Физическое самовоспитание и самосовершенствование - условие здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:01, реферат

Описание

Информационная перегрузка головного мозга вследствие эмоциональных и интеллектуальных напряжений вызывает так называемые информационные неврозы. Эти патологические состояния вследствие умственного нервного переутомления вызывают соматические и вегетативные изменения.
Именно в связи с перечисленными факторами ведение здорового образа жизни является необходимым условием успешной жизни и деятельности студентов.

Работа состоит из  1 файл

Физкультура.docx

— 25.74 Кб (Скачать документ)

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ 

КАФЕДРА «ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ФИЗИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ

И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  – УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА ЖИЗНИ» 
 
 

РАБОТУ  ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА ГРУППЫ МК-809

ШАДЦКАЯ И.К. 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010

Введение

     Студенческая  жизнь является своеобразным этапом жизненного пути. Основа вполне объяснима  – учеба в соответствии с целью, задачами, а главное – мотивацией, обусловленной получением специальности  в данном вузе.

     Рабочая нагрузка студента увеличивается, особенно в период сессии, до 15 – 16 часов. С  учетом «хронических» недосыпаний, нарушения режима труда, питания  и других факторов, связанных с  образом и стилем жизни, развивается  нервно-психическое напряжение.

     Информационная  перегрузка головного мозга вследствие эмоциональных и интеллектуальных напряжений вызывает так называемые информационные неврозы. Эти патологические состояния вследствие умственного  нервного переутомления вызывают соматические и вегетативные изменения.

     Именно  в связи с перечисленными факторами  ведение здорового образа жизни  является необходимым условием успешной жизни и деятельности  студентов. 
 
 
 
 
 
 
 

  Физическое самовоспитание понимается, как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой. Физическое совершенствование ориентировано на формирование физической культуры личности, оно включает совокупность приемов и видов деятельности, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

    Физическое  воспитание и образование не  дадут долговременных

положительных результатов, если они не активизируют стремление

человека к  самовоспитанию и самосовершенствованию.

    Физическое  самовоспитание и самосовершенствование  может

быть сопряжено  с другими видами самовоспитания – нравственным,

интеллектуальным, трудовым и эстетическим и др.

    Процесс  физического самовоспитания и  самосовершенствования

включает три  основных этапа.

    Первый этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а

также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть.

    К  методам самопознания относятся  самонаблюдение, самоанализ

и самооценка.

    Самонаблюдение – универсальный метод самопознания, глубина

и адекватность, которого зависят от его целенаправленности и умения

субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных

критериев за качествами или свойствами личности.

    Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ пре-

одоления нежелательного поведения в следующий раз.

    Действенность  самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

    Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью

трудности достижения целей, которые человек ставит перед  собой.

Самооценка зависит  от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная).

    Первый  этап завершается решением работать  над собой.

    На втором этапе определяется цель и программа самовоспитания

и самосовершенствования, а на их основе – личный план. Цель может

носить обобщенный характер и ставится, как правило, на небольшой

период времени.

    Пример. Цель физического самовоспитания и самосовершенствования – формирование своей физической культуры.

    Задачи деятельности:

    1) включиться  в здоровый образ жизни и  укрепить здоровье;

    2) активизировать  познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность;

    3) овладеть  основами методики физического самосовершенствования;

    4) улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной

деятельности.

    Общая  программа должна учитывать условия  жизни, особенности

личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания и самосовершенствования.

    Третий этап связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения.

    Методы  самовоздействия, направленные на самосовершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся:

  • самоприказ
  • самовнушение
  • самоубеждение
  • самоупражнение
  • самокритика
  • самоободрение
  • самообязательство
  • самоконтроль,
  • самоотчет

     Систематическое  заполнение дневника самоконтроля  является

самоотчетом о  проделанном за день. Отчитываясь за свои действия,

человек осознает (а иногда вдруг узнает), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения в личный план работы над собой, над своим здоровьем.

Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий.

     Итоговый самоотчет проводится за достаточно длительный период времени – несколько месяцев, год. Его основой служит самоанализ фактического материала, характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах и результаты его, отражающиеся на его морфофункциональном, психическом и психофизиологическом состоянии. Текущий самоотчет подводится за короткий промежуток времени – день, неделю, несколько недель.

     Таким  образом, способность каждого человека отмечать даже самые незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как подкрепляет уверенность в своих силах, активизирует и содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, самосовершенствованию, реализации здорового образа жизни. 
 

     Заключение 

        Охрана собственного здоровья - это  непосредственная обязанность каждого,  он не вправе перекладывать  ее на окружающих.

     Какой бы совершенной ни была медицина, она  не может избавить каждого от всех болезней. Человек  - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. 

     Здоровый  образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий  окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое  и физическое здоровье. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список использованной литературы 

    1. Апанасенко Г. Л. Здоровый образ жизни. – С-Пб.: Наука. – 1998.
    2. Бучин В. Н. Здоровье населения и его охрана. – М.: МарТ. – 1996.
    3. Визитей Н. Н. Физическая культура личности. М.: Март – 1999.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гипертония. Артериальное давление. 

Нормальное  артериальное давление здорового взрослого человека составляет 100-129 (верхнее) и 70-80 (нижнее). Если давление выше этих величин, но ниже 140 (верхнее) и 90 (нижнее), его называют "нормальным повышенным". 
   У детей величина систолического давления может быть ориентировочно высчитана по формуле 80 + 2а, где а - число лет жизни ребенка.

   Несмотря на значительные колебания кровяного давления (например, в зависимости от нагрузки, эмоционального состояния и т.д.), в организме существуют сложные механизмы регуляции его уровня, стремящиеся вернуть давление к норме по окончании действия этих факторов. В ряде случаев механизмы этой регуляции нарушаются, что приводит к изменению уровня кровяного давления. Стойкое изменение кровяного давления в сторону повышения называют артериальной гипертензией (гипертонией), а в сторону понижения - артериальной гипотензией. Хотя изменение кровяного давления часто играет защитно-приспособительную роль, при отклонении его от нормы лучше проконсультироваться с врачом. 
 
 
Гипертоническая болезнь

 
Гипертония составляет до 90% всех случаев хронического повышения артериального давления. В экономически развитых странах 18-20 % взрослых людей страдают гипертонической болезнью, то есть имеют повторные подъемы артериального давления до 140/90 мм рт.ст. и выше. Ориентируются на величины так называемого "случайного" давления, измеряемого после пятиминутного отдыха, в положении сидя, трижды подряд (в расчет берутся самые низкие величины). При первом осмотре больных врач измеряет давление обязательно на обеих руках, при необходимости и на ногах.

Лечение. 
Нелекарственное: снижение массы тела, ограничение потребления поваренной соли, санаторно-курортное лечение, физиотерапевтические процедуры. 
Врач назначает медикаментозное лечение, которое может включать в себя разного рода препараты снижающие артериальное давление (эналаприл, метопролол и др.), мочегонные (гипотиазид, бринальдикс, триампур и др.) и т.д. При этом подбор терапии должен проводиться сугубо индивидуально. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гипотоническая  болезнь 
 
Гипотоническая болезнь (первичная хроническая гипотензия, эссенциальная гипотония) - заболевание, связанное с нарушением функций нервной системы и нейрогормональной регуляции тонуса сосудов, сопровождающееся снижением артериального давления. Исходным фоном такого состояния является астения, связанная с психотравмирующими ситуациями, хроническими инфекциями и интоксикациями (производственные вредности, злоупотребление алкоголем), неврозы. 
 
 
Лечение. 
Правильный режим труда и отдыха. Лечащий врач может назначить седативные препараты и транквилизаторы (мезатон, эфедрин), средства, возбуждающие центральную нервную систему (настойку жень-шеня, китайского лимонника, заманихи, пантокрин и др). Возможно физиотерапевтическое (ванны, массаж), санаторно-курортное лечение, лечебная физкультура.
 
 

Информация о работе Физическое самовоспитание и самосовершенствование - условие здорового образа жизни