Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:27, контрольная работа
Двигательная активность - не только особенность высокоорганизованной живой материи, но и в наиболее общей форме-форме движения материи - необходимое условие самой жизни.
1 Введение
2 Двигательная активность.
1. Необходимость в двигательной активности.
2. Адаптация к окружающей среде.
3. Человек и экология.
4. Двигательная активность у детей и подростков.
5. Последствия недостаточной двигательной активности.
6. Влияние двигательной активности на организм человека.
7. Здоровье и адаптация.
8. Средства стимулирования двигательной активности.
3 Заключение
Будучи изолированными от общества людей в раннем детстве, человек никак не проявляет активности, потребности в подлинно человеческом познании окружающего мира. И наоборот, чем больше он к этому побуждается специальным педагогическим руководством, тем быстрее и охотнее приобщается к ценностям общечеловеческой культуры. В связи с этим активное приобщение детей к овладению теоретическими основами спорта, физиологическими, тактико- техническими знаниями необходимо не только для спортивного роста, но и для социализации человека, формирования его личности.
Разумеется, социальное исследование не меняет основ биологической наследственности человека: и у кроманьонца, и у нашего современника врожденные задатки закодированы в 46 хромосомах. И в обозримом, и в отдаленном будущем геном человека останется постоянным. Однако в рамках очень жесткой программы наследственности может меняться активность отдельных участков генома под воздействием агрессивных факторов внешней среды. Об этом свидетельствуют как экспериментальные данные, так и житейский опыт.
Научно-техническая
революция ведет к уменьшению
доли тяжелого труда, физических нагрузок
и на производстве, и в быту, а, следовательно,
снижению доли активной двигательной
деятельности. Каковы же причины столь
неблагоприятных последствий недостаточной
двигательной активности
(гипокинезии)?
Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат регуляции. На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижению структур. При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая устойчивость, активность.
Также снижается устойчивость организма к перенагреванию, охлаждению, недостатку кислорода.
Уже через 7-8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон, резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико- химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция.
У юных спортсменов эти расстройства развиваются медленнее, но и у них в результате гиподинамии нарушается координация движений, появляются вегетативные дисфункции. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опорно-двигательной функции.
Последние полмиллиона лет человек эволюционирует без изменения в своей генетической программе. Между тем условия, в которых жили наши предки, и условия, в которых живем мы, отличаются, прежде всего, требованиями к объему выполняемых движений. Мы затрачиваем несравненно меньше физических сил, чтобы обеспечить собственное существование. Нормальное функционирование сердечно- сосудистой, дыхательной, гормональной и других систем организма тысячелетиями развертывалось в условиях активной двигательной деятельности, вдруг на последнем 100-50 летнем отрезке эволюции условия жизни предлагают организму совершенно необычную при недостатке движений форму реализации сложившихся способов жизнедеятельности его органов и систем. Природа человека не прощает этого: появляются болезни гипокинезии.
Во время мышечной
работы активизируются не только сам
исполнительный
(нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму
моторно-висцеральных рефлексов
(т.е. рефлексов с мышц на внутренних органов),
нервная и гуморальная регуляции. Поэтому
снижение двигательной активности ухудшает
состояние организма в целом. Страдают
и нервно- мышечная система, и функции
внутренних органов.
В отличие от механической системы, изнашивающейся от работы, деятельность живого организма сопровождается не только прогрессивными функциональными, но и морфологическими сдвигами. Возрастающие адаптационные процессы и резервы приводят к экономизации функционирования скелетных мышц и внутренних органов - на единицу выполняемой работы затрачивается меньше энергии, быстрее идут восстановительные процессы.
Здоровье- это
полное физическое и психическое
благополучие. Однако человек постоянно
соприкасается с внешней
Севера, примерно вдвое падает содержание
сахара в крови, увеличивается количество
продуктов промежуточного обмена жиров.
Для жителей высокогорья характерно стойкое
увеличение числа эритроцитов в крови
- компенсаторная реакция на понижение
кислорода в воздухе. У полярников понижен
почечный барьер для витаминов группы
В и С, т.е. наблюдается хронический дефицит
витаминов в организме. Между тем во всех
этих случаях человек совершенно здоров.
Экстремальные факторы постоянно вносят поправки в гомеостаз, расширяя границы адаптационных сдвигов. Так, организм- эта целостная система, саморегулируется и самоконтролируется на уровне биологическом.
Вредные привычки,
побочные продукты цивилизации, загрязнение
окружающей среды создают благоприятные
условия для активизации
Закаливание- это система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
Приобщение к активной двигательной деятельности нужно начинать в малом возрасте. Так как высокие способности детей к овладеванию новыми движениями постепенно утрачиваются или одновременно с процессом взросления. С наступлением зрелости и окончанием структурной дифференцировки нервной системы овладение новыми движениями требует больше времени, умственных и физических затрат. Ребенок обладает не только большой пластичностью мозга, но и высокой податливостью (чувствительностью) к специфическим для человека способам стимулирования его развития. Это относится, в частности, к использованию внушения и самовнушения как важнейшего инструмента спортивно- физического роста и развития тренированности.
Физиологически оправданными являются различные средства стимулирования двигательной активности. Физические упражнения, выполняемые с использованием тренажеров и других технических приспособлений являются высокоэффективными средствами тренировки. Несомненную роль играет высокая восприимчивость человеческого мозга к упражнениям с предметами.
Важнейшим адаптированным
свойствам человека является его
способность к трудовой деятельности.
Эта способность лежит и в основе адаптации
к новым формам двигательной деятельности,
характерной для спорта. Совершенствование
человека (и человечества) посредством
занятий физической культурой, спортом
- важнейшее условие прогрессивного развития
его умственных и физических способностей,
а также выживания человечества в целом.
Главная социальная функция спорта - совершенствование физической и психической природы человека - в известной мере служит положительному изменению демографической структуры общества. Физическая культура добавляет не только годы к жизни, но и жизнь к годам: продолжительность активной творческой жизни увеличивается, общество получает дополнительный резерв трудоспособного населения.
Уже в ближайшем будущем человек резко увеличит резервы адаптации к факторам внешней среды за счет широкого использования различных средств самосовершенствования. В ряду этих средств спорт будет играть все возрастающую роль.
Литература
1. Фомин Н.А.,
Вавилов Ю.Н. Физиологические
основы двигательной
2. Агаджянн Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье.- М.:
Физкультура и
спорт, 1989.-208с., ил