Факторы влияющие на здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:41, реферат

Описание

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях "Охрана здоровья населения" и "К здоровой России" определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

генетические факторы - 15-20%;

состояние окружающей среды - 20-25%;

медицинское обеспечение - 10-15%;

условия и образ жизни людей - 50-55%.

Содержание

1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА…………………. 3
1.1. Генетические факторы 4
1.2. Состояние окружающей среды 8
1.3. Медицинское обеспечение 10
1.4. Условия и образ жизни 12
2. ПОНЯТИЕ О ПСИХОГИГИЕНЕ. СОМАТИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. 17
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 25

Работа состоит из  1 файл

2.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

    В медицинской профилактике заболеваемости выделяют три уровня:

  1. профилактика первого уровня ориентирована на весь контингент детей и взрослых, ее задачей является улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и способы поддержания здоровья и т. д.;
  2. медицинская профилактика второго уровня занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды. То есть этот вид профилактики ориентрован не на лечение конкретных болезней, а на их вторичную профилактику;
  3. профилактика третьего уровня, или профилактика болезней, ставит своей основной задачей предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном масштабе.

    Опыт, накопленный медициной в изучении болезней, равно как и экономический  анализ затрат на диагностику и лечение  заболеваний, убедительно продемонстрировали относительно малую социальную и  экономическую эффективность профилактики болезней (профилактика III уровня) для повышения уровня здоровья как детей, так и взрослых.

    Очевидно, что наиболее эффективными должны быть первичная и вторичная профилактики, подразумевающие работу со здоровыми  или только начинающими заболевать людьми. Однако в медицине практически все усилия сосредоточены на третичной профилактике. Первичная профилактика предполагает тесное сотрудничество врача с населением. Однако для этого сама система здравоохранения не обеспечивает ему необходимого времени, поэтому с населением по вопросам профилактики врач не встречается, а весь контакт с больным уходит практически полностью на осмотр, обследование и назначение лечения. Что касается гигиенистов, которые наиболее близки к тому, чтобы реализовать идеи первичной профилактики, то они главным образом занимаются обеспечением здоровой среды обитания, а не здоровьем человека.

    Идеология индивидуального подхода к вопросам профилактики и укрепления здоровья лежит в основе медицинской концепции  о всеобщей диспансеризации. Однако технология ее реализации на практике оказалась несостоятельной по следующим причинам:

  • требуется много средств для выявления возможно большего числа болезней и последующего их объединения в группы диспансерного наблюдения;
  • доминирующей выступает ориентация не на прогноз (предсказание будущего), а на диагноз (констатация настоящего);
  • ведущая активность принадлежит не населению, а медикам;
  • узко медицинский подход к оздоровлению без учета многообразия социально-психологических особенностей личности.

    Валеологический анализ причин здоровья требует переноса центра внимания от медицинских аспектов к физиологии, психологии, социологии, культурологии, в духовную сферу  и конкретные режимы и технологии обучения, воспитания и физической тренировки.

    Зависимость здоровья человека от генетических и  экологических факторов делает необходимым  определение места семьи, школы, государственных, физкультурных организаций  и органов здравоохранения в  выполнении одной из главных задач  социальной политики - формировании здорового образа жизни.

    1. Условия и образ жизни

    Таким образом, становится понятно, что болезни  современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и  повседневным поведением. В настоящее  время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

    В определении понятия здорового  образа жизни необходимо учитывать  два основных фактора - генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

    Здоровый  образ жизни - есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным  типологическим особенностям данного  человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

    В приведенном определении здорового  образа жизни акцент делается на индивидуализацию самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В определении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции и т. д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт и т. д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

    В основе формирования здорового образа жизни лежит ряд ключевых положений:

    Активным  носителем здорового образа жизни  является конкретный человек как  субъект и объект своей жизнедеятельности  и социального статуса.

    В реализации здорового образа жизни  человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

    В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная  установка человека на воплощение своих  социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и  способностей.

    Здоровый  образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

    Достаточно  часто, к сожалению, рассматривается  и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т. п.). Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-нибудь одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых "панацей" не в состоянии охватить все многообразие функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой - всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье.

    По  Э.Н. Вайнеру структура здорового  образа жизни должна включать следующие  факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.

    Новая парадигма здоровья четко и конструктивно  определена академиком Н.М. Амосовым: "Чтобы  стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя".

    Здоровый  образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и  взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и  культуры эмоций.

    Культура  питания. В здоровом образе жизни  питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное  влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим  образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции.

    Культура  движения. Оздоровительным эффектом обладают аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание  на лыжах, работа на садово-огородном  участке и т. д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.

    Культура  эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные  эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

    Формирование  здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих  в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений  срабатывает не сразу, положительный  эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Поэтому, к сожалению, довольно часто люди лишь "пробуют" сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного. Так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, - постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить необходимыми консультациями, указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т. п.

    В настоящее время наблюдается  парадокс: при абсолютно положительном  отношении к факторам здорового  образа жизни, особенно в отношении  питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10%-15% опрошенных. Это происходит не из-за отсутствия валеологической грамотности, а из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности.

    Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно  формироваться в течение жизни  человека, а не зависеть от обстоятельств  и жизненных ситуаций.

    Эффективность здорового образа жизни для данного  человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:

  • оценку морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;
  • оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
  • оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешной деятельности и ее "физиологической стоимости" и психофизиологических особенностей); активности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широты и проявления социальных и личностных интересов;
  • оценку уровня валеологической грамотности, в том числе степень сформированности установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную программу здоровья и здорового образа жизни.

 

  1. ПОНЯТИЕ О ПСИХОГИГИЕНЕ. СОМАТИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ.

    Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая  факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья

    Психогигиена  как научная отрасль гигиены  изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы. В психогигиене выделяют следующие разделы:

  1. возрастная психогигиена,
  2. психогигиена быта,
  3. психогигиена семейной жизни,
  4. психогигиена трудовой деятельности и обучения.

    Раздел  возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны. Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка. Основными условиями воспитания являются:

  • развитие и тренировка процессов торможения,
  • воспитание эмоций,
  • обучение преодолению трудностей.

Информация о работе Факторы влияющие на здоровье человека