Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 11:31, реферат

Описание

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1.Физическая культура и спорт как социальные феномены. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры……………………………..….4
2.Физическая культура в структуре профессионального образования…….….8
3. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта………12
4.Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении…………….....15
Вывод……………………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

ФК в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

     5) культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).5

     Ценностные  ориентации студентов рассматриваются  как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами; образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие — познавательную, третьи — поведенческую активность.

     Исследования  М.А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические нагрузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориентация на эту деятельность.6

     Физическая  культура в вузе выполняет следующие  социальные функции:

     1) преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;

     2) интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

     3) проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

     4) проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;

     5) ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально - и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

     6) коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

     7) социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств.7

     Изучение  социальных функций физкультуры  в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.

     Обязательный  минимум дисциплины «Физическая  культура» включает следующие дидактические  единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

     1) физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

     2) социально-биологические основы физической культуры;

     3) основы здорового образа и стиля жизни;

     4) оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

     5) профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

     Теоретический материал формирует мировоззренческую  систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций представлено в настоящем учебнике.

     Практический  раздел учебного материала состоит  из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.

     Примерная тематика занятий может включать:

     1) методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;

     2) методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;

     3) основы методики самомассажа;

     4) методику корригирующей гимнастики для глаз;

     5) овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;

     6) методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.

     Важное  условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

     Освоение  второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.

     Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о  степени и качестве освоения теоретических  и методических знаний-умений, о  состоянии и динамике физического  развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.8

     Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения.

     Аттестация  проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому  содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

     1) понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

     2)  знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

     3)  иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.

     Важны физическое совершенствование и  самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

     При итоговой аттестации в окончательной  оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.

     Освоить содержание дисциплины «Физическая  культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности.

     Для практических занятий студентов  распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются.

     В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола.

     Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.

     В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют  студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований.

     Перевести студента из одного учебного отделения  в другое можно по его желанию  только после успешного окончания  семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.

     При проведении зачетов студенты, освобожденные  на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

     В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:

     1)  теоретических, практических, контрольных;

     2) элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;

     3) индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;

     4) самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;

     Внеучебные  занятия организуются в форме:

     1) выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

     2) занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

     3) самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

     4)  массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод

     Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

     1) понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

     2) знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

     3) формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

Информация о работе Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении