Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:01, реферат
Информационная перегрузка головного мозга вследствие эмоциональных и интеллектуальных напряжений вызывает так называемые информационные неврозы. Эти патологические состояния вследствие умственного нервного переутомления вызывают соматические и вегетативные изменения.
Именно в связи с перечисленными факторами ведение здорового образа жизни является необходимым условием успешной жизни и деятельности студентов.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ
СООБЩЕНИЯ
КАФЕДРА
«ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«ФИЗИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ
И
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
– УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
СТУДЕНТКА ГРУППЫ МК-809
ШАДЦКАЯ
И.К.
Санкт-Петербург
2010
Введение
Студенческая жизнь является своеобразным этапом жизненного пути. Основа вполне объяснима – учеба в соответствии с целью, задачами, а главное – мотивацией, обусловленной получением специальности в данном вузе.
Рабочая нагрузка студента увеличивается, особенно в период сессии, до 15 – 16 часов. С учетом «хронических» недосыпаний, нарушения режима труда, питания и других факторов, связанных с образом и стилем жизни, развивается нервно-психическое напряжение.
Информационная
перегрузка головного мозга вследствие
эмоциональных и
Именно
в связи с перечисленными факторами
ведение здорового образа жизни
является необходимым условием успешной
жизни и деятельности студентов.
Физическое самовоспитание понимается, как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой. Физическое совершенствование ориентировано на формирование физической культуры личности, оно включает совокупность приемов и видов деятельности, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.
Физическое воспитание и образование не дадут долговременных
положительных результатов, если они не активизируют стремление
человека к самовоспитанию и самосовершенствованию.
Физическое
самовоспитание и
быть сопряжено с другими видами самовоспитания – нравственным,
интеллектуальным, трудовым и эстетическим и др.
Процесс физического самовоспитания и самосовершенствования
включает три основных этапа.
Первый этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а
также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть.
К
методам самопознания
и самооценка.
Самонаблюдение – универсальный метод самопознания, глубина
и адекватность, которого зависят от его целенаправленности и умения
субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных
критериев за качествами или свойствами личности.
Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ пре-
одоления нежелательного поведения в следующий раз.
Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью
трудности достижения целей, которые человек ставит перед собой.
Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная).
Первый
этап завершается решением
На втором этапе определяется цель и программа самовоспитания
и самосовершенствования, а на их основе – личный план. Цель может
носить обобщенный характер и ставится, как правило, на небольшой
период времени.
Пример. Цель физического самовоспитания и самосовершенствования – формирование своей физической культуры.
Задачи деятельности:
1) включиться в здоровый образ жизни и укрепить здоровье;
2) активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность;
3) овладеть основами методики физического самосовершенствования;
4) улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной
деятельности.
Общая
программа должна учитывать
личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания и самосовершенствования.
Третий этап связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения.
Методы самовоздействия, направленные на самосовершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся:
Систематическое
заполнение дневника
самоотчетом о проделанном за день. Отчитываясь за свои действия,
человек осознает (а иногда вдруг узнает), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения в личный план работы над собой, над своим здоровьем.
Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий.
Итоговый самоотчет проводится за достаточно длительный период времени – несколько месяцев, год. Его основой служит самоанализ фактического материала, характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах и результаты его, отражающиеся на его морфофункциональном, психическом и психофизиологическом состоянии. Текущий самоотчет подводится за короткий промежуток времени – день, неделю, несколько недель.
Таким
образом, способность каждого человека
отмечать даже самые незначительные изменения
в работе над собой имеет важное значение,
так как подкрепляет уверенность в своих
силах, активизирует и содействует дальнейшему
совершенствованию программы самовоспитания,
самосовершенствованию, реализации здорового
образа жизни.
Заключение
Охрана собственного здоровья - это
непосредственная обязанность
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровый
образ жизни - это образ жизни,
основанный на принципах нравственности,
рационально организованный, активный,
трудовой, закаливающий и, в то же время,
защищающий от неблагоприятных воздействий
окружающей среды, позволяющий до глубокой
старости сохранять нравственное, психическое
и физическое здоровье.
Список использованной
литературы
Гипертония.
Артериальное давление.
Нормальное
артериальное давление здорового взрослого
человека составляет 100-129 (верхнее) и 70-80
(нижнее). Если давление выше этих величин,
но ниже 140 (верхнее) и 90 (нижнее), его называют
"нормальным повышенным".
У детей величина систолического
давления может быть ориентировочно высчитана
по формуле 80 + 2а, где а - число лет жизни
ребенка.
Несмотря
на значительные колебания кровяного
давления (например, в зависимости от нагрузки,
эмоционального состояния и т.д.), в организме
существуют сложные механизмы регуляции
его уровня, стремящиеся вернуть давление
к норме по окончании действия этих факторов.
В ряде случаев механизмы этой регуляции
нарушаются, что приводит к изменению
уровня кровяного давления. Стойкое изменение
кровяного давления в сторону повышения
называют артериальной гипертензией (гипертонией),
а в сторону понижения - артериальной гипотензией.
Хотя изменение кровяного давления часто
играет защитно-приспособительную роль,
при отклонении его от нормы лучше проконсультироваться
с врачом.
Гипертоническая болезнь
Гипертония составляет до 90% всех случаев
хронического повышения артериального
давления. В экономически развитых странах
18-20 % взрослых людей страдают гипертонической
болезнью, то есть имеют повторные подъемы
артериального давления до 140/90 мм рт.ст.
и выше. Ориентируются на величины так
называемого "случайного" давления,
измеряемого после пятиминутного отдыха,
в положении сидя, трижды подряд (в расчет
берутся самые низкие величины). При первом
осмотре больных врач измеряет давление
обязательно на обеих руках, при необходимости
и на ногах.
Лечение.
Нелекарственное: снижение массы тела,
ограничение потребления поваренной соли,
санаторно-курортное лечение, физиотерапевтические
процедуры.
Врач назначает медикаментозное лечение,
которое может включать в себя разного
рода препараты снижающие артериальное
давление (эналаприл, метопролол и др.),
мочегонные (гипотиазид, бринальдикс,
триампур и др.) и т.д. При этом подбор терапии
должен проводиться сугубо индивидуально.
Гипотоническая
болезнь
Гипотоническая болезнь (первичная
хроническая гипотензия, эссенциальная
гипотония) - заболевание, связанное с
нарушением функций нервной системы и
нейрогормональной регуляции тонуса сосудов,
сопровождающееся снижением артериального
давления. Исходным фоном такого состояния
является астения, связанная с психотравмирующими
ситуациями, хроническими инфекциями
и интоксикациями (производственные вредности,
злоупотребление алкоголем), неврозы.
Лечение.
Правильный режим труда и отдыха. Лечащий
врач может назначить седативные препараты
и транквилизаторы (мезатон, эфедрин),
средства, возбуждающие центральную нервную
систему (настойку жень-шеня, китайского
лимонника, заманихи, пантокрин и др). Возможно
физиотерапевтическое (ванны, массаж),
санаторно-курортное лечение, лечебная
физкультура.