Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:50, реферат

Описание

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Феномен физической культуры личности студента позволяет представить ее как интегральное качество личности, как условие и предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования.

Работа состоит из  1 файл

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.docx

— 52.16 Кб (Скачать документ)

  Основная  цель политики государства в области  физической культуры и спорта —  оздоровление нации, формирование здорового  образа жизни населения, гармоничное  воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное  выступление российских спортсменов  на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

  3. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте.

  Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала  создать для этой сферы жизнедеятельности  законодательные основы.

  Президентом Российской Федерации 27 апреля 1993 г. были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом.

  Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов  каждого человека, требований производства, образования и культуры народов  Российской федерации. Система существует в государственных и общественных формах деятельности.

  Также законодательные основы ФКС обеспечены новым Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а также Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (ФЦП), рядом региональных спортивных программ и подпрограмм. Так же подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы.

  Новый Закон о физической культуре и  спорте поднимает социальную значимость массового спорта. Так, основными принципами законодательства провозглашаются (в том числе): «обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения», а также «содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите».

  В настоящее время в России имеются все предпосылки и возможности для дальнейшего развития физической культуры и спорта, в том числе материально-технические, правовые, научные, образовательные, организационно-управленческие. Вместе с тем, в первую очередь, необходимо изменить само отношение людей - занятия физической культурой должны стать потребностью самого человека. Приоритетным является детский спорт, и прежде всего – система физического воспитания в школе. Навыки ведения здорового образа жизни необходимо прививать, начиная с детских садов и заканчивая вузами.

  Таким образом, основными направлениями  реформирования и развития сферы  ФКС являются: выстраивание целой  системы информационно-пропагандистской политики и создание новой национальной системы развития массового спорта.  
 

  4. Физическая культура личности.

  Физическая  культура личности является сложным  системным образова-нием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности; мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляю щей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности. 
В целом же формирование физической культуры личности представляется как процесс целенаправленного, организованного с помощью специальных методов и разнообразных средств и форм активного обучающего взаимодействия преподавателей и обучающихся. При ведущей и направляющей роли преподавателя обеспечивается полноценное усвоение знаний, умений, навыков развития умственных и физических сил и творческих способностей. Практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение учащимися ценностей физической культуры.

  Физическая  культура личности проявляет себя в  трех основных направлениях.  Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений. 

  5. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни.

  Деятельностный  аспект физической культуры заключается  в том, что физическое совершенствование  происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам  физического воспитания, т.е. по законам  развития силы, выносливости, законам  формирования техники движений, законам  активного отдыха и т.д.

  В процессе жизни человек занимается многими  видами деятельности, которые в той  или иной степени связаны с  двигательной активностью и значительными  физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре. Поэтому сущностным ядром физической культуры можно  считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением  физических упражнений. Выполняемые  при этом физические нагрузки могут  быть разной величины, зависящие от поставленных задач - восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным  образом на психофизическую сферу  человека, может быть отнесена к  культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к  физической культуре напрямую не имеет  непосредственного отношения, т.к. она  имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного  задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна. Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в  результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического  воспитания и быть организованной в  полном соответствии с закономерностями физического воспитания. В отличие  от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:

  Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который в  ней, как правило, является преобладающим;

  Деятельность  в сфере физической культуры представлена наиболее рациональными формами  двигательных действий, имеющими свою конкретную методику занятий. При воспитании скоростных способностей, например, методика будет существенно отличаться от таковой при воспитании общей  выносливости практически по всем параметрам;

  Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании самого себя в  аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие  вне самого человека, хотя и могут  существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.

  Все эти  признаки в своей совокупности присущи  только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в  полном объеме они не характерны.  

  6. Ценности физической культуры.

  Ценностный  аспект физической культуры представлен  обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных  для эффективного физического совершенствования  человека.

  Материальные  ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном оборудовании и инвентаре (легкоатлетические и гимнастические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и  т.д.)

  Духовные  ценности физической культуры представлены исторически отобранными и апробированными  на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме  гимнастики, спорта, игры и туризма, основанных на физической активности.

  Кроме того, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные  практикой и наукой специальные  физкультурные знания, отраженные в  соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.

  При этом важно отметить, что все эти  предметные материальные, а также  духовные ценности значимы не сами по себе и не для всех, а лишь по мере их вовлечения в сферу физкультурной  деятельности людей. Например, бассейн  для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные  к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают В физической культуре можно выделить две основные ценности: 
- общественную (общенародную); 
- личную (индивидуальную).

  К общественным ценностям ФК относят: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий, мобилизационные и интенционные ценности.

  Содержание  интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах  развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания  и здорового стиля жизни.

  К ценностям двигательного характера, по мнению (Лубышева Л.И., 2004), следует  отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе ФВ и спортивной подготовки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал.

  Под ценностями технологий формирования физической культуры понимают, различные комплексы  методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной  и спортивной тренировки.

  Интенционными ценностями ФК являются, сформированность общественного мнения, престижность ФКиС в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей ФК. В эту же группу входят установки людей, на занятия физическими  упражнениями и спортом.

  К мобилизационным ценностям ФКиС относят, воспитываемые в процессе занятий, способность к рациональной организации бюджета своего времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу  и поражение. Эти ценности помогают человеку выжить в экстремальных  ситуациях.

  Личностный  уровень освоения ценностей ФКиС определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.  

  7. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образованияи целостного развития личности.

  Физическое  воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода  обучения студентов и осуществляется в следующих формах:

  • учебные занятия;
  • самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями и спортом;
  • физические упражнения в режиме дня;
  • массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов