Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 03:08, реферат
Физическая культура как учебная дисциплина хорошо знакома большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. (Давиденко Д. Н., Пономарев Г.Н. , 2004).
План:
1.Основные понятия и их краткая характеристика
2.Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
3.Физическая культура как часть общечеловеческой культуры
4.ФК как учебная дисциплина
5.Основные положения организации физического воспитания в вузе
6. Литература
Физическая
культура в общекультурной
и профессиональной
подготовке студентов
План:
1.Основные понятия и их краткая характеристика
2.Физическая культура
и спорт как социальные
3.Физическая культура
как часть общечеловеческой
4.ФК как учебная дисциплина
5.Основные положения
организации физического
6. Литература
1.
Основные понятия
и их краткая
характеристика
1.1. Физическая культура
Физическая
культура как учебная
Ученые,
изучавшие понятие физическая
культура склоняются к
Физическая
культура – часть культуры, представляющая
собой совокупность ценностей,
норм и знаний, создаваемых и
используемых обществом в
1.2. Спорт
Дословно
переводится с английского
Спорт
– сфера социально-культурной
деятельности как совокупность
видов спорта, сложившаяся в форме
соревнований и специальной
1.3. Физическое воспитание
В электронной
библиотеке эрудит отмечается, что
понятие «физическое
Физическое
воспитания – процесс,
1.4. Физическая подготовка
Великий
русский физиолог И.М. Сеченов
писал, что основу любой
Различают
общую и специальную
Физическая
подготовка – процесс,
1.5. Федеральный закон «О ФКиС в РФ»
Федеральный закон «О ФКиС в РФ» принят от 4 декабря 2007 года. Состоит из 43 статей, которые регулируют правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области ФКиС в РФ, определяет основные принципы законодательства о ФКиС.
К важнейшим статьям относятся ст.1 «Предмет регулирования». Она была озвучена выше. Ст.2 «Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ». С них мы начали лекцию. Ст. 3 «Принципы законодательства о ФКиС»:
- обеспечения права каждого на свободный доступ к ФКиС как необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности…;
- запрет на дискриминацию и насилие в области ФКиС;
- обеспечения безопасности
жизни и здоровья лиц,
- непрерывность и
преемственность физического
- учет интересов
всех граждан при разработке
и реализации федеральных
ФЗ включает такие статьи как: «Спортивный клуб», «Права и обязанности спортсменов», «Правила видов спорта», «Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в спорте». «Спортивный паспорт». С ними можно познакомиться у нас на кафедре, в интернете или библиотеке. Остановимся более подробно на ст. 28
«ФКиС в системе образования».
1. Образовательные
учреждения с учетом местных
условий и интересов
2. Организация физического воспитания в образовательных учреждениях включает в себя:
- проведение обязательных
занятий по ФК в пределах
основных образовательных
- создание условий,
в том числе обеспечение
- формирование у
обучающихся навыков ФК с
- осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;
- проведения медицинского контроля за организацией физического воспитания;
- формирование ответственного
отношения родителей к
- проведение ежегодного мониторинга ФП и ФР обучающихся;
- содействие организации
и проведению спортивных
2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
Для современного общества ФКиС являются важной частью общей культуры человечества. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности не связанной с ФКиС (Лубышева Л.И., 2004).
Известный историк Ласло Кун, анализируя предпосылки возникновение ФКиС, писал, что человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела, организма человека как главной производительной силы.
При подготовке к охоте древние люди совершали ритуальные обряды, имитировали действия охотника в беге, лазании, метании стрельбе. Через некоторое время они установили связь между подготовкой к охоте и её результатом. Вычленение подготовки, как специфической деятельности и является началом возникновения физической культуры.
За время развития человеческой цивилизации ФКиС приобрела новые функции. Уточним, что под функциями ФКиС понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Специалисты по психологии, физиологии отмечают, что занятия ФКиС позволяют как никакая другая деятельность формировать психические качества и свойства личности. В ряде исследований отмечается, что спортсмены легче общаются в коллективе, быстрее договариваются при решении спорных проблем. Известный специалист по психологии И.П. Волков пишет, что такие качества, как дружелюбие, чувство коллективизма, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, формируемые в спорте, нужны человеку в его трудовой жизни. А такие психомоторные свойства, как быстрота реакции, выносливость, концентрация внимания и др., выявляемые у спортсменов, являются необходимыми свойствами для успешной профессиональной адаптации в ряде современных профессий – оператора, диспетчера, летчика и т.д. (Волков И.П., 2002).
ФКиС присущи следующие общекультурные и социальные функции: воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др. (Лубышева Л.И., 2004).
Воспитание человека
Известно, что ФК формирует физические (сила, быстрота, выносливость и т.д.) и психические качества (воля, смелость и решительность, трудолюбие); гуманистические убеждения (свободу, достоинство, творчество, разностороннее и гармоничное развитие личности); социальную активность (капитан, физорг и т.д.).
Образование человека
Образование – это процесс овладения знаниями, умениями и навыками. В процессе занятий человек овладевает знаниями, умениями и навыками, которые создают возможности для развития личности.
Оздоровление человека
Движения издревле, считались эффективным средством оздоровления. Сейчас, широкую известность получила валеология, рассматривающая средства ФКиС как инструмент оздоровления. Физические упражнения, солнце, воздух и вода, применяемые систематически и дозировано, являются эффективным средством укрепления и поддержания здоровья здоровых людей и лечения ослабленных. Часто, лечение средствами ФКиС называют реабилитацией или (восстановлением).
Большинство зарубежных специалистов считают, что в современном обществе спорт выполняет следующие функции:
· обеспечение потребностей личности (проведение свободного времени, развлечение, преодоление вредных привычек, отвлечение от различных проблем и т.п.);
· поддержание здоровья нации и восприятие спорта прежде всего как превентивного и профилактического средства от многих неинфекционных заболеваний;
Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов