Физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:06, реферат

Описание

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Работа состоит из  1 файл

методы физического воспитания, готовый.docx

— 58.33 Кб (Скачать документ)
  1. Средства  физического воспитания
 

      Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные  силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством  физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы  и гигиенические факторы. Комплексное  использование этих средств позволяет  специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического  воспитания можно отобразить в виде схемы:

      

 
 

      
    1. Гигиенические факторы

      К гигиеническим факторам, содействующим  укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим  развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

      Несоблюдение  гигиенических требований снижает  положительный эффект занятий физическими  упражнениями.

      Цель  гигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.

      Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма  человека с различными факторами физической культуры и спорта.

      Основная  задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

      К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:

  • оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;
  • рациональное питание;
  • оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
  • закаливание.
 
      
    1. Физические  упражнения
 

      Физические  упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач  физического воспитания, сформированы и организованы по его законам.

      Слово физическое отражает характер совершаемой  работы (в отличие от умственной); внешне проявляемой в виде перемещений  тела человека и его частей в пространстве и во времени.

      Слово упражнение обозначает направленную повторность  действия с целью воздействия  на физические и психические свойства человека и совершенствования способа  исполнения этого действия.

      Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой —  как процесс многократного повторения.

      Эффект  физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических  процессов, происходящих в организме  человека при выполнении данного  упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

      Содержание  физических упражнений обусловливает  их оздоровительное значение, образовательную  роль, влияние на личность. Оздоровительное  значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические  и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей  здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

      Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

      Под воздействием физических упражнений можно  существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в  одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях  уменьшают.

      С помощью физических упражнений можно  целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его  физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится  на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность  длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

      Техника физических упражнений. Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

      В физическом упражнении выделяют три  фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

      Подготовительная  фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий  выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при  метании диска и т.п.).

      Основная  фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная  задача действия (например, стартовый  разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании  диска и т.п.).

      Заключительная  фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после  выпуска снаряда в метаниях и  т.п.).

      Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения — значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

      В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций  физических упражнений.

      1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

      Каждая  из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются  педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

      В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:

  • во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;
  • во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;
  • в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни — от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.
 
      
  1. Классификация физических упражнений по их анатомическом признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).
  2. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: скоросно – силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
  3. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.
  4. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
  5. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и обще подготовительные.

      В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них  обладает относительно постоянными  признаками, в том числе по эффекту  воздействия на выполняющего упражнение. 

      
    1. Оздоровительные силы природы
 

      Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

      В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

      1) как сопутствующие факторы, создающие  наиболее благоприятные условия,  в которых осуществляется процесс  физического воспитания. Они дополняют  эффект воздействия физических  упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема  способствуют активизации биологических  процессов, вызываемых физическими  упражнениями, , повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

      2) как относительно самостоятельные  средства оздоровления и закаливания  организма (солнечные, воздушные  ванны и водные процедуры).

      При оптимальном воздействии они  становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

      Одним из главных требований к использованию  оздоровительных сил природы  является системное и комплексное  применение их в сочетании с физическими  упражнениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
  1. Методы  физического воспитания
 

      Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

      В физическом воспитании применяются  две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

      К специфическим методам физического  воспитания относятся:

  1. методы строго регламентированного упражнения;
  2. игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
  3. соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

      С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением  технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

      Общепедагогические  методы включают в себя:

  1. словесные методы;
  2. методы наглядного воздействия.

      Ни  одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное  сочетание названных методов  в соответствии с методическими  принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического  воспитания.

Информация о работе Физическое воспитание