Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 14:06, реферат
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая
культура — органическая часть общечеловеческой
культуры, ее особая самостоятельная область.
Вместе с тем это специфический процесс
и результат человеческой деятельности,
средство и способ физического совершенствования
личности. Физическая культура воздействует
на жизненно важные стороны индивида,
полученные в виде задатков, которые передаются
генетически и развиваются в процессе
жизни под влиянием воспитания, деятельности
и окружающей среды. Физическая культура
удовлетворяет социальные потребности
в общении, игре, развлечении, в некоторых
формах самовыражения личности через
социально активную полезную деятельность. В
своей основе физическая культура имеет
целесообразную двигательную деятельность
в форме физических упражнений, позволяющих
эффективно формировать необходимые умения
и навыки, физические способности, оптимизировать
состояние здоровья и работоспособность. Физическая
культура представлена совокупностью
материальных и духовных ценностей. К
первым относятся спортивные сооружения,
инвентарь, специальное оборудование,
спортивная экипировка, медицинское обеспечение.
К вторым можно отнести информацию, произведения
искусства, разнообразные виды спорта,
игры, комплексы физических упражнений,
этические нормы, регулирующие поведение
человека в процессе физкультурно-спортивной
деятельности, и др. В развитых формах
физическая культура продуцирует эстетические
ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные
выступления и др.). Результатом деятельности
в физической культуре является физическая
подготовленность и степень совершенства
двигательных умений и навыков,, высокий
уровень развития жизненных сил, спортивные
достижения, нравственное, эстетическое,
интеллектуальное развитие. Итак, физическую
культуру следует рассматривать как особый
род культурной деятельности, результаты
которой полезны для общества и личности.
В социальной жизни в системе образования,
воспитания, в сфере организации труда,
повседневного быта, здорового отдыха
физическая культура проявляет свое воспитательное,
образовательное, оздоровительное, экономическое
и общекультурное значение, способствует
возникновению такого социального течения,
как физкультурное движение, т.е. совместная
деятельность людей по использованию,
распространению и приумножению ценностей
физической культуры. Спорт — часть физической
культуры. В нем человек стремится расширить
границы своих возможностей, это огромный
мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами,
популярнейшее зрелище, действенное средство
воспитания и самовоспитания человека,
в . нем присутствует сложнейший процесс
межчеловеческих отношений. Спорт — это
собственно соревновательная деятельность
и специальная подготовка к ней. Он живет
по определенным правилам и нормам поведения.
В нем ярко проявляется стремление к победе,
достижению высоких результатов, требующих
мобилизации физических, психических
и нравственных качеств человека. Поэтому
часто говорят о спортивном характере
людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.
Удовлетворяя многие потребности человека,
занятия спортом становятся физической
и духовной необходимостью.
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА И СПОРТ
В СССР
После
победы Великой Октябрьской
В программе КПСС отмечено: «В укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду … возрастает значение физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь».
Правительство постоянно проявляет заботу о физическом воспитании подрастающего поколения, развитии массовости физической культуры и спорта и приобщении к занятиям физическими упражнениями широких слоев населения, особенно молодежи.
Массовое
физкультурное движение в нашей
стране должно перерасти в общенародное.
Физическая культура должна в большей
степени способствовать удовлетворению
потребностей людей, быть действенным
средством всестороннего
Огромное значение для становления и развития советской системы воспитания имеют положения о коммунистическом воспитании, сформулированные в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина; постановления ЦК КПСС по идеологической и политико-воспитательной работе, по физической культуре, спорту и туризму.
Основоположники
научного коммунизма отмечали, что
общество, организованное на коммунистических
началах, будет нуждаться в людях
с всесторонне развитыми
Распределению детей и подростков по возрастным группам должен соответствовать постепенно усложняющийся курс умственного и физического воспитания».
В.И. Ленин хотел видеть молодежь бодрой и жизнерадостной, богатой духовно и развитой физически… «Юноши и девушки Советской страны должны жить красиво и полнокровно как в общественной, так и в личной жизни. Борьба, работа, учеба, спорт, веселье, песня, мечта – вот области, в которых молодежь должна проявить себя во весь размах».
В беседе с К. Цеткин В.И. Ленин отметил, что «молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт – гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, - разносторонность духовных интересов, учение, … и все это по возможности совместно!»
Большое значение физическому воспитанию придавали соратники В.И. Ленина – Ф. Дзержинский, М. Фрунзе, Н. Подвойский, Н. Семашко и др. М.И. Калинин считал физическую культуру одним из главных предметов в школе.
На
III съезде комсомола (1920) впервые была
полно и глубоко
При разработке основ советской системы физического воспитания широко использовался исторический отечественный опыт.
В
решениях Коммунистической партии Советского
правительства по вопросам физической
культуры и спорта указывается на
необходимость улучшения
Отмечается,
что физическая культура должна всемерно
способствовать росту экономического
и оборонного потенциала страны, удовлетворению
духовных потребностей людей, быть действенным
средством всестороннего
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПЕРИОД С 1917 ПО 1941 ГОД
На фронтах гражданской войны еще шли ожесточенные сражения, а молодая Советская республика уже заботилась об укреплении здоровья трудящихся и подрастающего поколения.
В 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный комитет Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов по инициативе В.И. Ленина принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству». В состав образованного Главного управления всеобщего обучения и формирования резервных частей Красной армии (Всевобуч) вошел отдел физического развития и спорта. Он ведал физической подготовкой в частях Красной армии, пунктах допризывной подготовки, среди гражданского населения. Физическое воспитание как обязательный предмет было введено в школьную программу.
Всевобуч
создавал в городах и селах
военно-спортивные клубы, на фабриках
и заводах – физкультурные
кружки, проводил спортивные праздники.
К 1921 г. В системе Всевобуча
К началу 1921 г. Физкультурные организации располагали всего 253 спортплощадками, сотней гимнастических городков, 82 лыжными и 60 водными станциями, 27 яхтклубами.
На
примитивных площадках и
Летом 1923 г. В Москве впервые разыгрывался чемпионат страны по плаванию. На всесоюзном уровне стали проводится турниры борцов, штангистов, боксеров, лыжников, баскетболистов…
20 июля 1924 г. Вышел первый номер газеты « Красный спорт», провозгласивший: «Наша первоначальная задача – уничтожение физкультурной безграмотности».
Постоянный рост рядов физкультурников, более регулярное проведение соревнований по разным видам спорта дали возможность провести в 1923 г. Всесоюзный праздник физической культуры – первый смотр достижений физкультуры в стране.
Расширению организаторской и методической работы, выработке основных идейных установок советской физической культуры способствовало программное постановление Оргбюро ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры».
Середина
30-х годов знаменует новый
Важным
событием в развитии физкультуры
и спорта в нашей стране явилось
введение в 1931-1934 гг. по инициативе комсомола
Всесоюзного физкультурного комплекса
«Готов к труду и обороне СССР»
(ГТО). Комплекс ГТО за короткий срок
приобрел огромную популярность, стал
программно-нормативной
В 1935-1937 гг. была разработана и введена в действие Единая всесоюзная спортивная классификация, что значительно упорядочило учебно-спортивную работу. Классификацию, охватившая в 1937 г. До 10 видов спорта, способствовала развитию методики подготовки спортсменов, системы спортивных соревнований и в целом массового спорта. Единая всесоюзная спортивная классификация и сегодня нормативный документ подготовленности и спортивного мастерства спортсменам последовательно присваиваются разряды и звания – от юношеского до мастера спорта СССР международного класса.
Важнейшим событием в спортивной жизни тех лет стало успешное выступление советских спортсменов III Международной рабочей олимпиаде, которая состоялась летом в 1937 г. В Антверпене.
Накануне
Великой Отечественной войны
физкультурные организации
Перед
физкультурными организациями страны
встала задача усилить использование
средств физического воспитания
в целях укрепления обороноспособности
страны. В 1939 г. были пересмотрены школьные
программы по физическому воспитанию,
в них включили занятия по начальной
военной и допризывной
26
ноября 1939 г. было принято постановление
«О введении нового