Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 10:14, реферат
Физическая культура как наука, а также теория и дидактика физической культуры как учебная дисциплина изучают закономерности проявления внешних форм двигательной деятельности, которые в основном используются для физического совершенствования людей. В этом направлении достигнуты значительные успехи исследователями, а также практиками в области физической культуры. Следует отметить, что существует и другая, внутренняя, форма проявления двигательной деятельности.
Введение
1. Двигательная функция
1.1 Влияние двигательной активности на организм человека
1.2 Последствия недостаточной двигательной активности
1.3 Двигательная активность у детей и подростков.
2. Адаптация организма к окружающей среде
2.1 Влияние условий внешней среды на организм человека
2.2 Повышение устойчивости организма человека к реальным условиям внешней среды
2.3 Здоровье и адаптация.
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
БАШКИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.АКМУЛЛЫ
Реферат на тему:
«Двигательная
функция и повышение
устойчивости организма
человека к реальным
условиям внешней среды»
Выполнила: студентка 35 группы СГФ
Вострикова
А.В.
Уфа
2009
Содержание
Введение
1. Двигательная функция
1.1 Влияние двигательной активности на организм человека
1.2 Последствия недостаточной двигательной активности
1.3 Двигательная активность у детей и подростков.
2. Адаптация организма к окружающей среде
2.1 Влияние
условий внешней среды на
2.2 Повышение
устойчивости организма
2.3 Здоровье и адаптация.
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Сфера человеческой деятельности в основном состоит из двух форм - умственной и двигательной деятельности. Другие же формы деятельности в общей сфере человеческой деятельности занимают небольшую часть.
Двигательная деятельность в общей системе жизнедеятельности человека не только является подавляющей по объему и времени, но и имеет решающее значение для организма. Практически все формы деятельности человека совершаются с участием двигательной деятельности, а двигательная деятельность сопровождается активизацией умственной деятельности.
Двигательная деятельность человека состоит из внешних и внутренних форм движений, которые объединяются в целостную форму двигательных действий и физических упражнений. Внешние формы двигательной деятельности человека обеспечиваются действиями опорно-двигательного аппарата в процессе перемещения тела и частей тела в пространстве - это так называемая видимая часть двигательной деятельности человека.
Физическая культура как наука, а также теория и дидактика физической культуры как учебная дисциплина изучают закономерности проявления внешних форм двигательной деятельности, которые в основном используются для физического совершенствования людей. В этом направлении достигнуты значительные успехи исследователями, а также практиками в области физической культуры. Следует отметить, что существует и другая, внутренняя, форма проявления двигательной деятельности. Это невидимая, подводная часть "айсберга", которая изучена крайне мало. Специалисты в области физической культуры практически не затрагивают особенности проявления внутренних форм двигательной деятельности. Сюда относятся движения сердца и сосудов, дыхательного аппарата, моторика желудочно-кишечного тракта, движение клеток мозга, т.е. огромное количество движений, суть и закономерности которых требуют самого пристального изучения как фактора преобразования в целом двигательной культуры человека. Важной проблемой является соотношение внутренней и внешней форм двигательной деятельности.
В
жизни постоянно возникают
Человек
может мигрировать, оказываться
в равнинных или горных условиях,
в условиях жары или холода, при
этом он оказывается связан с особенностями
питания, обеспечения водой, различными
условиями индивидуального
Систематическая
тренировка формирует физиологические
механизмы, расширяющие возможности
организма, его готовность к адаптации,
что обеспечивает в различные
периоды (фазы) развертывания
Из
многообразия факторов развития адаптации
особое место отводится физической
тренировке. Еще Л.А. Орбели, известный
русский физиолог, в развитие учения об
упражняемости Ж. Ламарка, Ч. Дарвина и
других исследователей XIX в., отмечал, что
физическая тренированность, развивая
механизм координации в нервной системе,
обусловливает повышение обучаемости,
тренируемости нервной системы и организма
в целом.
1. Двигательная функция
1.1
Влияние двигательной
активности на организм
человека
Двигательная активность - не только особенность высокоорганизованной живой материи, но и в наиболее общей форме-форме движения материи - необходимое условие самой жизни.
Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Бездеятельность губит, и душу, и тело! Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни.
Движение является одним из главных условий существования животного мира и прогресса в его эволюции. От активности скелетной мускулатуры зависит резервирование энергетических ресурсов, экономное их расходование в условиях покоя и как следствие этого- увеличение продолжительности жизни.
В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль принадлежит физической культуре, разнообразным средствам повышения двигательной активности.
Высокий уровень физической и умственной работоспособности людей, занимающихся физическими упражнениями, сохраняется значительно дольше, чем у незанимающихся. Снижение активной двигательной деятельности пагубно сказывается на здоровье. В первую очередь оно способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний, приводит к нарушению обмена веществ.
Физические
упражнения предупреждают
Способность
противодействовать изменениям внутренней
среды организма, которыми сопровождается
выполнение физических упражнений, является
специфическими свойствами тренированного
организма. Вместе с тем, физические
упражнения повышают и естественную,
защитную устойчивость организма: человек
обретает надежную способность активно
бороться с болезнетворными агентами
внешней среды.
1.2
Последствия недостаточной
двигательной активности
Становление человека происходило в условиях высокой двигательной активности, которая была необходимым условием его существования, биологического и социального процесса. Тончайшая сработанность всех систем организма формировалась в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности. Недостаточность движений в современном обществе - социальный, а не биологический феномен. Спорт способствует формированию популяризации людей, более устойчивых к воздействию издержек цивилизации: малоподвижного образа жизни, увеличение агрессивных агентов среды обитания. В процессе эволюции на Земле выжили только те популяции, у которых генетическая устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой. Можно сказать поэтому, что физические нагрузки в эпоху НТР являются фактором, элиминируного отбора. При этом обычные рекомендации по рационализации сводятся к использованию малоинтенсивных форм двигательной активности. Их полезность не вызывает сомнений, однако сила тренирующего воздействия на основные системы жизнеобеспечения, и в первую очередь на сердечно-сосудистую систему, у них оказывается недостаточной. Физические нагрузки, оказывающие мощное тренирующие воздействие на все системы жизнеобеспечения, являются важнейшим фактором эволюции человека на современном этапе его развития. Они способствуют формированию популяции, степень устойчивости которых к агрессивным факторам внешней среды повышается.
Научно-техническая революция ведет к уменьшению доли тяжелого труда, физических нагрузок и на производстве, и в быту, а, следовательно, снижению доли активной двигательной деятельности. Каковы же причины столь неблагоприятных последствий недостаточной двигательной активности (гипокинезии)?
Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат регуляции. На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижению структур. При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая устойчивость, активность.
Также снижается устойчивость организма к перенагреванию, охлаждению, недостатку кислорода.
Уже
через 7-8 суток неподвижного лежания
у людей наблюдаются
У юных спортсменов эти расстройства развиваются медленнее, но и у них в результате гиподинамии нарушается координация движений, появляются вегетативные дисфункции. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опорно-двигательной функции.
Последние
полмиллиона лет человек
Во время мышечной работы активизируются не только сам исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренних органов), нервная и гуморальная регуляции. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом. Страдают и нервно- мышечная система, и функции внутренних органов.