Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:00, реферат
Физические качества человека. Средства и методы их воспитания.
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности
биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую
готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной,
субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне
нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур
организма.
Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на
три фазы: начального утомления, компенсированного и декомпенсированного
утомления. Первая фаза характеризуется появлением начальных признаков
усталости, вторая - прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием
заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и
частичным изменением
структуры двигательного
длины и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется
высокой степенью утомления, приводящей к снижению интенсивности работы вплоть
до ее прекращения.
В теории и практике физического воспитания выделяют общую и специальную
выносливость. Под общей выносливостью понимают длительное выполнение работы с
оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и
структур организма. Данный режим работы обеспечивается преимущественно
способностями выполнять двигательные действия в зоне умеренных нагрузок.
Специальная выносливость
характеризуется
определяется зависимостью степени утомления от содержания решения
двигательной задачи. Специальная выносливость классифицируется: а) по
признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная
задача (например, прыжковая выносливость); б) по признакам двигательной
деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например,
игровая выносливость); в) по признакам взаимодействия с другими физическими
качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной
задачи (например, силовая выносливость).
Воспитание выносливости осуществляется посредством решения двигательных
задач, требующих
мобилизации психических и
компенсаторного
утомления или в конце
выходом на фазу компенсаторного утомления. Условия решения задач должны
обеспечивать вариативный характер работы с обязательно меняющимися нагрузками
и структурой двигательного действия (например, преодоление препятствий во
время бега по пересеченной местности).
К ведущим физическим способностям, выражающим качество выносливости, относят
выносливость к нагрузкам в максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной
зонах нагрузок. Все эти способности имеют единый измеритель - предельное
время работы до начала снижения ее мощности.
Ведущим в развитии выносливости является метод строго регламентированного
упражнения, позволяющий точно задавать величину и объем нагрузки. Повторное
выполнение упражнения или серий можно начинать при ЧСС 110-120 уд/мин. В
паузах для отдыха выполняют упражнения на дыхание, расслабление мышц и
развитие подвижности в суставах. Развивать выносливость при субмаксимальных
нагрузках целесообразно после упражнений на развитие координации движений или
обучения двигательным действиям при начинающемся утомлении. Продолжительность
упражнений, их количество и интервалы для отдыха между ними должны быть
соотнесены с характером предшествующей работы. Развитие выносливости в
условиях больших нагрузок осуществляется методами строго регламентированного
и игрового упражнений. Последний позволяет за счет повышенной эмоциональности
достигать большего объема работы.
_Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также
способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой
движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения
двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного
изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является
новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны
поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних
условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач
предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых
ситуациях.
Координационные
способности связаны с
пространстве и времени и включают: а) пространственную ориентировку; б)
точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным
параметрам; в) статическое и динамическое равновесие. Пространственная
ориентировка подразумевает: 1)сохранение представлений о параметрах изменения
внешних условий (ситуаций) и 2) умение перестраивать двигательное действие в
соответствии с этими изменениями . Человек не просто реагирует на внешнюю
ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять
прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую
программу действий, направленную на достижение положительного результата.
Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений
проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие
определяется
регуляции движений. Точность пространственных перемещений в различных
суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании
упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее.
Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательного
действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по
заданию или необходимости,
связанной с условиями
упражнения. Развитие точности временных параметров движений направлено на
совершенствование
так называемого чувства
дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его
развитие обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду
движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми
с различной скоростью передвижения, с использованием технических средств
(например, электролидеры, метрономы и т. д.). Развитию этого качества
содействуют упражнения, позволяющие изменять продолжительность движений в
большом диапазоне.
В целостном двигательном
действии все три ведущие
- точность пространственных, силовых и временных параметров - развиваются
одновременно. Вместе с тем правильно выбранное средство (упражнение)
позволяет, акцентировано воздействовать на одну из них. Нарастание утомления
ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения, и если
выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок.
Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого
двигательного действия.
Различают статическое и
Первое проявляется при длительном сохранении определенных поз человека
(например, стойка на лопатках в гимнастике), второе - при сохранении
направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах
(например, передвижение
на лыжах). Совершенствование
осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба
или бег по наклонной
плоскости с уменьшенной
устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений
после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих
целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном
положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке
после серии кувырков). Навыки в статическом равновесии формируют посредством
постепенного изменения
координационной сложности
динамическом - за счет постепенного изменения условий выполнения упражнений.
Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих:
а) быстроту двигательных реакций; б) скорость одиночного движения, не
отягощенного внешним сопротивлением; в) частоту (темп) движений. Многие
физические способности, характеризующие быстроту, входят составными
элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости.
Быстроту воспитывают
посредством решения
успех решения которых определяется минимальным временем выполнения
двигательного действия. Выбор двигательных задач по воспитанию быстроты
диктует соблюдение ряда методических положений, требующих, с одной стороны,
высокого владения техникой двигательного действия (обученность движениям), а
с другой - наличия оптимального функционального состояния организма,
обеспечивающего высокую физическую работоспособность. Первая группа
требований предусматривает повышение трудностей решения задач за счет
уменьшения времени выполнения двигательных действий, но при условии, что
техника владения двигательным действием не лимитирует его скоростные
параметры. Вторая группа требований предполагает осуществление решения
двигательных задач до наступления первых признаков утомления, которое
сопряжено с увеличением времени движений, а, следовательно, закреплением иных
временных параметров его выполнения.
Быстрота двигательной
реакции характеризуется
какого-либо сигнала до начала выполнения движения и представляет собой
сенсорную реакцию. Различают простые и сложные двигательные реакции. Время
простых реакций значительно короче времени сложных. Простая реакция-это ответ
заранее определенным движением на ожидаемый сигнал.
Сложные реакции разделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект.
Реакция выбора-это ответ определенным движением на один из нескольких
сигналов. Необходимыми условиями для воспитания быстроты являются повышенная