Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:17, реферат
Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово "миопс", означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин "миопия".
1.Введение
2.Миопии и причины ее возникновения
3.Физическая культура при миопии
4.Заключение
5.Список литературы
«Смоленский промышленно-экономический колледж»
Реферат на тему:
«Физическая культура при миопии»
Смоленск 2010
Содержание
1. Введение......................
2. Миопии и причины ее возникновения.................
3. Физическая культура при миопии........................
4. Заключение....................
5. Список литературы....................
2
Введение
Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово "миопс", означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин "миопия".
В своем реферате я хочу отразить следующие вопросы:
1. Раскрыть понятие и причины заболевания- «миопия»;
2. Какие физические упражнения противопоказаны при этом заболевании, а какие будут способствовать улучшению зрения.
3
Миопия и причины ее возникновения.
Миопия (близорукость) — наиболее частый дефект зрения. Прогрессирование миопии может приводить к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения.
Медико-социальная значимость проблемы усугубляется тем, что осложненная миопия поражает людей в самом работоспособном возрасте.
Наследственно обусловленная миопия несколько раньше проявляется у девочек, чем у мальчиков. Это связано, по-видимому, с модифицирующим влиянием пола и эндокринными изменениями в организме в период полового созревания.
Принято выделять три степени миопии: слабую - до 3.0 дптр, среднюю - 6.0 дптр, высокую - свыше 6.0 дптр.
По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую и прогрессирующую.
Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента глаза, происходящим после остановки роста глаза.
Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при рассматривании близко рассположенных предметов напряжения
4
аккомодации не требуется, клинически это обычно не проявляется, однако по данным, способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению близорукости.
Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и физиологическим изменениям. Особенно резко на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна. В начальных стадиях наблюдается миопический конус. Затем дистрофия сосудистой и сетчатой оболочек может захватить всю окружность диска зрительного нерва, образуя ложную заднюю стафилому, распространяясь на область желтого пятна, она приводит к резкому снижению зрения. В очень тяжелых случаях высокой миопии растяжение заднего сегмента склеры вблизи зрительного нерва вызывает образование ограниченного выпячивания глазного яблока.
Растяжение оболочек глаза сопровождается повышенной ломкостью сосудов с повторными кровоизлияниями в сетчатку и стекловидное тело. Медленно рассасывающиеся кровоизлияния приводят к помутнению стекловидного тела и образованию хориоретинальных очагов на глазном дне. Особое значение имеет образование грубого пигментного очага, которое сильно снижает остроту зрения. Ухудшение зрения может наступить и в связи с прогрессирующим помутнением стекловидного тела, его отслойкой и развитием осложненной катаракты. Очень тяжелым осложнением высокой близорукости является отслойка сетчатки, развивающаяся в связи с разрывом ее в различных участках глазного дна.
В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы: 1Генетический, несомненно имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети.
2.Неблагоприятные условия внешней среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия,
5
особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено. 3.Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока .
4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.
При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о приимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов или имеет сложный генез.
6
Физическая культура при миопии
Результаты ииследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.
Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.
Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполенения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы.
Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для
7
цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза.
Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ и ВУЗов занимают уроки физической культуры.
Для школьников и студентов, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.
Вкомплексе лечебной физкультуры включаются как общеразвивающие, так и специальные упражнения для глаз. Учитывая, что у близоруких часто наблюдается нарушение осанки, искривления позвоночника (сколиозы) из-за привычки чрезмерно наклонять голову и туловище при зрительной работе на близком расстоянии. Большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей туловища и головы (корригирующим) и дыхательным.
Абсолютным противопоказанием при близорукости являются виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, резким перемещением тела и возможным травмам головы(волейбол, баскетбол, бокс, борьба).
Ниже приводятся комплексы упражнений, которые рекомендуется использовать при занятиях физической культурой. Эти комплексы составлялись с учётом как общеоздоровительных задач (улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, сгонка лишнего веса), так и специальных (профилактика и снижение прогрессирования близорукости).
Упражнения, которые выполняются стоя:
1. Взять бодибар, поднять вверх, держа обеими руками, прогнувшись-вдохнуть, опустите палку - выдохнуть. Не отводить глаз от бодибара. Повторить8-10 раз.
2. Взяв гантели, вытянуть руки с ними перед собой. Начинать круговые движения руками в одном направлении. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Повторить 10раз в каждом направлении.
8
Упражнения, которые выполняются лежа на спине:
1. Развести руки в стороны и в правую руку взять теннисный мяч. Подняв руки вверх, переложить мяч в левую руку. Возвращаясь в исходное положение, смотреть на мяч. Упражнение надо выполнять 8-10 раз.
2. Опустить руки вдоль туловища, мяч взять в правую руку и поднимать её вверх, а опуская её, переложить мяч в другую руку. Непрерывно смотреть на мяч. Упражнение выполнять 4-5 раз каждой рукой. Поднимая руки, делать вдох, опуская - выдох.
3. Развести руки в стороны. Делать движения прямыми руками, скрещивая их в верхней позиции. Следить за движением кисти одной, затем другой руки.
4. Делайть махи ногой к противоположной руке. Непрерывно смотреть на носок. Во время маха делать выдох. Каждой ногой - 6-8 махов.
5. Взяв мяч в руки, вытянуть их вперёд. Делать махи ногой, касаясь носком мяча. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
Упражнения, которые выполняются сидя:
1. Сесть и упереться руками сзади. В течение 20-25 секунд выполнять ногами скрещивающие движения.
2. Упереться сзади руками, выполнять махи правой ногой вверх - влево, левой – вверх - вправо по 8-10 раз каждой ногой. Смотреть на носок одной ноги.
3. Правую ногу отвести вправо. Смотреть на носок. Вернуться в исходное положение. Тоже самое сделать другой ногой влево, 8-10 раз.
4. Поднять обе ноги. Смотреть на носки, выполняйте круговые движения в одном направлении в течение 20-25 секунд.
При выполнении этих упражнений необходимо медленно моргать глазами и как можно реже поворачивать голову. Бодибар старайтесь подобрать небольшого веса, чтобы избежать излишней нагрузки и вес гантелей так же не должен превышать 2 килограммов.
9
Заключение
Сегодня требования к нашему зрению по сравнению с требованиями наших предков намного возросли.
Близорукость появляется, прогрессирует чаще всего в тех случаях, когда дети и взрослые нарушают нормальный режим зрительной работы, по многу часов (без перерыва) читают, особенно в положении лёжа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также недостаточно занимаются физкультурой, не тренируют мышцы глаз.
Ослаблению аккомодации глаз способствует острые респираторные, хронические и инфекционные заболевания. Поэтому вопрос профилактики этих заболеваний должен стать заботой не только медиков, но и каждого человека.
10
Список литературы
1. Шкарлова С.И. «Близорукость, дальнозоркость, астигматизм».Ростов-на-Дону. Феникс. 2000.
2. Аветисов Э.С. «Физическая культура при близорукости». Москва. Советский спорт. 1993.
3. Оковитов В.В. «Энциклопедия по глазным болезням». Москва. «ВИДА». 1993.
11