Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:24, методичка
Физическое воспитание детей и подростков с ограниченными возможно-стями отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей и подростков с ограниченными возможностями требует разработки особых методов и приемов их физического воспитания.
Актуальность методики работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой способствует коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития детей и подростков с ограниченными возможностями, достаточно высока. Фитбол-гимнастика позволяет индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения у детей и подростков с ограниченными возможностями. Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа постуральных мышц по удержанию позы в правильном статическом положении, что очень важно для наших детей. Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях. Упражнения в исходном положении сидя на мяче тренируют мышцы тазового дна, выравнивают «косое» положение таза, что также важно для коррекции.
Фитбол – гимнастика для детей и подростков
с ограниченными возможностями (из опыта работы)
Быстрякова Т.Л.
учитель
физкультуры ГУ РМЭ
«Йошкар-Олинский реабилитационный
центр для детей
и подростков с
ограниченными возможностями»
Физическое воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей и подростков с ограниченными возможностями требует разработки особых методов и приемов их физического воспитания.
Актуальность методики работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой способствует коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития детей и подростков с ограниченными возможностями, достаточно высока. Фитбол-гимнастика позволяет индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения у детей и подростков с ограниченными возможностями. Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа постуральных мышц по удержанию позы в правильном статическом положении, что очень важно для наших детей. Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях. Упражнения в исходном положении сидя на мяче тренируют мышцы тазового дна, выравнивают «косое» положение таза, что также важно для коррекции.
Физические упражнения, как важнейшее средство физического воспитания, должны использоваться в самых разнообразных формах проведения занятий. Форма занятий существенно влияет на их содержание. Постоянное использование одних и тех же стандартных занятий задерживает совершенствование оптимальных двигательных навыков. Различные формы проведения занятий с использованием новых современных методик нового оборудования, музыки, индивидуального подхода – важнейшее условие коррекционной работы с детьми и подростками с ОВ.
В рамках работы по формированию двигательных навыков у детей и подростков с ОВ идея показалась мне очень интересной, так как мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость, т. к. он имеет форму шара. Никакое другое тело такой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Шар посылает оптимальную информацию в мозг к анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Большое разнообразие упражнений фитбол-гимнастики дает возможность классифицировать их по назначению (использованию) мяча.
При использовании мяча как предмета можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т. д.
Мяч как опора применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т. д.)
Можно использовать мяч и как ориентир при выполнении различных игр, эстафет (обежать мяч и т. д.), а также при выполнении таких упражнений, как наклон назад прогнувшись из положения стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения в седее ноги врозь и т. д.
Как амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц, рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия.
Мяч как отягощение (в руках, ногах) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа и т. д. для различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры.
Мяч можно использовать как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и различных видов прокатывания на нем (на животе – вперед и назад, в седее – вправо и влево).
Фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера (прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения).
Упражнения с фитболами включаются в обычные физкультурные занятия во всех возрастных группах как часть занятия, а также в специальные занятия лечебной гимнастикой, проводимые с группой детей (5-7 человек) или индивидуально в оздоровительных и ортопедических группах.
Предлагаю
примерные комплексы общеразвивающих
упражнений с использованием фитболов.
Рекомендуемые комплексы общеразвивающих
Упражнений на фитболах для детей и подростков с ОВЗ
1-й комплекс
2-й комплекс
Диагностика
за последние годы показывает, что
фитбол-гимнастика способствует улучшению
физического развития детей с ограниченными
возможностями.