Ясли-сад
№112 инструктор по плаванию Пантова
Дарья Павловна