Двигательные способности в физическом воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание

Актуальность данной курсовой работы: для характеристики возможностей выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности» и в этой работе мы найдём различия в данных понятиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ О ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ 4
1.2.ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
2.ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 10
2.1 ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 12
3.ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 14
3.1 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 16
3.2.МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 17
3.2.1 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ 17
3.2.2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ ОДИНОЧНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЧАСТОТЫ ДВИЖЕНИЯ 20
3.2.3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 21
3.2.4 ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа состоит из  2 файла

танин курсач.docx

— 71.29 Кб (Скачать документ)

     Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с  предельной либо околопредельной скоростью: 1) собственно скоростные упражнения; 2) общеподготовительные упражнения; 3) специально подготовительные упражнения.

     Собственно  скоростные упражнения характеризуются  небольшой продолжительностью (до 15—20 с) и анаэробным алактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально) [8;3].

     В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).

     При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует  соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев  они представляют собой «части»  или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким  образом, чтобы можно было превысить  скорость по отношению к достигнутой соревновательной.

     При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15—20% от максимума (Э.Озолин, 1986). Целостные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств воспитания быстроты главным  образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды).

     После достижения определенных успехов в  развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может  и не проявиться, несмотря на систематичность  занятий. Такая задержка в росте  результатов определяется как «скоростной  барьер». Причина этого явления  кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями.

     Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых  быстрота проявляется в вариативных  условиях, и использовать следующие  методические подходы и приемы[5,8].

     1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.

     Самый распространенный способ облегчения условий  проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного  снаряда или снаряжения, — уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.

     Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений: а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях); б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.); г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге).

     2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.

     Скорость  движений может временно увеличиваться  под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком  в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных  центров, сохранении двигательной установки  и других следовых процессах, интенсифицирующих  последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться  время движений, возрастать степень  ускорений и мощность производимой работы.

     Однако  подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа  повторений и порядка чередований  обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.

     3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений.

     Понятие «лидирование» охватывает известные  приемы (бег за лидером-партнером и др.).

     Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующихся в видах деятельности скоростного  характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее[19].

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  основании рассмотренных в курсовой работе данных можно сделать следующие выводы:

    1. Таким образом, в понятийном плане в самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
    2. Скоростными способностями называют возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
    3. Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет.
    4. Все виды скоростных способностей специфичны.
    5. Таким образом, в различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями.

     Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

      1) методы строго регламентированного упражнения;

      2) соревновательный метод;

      3) игровой метод.

     В курсовой работе рассмотрены следующие  методики воспитания скоростных способностей:

    1. методика развития быстроты двигательных реакций, основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упражнения;
    2. методика развития скорости одиночного движения и частоты движения - эффективным методом воспитания является контрастный (вариативный) метод, предполагающий чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях.
    3. методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей, для неё также эффективным методом воспитания является контрастный (вариативный) метод, предполагающий чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях.
 

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 
  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. / Б.А. Ашмарин – М.: Физкультура и спорт,1978. – 224с.
  2. Гавердовский, Ю.К. Опыт трактовки ортодоксальной дидактики в современном контексте обучения спортивным упражнениям. / Ю.К.Гавердовский. // Теория и практика физической культуры – 1991. – № 8. – С. 12–20.
  3. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок./ М.А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 136 с.
  4. Лях, В. И. В сб.: Новое в теории и практике физического воспитания детей и подростков. / В.И. Лях. – М: 1976, С. 133 – 175.
  5. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. / В.И. Лях – М: Терра-Спорт, 2000. – 192 с.
  6. Матвеев, А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры. / А.П. Матвеев. – М.: СПРИНТ, 1997. – 120 с.
  7. Матвеев, Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в 
    теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие идеи). / Л.П. Матвеев. // Теория и практика физической культуры – 1999. № 1. – С. 2–12.
  8. Матвеев, Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической 
    культуры. / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. – 1982. – N 7. – С. 5–8.
  9. Новиков, А.Д. Физическое воспитание. / А.Д. Новиков. – М.: Физкультура и спорт, 1949. – 135 с.
  10. Павлов, С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка / С.Е. Павлов // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 1. – С. 12–17.
  11. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. / В.Н. Платонов – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.
  12. Пономарев, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. / Н.И. Пономарев. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 248 с.
  13. Пономарев, Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта / Н.И. Пономарев. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 310 с.
  14. Пономарчук, В.А. Физическая культура, спорт, личность. / И.А. Пономарчук. – М.: Знание, 1998. – 40 с.
  15. Попов, В.Б. Теория спортивной тренировки на службе спорта высших достижений / В,Б. Попов // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 4. – С. 50–53.
  16. Ратов, И.П. О противоречиях спортивного совершенствования / И.П. Ратов // Теория и практика физической культуры. – 1970. – № 2. – С. 54.
  17. Ратов, И.П. Проблемы преодоления противоречий в процессе обучения движениям и реализации дидактических принципов / И.П. Ратов // Теория и практика физической культуры. – 1983. – № 7. – С. 40.
  18. Селуянов, В.Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной подготовки / В.Н. Селуянов // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 3. – С. 46–50.
  19. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 480 с.

Документ Microsoft Office Word.docx

— 11.55 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Двигательные способности в физическом воспитании