Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:24, реферат
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.
Психофизиологическая характеристика труда- сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности. Работоспособность- потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека.
Различают максимальную,
оптимальную и сниженную работоспособность.
Утомление- временное объективное снижение
работоспособности под влиянием длительного
воздействия нагрузки на организм человека.
Сопровождается потерей интереса к работе,
преобладанием мотивации на прекращение
деятельности, негативными эмоциональными
реакциями. Появление утомления зависит
от вида нагрузки, локализации ее воздействия,
времени, необходимого для восстановления.
Выделяют физическое и умственное, острое
и хроническое, нервно-эмоциональное и
другие виды утомления. Переутомление-
накопление утомления по причинам нерационального
режима труда и отдыха при отсутствии
своевременного восстановления. Влечет
за собой снижение работоспособности
и продуктивности труда, появление раздражительности,
головной боли, расстройство сна и т.п.
Переутомление бывает начинающееся, легкое,
выраженное, тяжелое.
9.
Общие закономерности
и динамика работоспособности
студентов в учебном
году.
В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 нед. (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями - работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности.
Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 нед. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля характеризуются высоким уровнем устойчивости. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии.
Рис. 4.5. Изменение
умственной (сплошная линия) и физической
(пунктир) работоспособности студентов
в учебном году
Процесс восстановления в первые 12 дней каникулярного отдыха (этот отрезок времени взят для сравнения с зимними каникулами) отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления. На рис. 4.5 представлено изменение умственной и физической работоспособности студентов в учебном году.
Рассмотренный материал
свидетельствует о том, что для
учебного труда студентов независимо
от его временных параметров (учебный
день, неделя, семестры учебного года)
изменение умственной работоспособности
характеризуется
10. Признаки
и критерии нервно-эмоционального и психофизического
утомления.