Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к реальным условиям внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 10:14, реферат

Описание

Физическая культура как наука, а также теория и дидактика физической культуры как учебная дисциплина изучают закономерности проявления внешних форм двигательной деятельности, которые в основном используются для физического совершенствования людей. В этом направлении достигнуты значительные успехи исследователями, а также практиками в области физической культуры. Следует отметить, что существует и другая, внутренняя, форма проявления двигательной деятельности.

Содержание

Введение
1. Двигательная функция
1.1 Влияние двигательной активности на организм человека
1.2 Последствия недостаточной двигательной активности
1.3 Двигательная активность у детей и подростков.
2. Адаптация организма к окружающей среде
2.1 Влияние условий внешней среды на организм человека
2.2 Повышение устойчивости организма человека к реальным условиям внешней среды
2.3 Здоровье и адаптация.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к реальным условиям внешней среды.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ М.АКМУЛЛЫ 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к реальным условиям внешней среды» 
 

              Выполнила: студентка 35 группы СГФ

              Вострикова  А.В. 
               
               
               
               
               

Уфа 2009 

 

Содержание 

Введение

1. Двигательная  функция

1.1 Влияние двигательной активности на организм человека

1.2 Последствия недостаточной двигательной активности

1.3 Двигательная активность у детей и подростков.

2. Адаптация  организма к окружающей среде

2.1 Влияние  условий внешней среды на организм  человека

2.2 Повышение  устойчивости организма человека  к реальным условиям внешней среды

2.3 Здоровье и адаптация.

Заключение

Список  использованной литературы 

 

      Введение 

     Сфера человеческой деятельности в основном состоит из двух форм - умственной и  двигательной деятельности. Другие же формы деятельности в общей сфере  человеческой деятельности занимают небольшую часть.

     Двигательная  деятельность в общей системе  жизнедеятельности человека не только является подавляющей по объему и  времени, но и имеет решающее значение для организма. Практически все  формы деятельности человека совершаются с участием двигательной деятельности, а двигательная деятельность сопровождается активизацией умственной деятельности.

     Двигательная  деятельность человека состоит из внешних  и внутренних форм движений, которые  объединяются в целостную форму  двигательных действий и физических упражнений. Внешние формы двигательной деятельности человека обеспечиваются действиями опорно-двигательного аппарата в процессе перемещения тела и частей тела в пространстве - это так называемая видимая часть двигательной деятельности человека.

     Физическая  культура как наука, а также теория и дидактика физической культуры как учебная дисциплина изучают  закономерности проявления внешних  форм двигательной деятельности, которые  в основном используются для физического  совершенствования людей. В этом направлении достигнуты значительные успехи исследователями, а также практиками в области физической культуры. Следует отметить, что существует и другая, внутренняя, форма проявления двигательной деятельности. Это невидимая, подводная часть "айсберга", которая изучена крайне мало. Специалисты в области физической культуры практически не затрагивают особенности проявления внутренних форм двигательной деятельности. Сюда относятся движения сердца и сосудов, дыхательного аппарата, моторика желудочно-кишечного тракта, движение клеток мозга, т.е. огромное количество движений, суть и закономерности которых требуют самого пристального изучения как фактора преобразования в целом двигательной культуры человека. Важной проблемой является соотношение внутренней и внешней форм двигательной деятельности.

     В жизни постоянно возникают ситуации, когда человек, будучи подготовлен  к существованию в одних условиях, должен готовить себя (адаптироваться) к деятельности в других. При этом проблема адаптации связана с  тем, что физиологические и биологические вопросы сопоставляются с социальными проблемами развития человека и общества. Механизмы адаптации впервые описал канадский ученый Ганс Селье. В его представлении адаптация развивается под действием гуморальных механизмов. Концепция адаптации Селье неоднократно пересматривалась с более широких представлений и анализа экспериментальных данных, в том числе о роли в процессе адаптации нервной системы. Действие факторов, вызывающих развитие адаптационных механизмов организма, всегда было комплексным. Так, все живые организмы в ходе эволюции приспосабливались к земным условиям существования: барометрическому давлению и гравитации, уровню космических и тепловых излучений, газовому составу воздуха, окружающей атмосфере. Животный мир адаптировался и к смене сезонов - времен года, которые включают изменения освещенности, температуры, влажности, радиации и т.д. Смена дня и ночи определенным образом связана с перестройкой организма и изменениями биологических ритмов деятельности его функциональных систем.

     Человек может мигрировать, оказываться  в равнинных или горных условиях, в условиях жары или холода, при  этом он оказывается связан с особенностями  питания, обеспечения водой, различными условиями индивидуального комфорта и цивилизации. Все это связано с развитием дополнительных механизмов адаптации, которые достаточно специфичны. В зависимости от силы воздействия раздражителей окружающей среды, условий и функционального состояния организма адаптивные факторы могут вызывать как благоприятные, так и неблагоприятные реакции организма.

     Систематическая тренировка формирует физиологические  механизмы, расширяющие возможности  организма, его готовность к адаптации, что обеспечивает в различные  периоды (фазы) развертывания приспособительных  физиологических процессов. Известный спортивный физиолог, специалист по адаптации А.В. Коробков выделял несколько таких фаз: начальная, переходная, устойчивая, дезаптация и повторная адаптация. Под готовностью к адаптации понимается такое морфофункциональное состояние организма, которое обеспечивает ему успешное приспособление к новым условиям существования. Для готовности организма к адаптации и эффективности в ее осуществлении значительную роль играют факторы, укрепляющие общее состояние организма, стимулирующие его неспецифическую резистентность (устойчивость): 1) рациональное питание; 2) обоснованный режим; 3) адаптирующие медикаментозные средства; 4) физическая тренировка; 5) закаливание.

     Из  многообразия факторов развития адаптации  особое место отводится физической тренировке. Еще Л.А. Орбели, известный русский физиолог, в развитие учения об упражняемости Ж. Ламарка, Ч. Дарвина и других исследователей XIX в., отмечал, что физическая тренированность, развивая механизм координации в нервной системе, обусловливает повышение обучаемости, тренируемости нервной системы и организма в целом. 

 

      1. Двигательная функция 

     1.1 Влияние двигательной активности на организм человека 

     Двигательная  активность - не только особенность  высокоорганизованной живой материи, но и в наиболее общей форме-форме движения материи - необходимое условие самой жизни.

     Если  ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки  постепенно утрачивают свое значение. Бездеятельность губит, и душу, и  тело! Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни.

     Движение  является одним из главных условий  существования животного мира и  прогресса в его эволюции. От активности скелетной мускулатуры зависит резервирование энергетических ресурсов, экономное их расходование в условиях покоя и как следствие этого- увеличение продолжительности жизни.

     В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль принадлежит  физической культуре, разнообразным  средствам повышения двигательной активности.

     Высокий уровень физической и умственной работоспособности людей, занимающихся физическими упражнениями, сохраняется  значительно дольше, чем у незанимающихся. Снижение активной двигательной деятельности пагубно сказывается на здоровье. В первую очередь оно способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний, приводит к нарушению обмена веществ.

     Физические  упражнения предупреждают атеросклеротические  изменения в сосудах, уменьшают  риск заболевания ишемической болезнью сердца.

     Способность противодействовать изменениям внутренней среды организма, которыми сопровождается выполнение физических упражнений, является специфическими свойствами тренированного организма. Вместе с тем, физические упражнения повышают и естественную, защитную устойчивость организма: человек обретает надежную способность активно бороться с болезнетворными агентами внешней среды. 

     1.2 Последствия недостаточной двигательной активности 

     Становление человека происходило в условиях высокой двигательной активности, которая была необходимым условием его существования, биологического и социального процесса. Тончайшая сработанность всех систем организма формировалась в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности. Недостаточность движений в современном обществе - социальный, а не биологический феномен. Спорт способствует формированию популяризации людей, более устойчивых к воздействию издержек цивилизации: малоподвижного образа жизни, увеличение агрессивных агентов среды обитания. В процессе эволюции на Земле выжили только те популяции, у которых генетическая устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой. Можно сказать поэтому, что физические нагрузки в эпоху НТР являются фактором, элиминируного отбора. При этом обычные рекомендации по рационализации сводятся к использованию малоинтенсивных форм двигательной активности. Их полезность не вызывает сомнений, однако сила тренирующего воздействия на основные системы жизнеобеспечения, и в первую очередь на сердечно-сосудистую систему, у них оказывается недостаточной. Физические нагрузки, оказывающие мощное тренирующие воздействие на все системы жизнеобеспечения, являются важнейшим фактором эволюции человека на современном этапе его развития. Они способствуют формированию популяции, степень устойчивости которых к агрессивным факторам внешней среды повышается.

     Научно-техническая  революция ведет к уменьшению доли тяжелого труда, физических нагрузок и на производстве, и в быту, а, следовательно, снижению доли активной двигательной деятельности. Каковы же причины столь неблагоприятных последствий недостаточной двигательной активности (гипокинезии)?

     Снижение  двигательной активности приводит к  нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат регуляции. На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижению структур. При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая устойчивость, активность.

     Также снижается устойчивость организма  к перенагреванию, охлаждению, недостатку кислорода.

     Уже через 7-8 суток неподвижного лежания  у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться  на серьезных занятиях, расстраивается сон, резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико- химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция.

     У юных спортсменов эти расстройства развиваются медленнее, но и у  них в результате гиподинамии  нарушается координация движений, появляются вегетативные дисфункции. Особенно пагубна  гиподинамия для детей. При недостаточной  двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опорно-двигательной функции.

     Последние полмиллиона лет человек эволюционирует без изменения в своей генетической программе. Между тем условия, в  которых жили наши предки, и условия, в которых живем мы, отличаются, прежде всего, требованиями к объему выполняемых движений. Мы затрачиваем несравненно меньше физических сил, чтобы обеспечить собственное существование. Нормальное функционирование сердечно- сосудистой, дыхательной, гормональной и других систем организма тысячелетиями развертывалось в условиях активной двигательной деятельности, вдруг на последнем 100-50 летнем отрезке эволюции условия жизни предлагают организму совершенно необычную при недостатке движений форму реализации сложившихся способов жизнедеятельности его органов и систем. Природа человека не прощает этого: появляются болезни гипокинезии.

     Во  время мышечной работы активизируются не только сам исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренних органов), нервная и гуморальная регуляции. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом. Страдают и нервно- мышечная система, и функции внутренних органов.

Информация о работе Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к реальным условиям внешней среды