Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:28, реферат

Описание

Говоря о формировании информационной культуры, наряду с овладением информационными технологиями необходимо помнить и о традиционных источниках информации - учебниках, монографиях, сборниках, научных и методических журналах. Многие с нами согласятся, что одним из важнейших источников информации, распространяющих все новое, что появляется в мировой и отечественной спортивной культуре и ее массовой основе - физическом воспитании, физической активности разных слоев населения, является журнал "Теория и практика физической культуры".

Работа состоит из  1 файл

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА КАК ФАКТОР ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.docx

— 19.04 Кб (Скачать документ)

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА КАК ФАКТОР ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В  ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В последнее десятилетие  развернулись интенсивные исследования и методические разработки, направленные на обновление теории, методики и содержания физического воспитания и спортивной подготовки (В.К. Бальсевич, Ю.В. Верхошанский, Н.И. Волков, В.И. Лях, Ю.М. Николаев, А.П. Матвеев, С.П. Евсеев, М.Р. Смирнов и др).

В результате этих исследований и разработок обоснованы и экспериментально апробированы новые подходы, интересные методики и формы занятий физическими  упражнениями, что привело к усилению роли и значимости физической культуры в жизни каждого человека и  общества в целом.

В то же время сегодня  очевиден нарастающий разрыв между  уровнем подготовленности выпускников  физкультурных вузов и растущими  запросами и многообразными интересами современного общества. Нередко в  фитнес-клубах,тренажерных залах, группах аэробики, спортивных танцев, единоборств можно встретить тренеров, именующих себя экстра-специалистами, но на самом деле не имеющих профессионального образования. Выпускники же вузов зачастую лишь пополняют охранные и коммерческие структуры. Наметившаяся тенденция роста потребностей населения в доступе к физкультурно-оздоровительным услугам не подкрепляется кадровой инфраструктурой.

Российская система подготовки физкультурных кадров всегда славилась  своей высокой эффективностью и  профессионализмом. Однако современное  образование требует перманентного  пополнения знаний, оно не заканчивается  с приобретением диплома о  высшем образовании. Темпы развития социума, постоянно изменяющиеся потребности  и интересы людей заставляют специалистов сферы физической культуры овладевать все новыми знаниями, новейшими спортивными  и оздоровительными методиками и  технологиями.

Современный рынок труда  диктует необходимость постоянного  повышения квалификации, обновления профессиональных знаний. К такой  постановке вопроса готовы лишь специалисты, способные творчески относиться к профессиональной деятельности, умеющие  добывать новую информацию и эффективно ее использовать в педагогической и  управленческой деятельности [1].

Система повышения квалификации должна быть сориентирована прежде всего в направлении формирования информационной культуры специалистов. Речь идет не просто о пополнении уровня знаний слушателей, а о развитии способности находить нужную информацию, осмысливать ее, внедрять в свою практическую деятельность, оперативно откликаться на инновационный опыт, а также проектировать, создавать, экспериментально апробировать инновации, уметь их распространять настойчиво и целеустремленно.

К сожалению, современная  система высшего физкультурного образования еще не выработала эффективных  подходов к формированию информационной культуры спортивного наставника-профессионала. В данной статье мы попробуем осмыслить  возможную структуру технологии этого процесса.

Основы информационной культуры закладываются не только при освоении специалистами информационных технологий, которые разработаны с помощью  достижений компьютерной и телекоммуникационной техники, хотя они в ближайшие  годы станут основой эффективности  управления учебным и тренировочным  процессами в сферах физического  воспитания, массового и элитного спорта. Применение современных информационных технологий позволяет рационально  изменить стиль работы, ускорить выполнение часто повторяемых действий, обеспечить быстрый доступ к разнообразной  информации и многое другое. Одними из важных социальных последствий развития информатики являются резкое увеличение творческого содержания деятельности людей, расширение и удовлетворение их информационных потребностей, автоматизация их профессиональной деятельности и еще многое другое, о чем выпускники 60-70-х гг. не могли и мечтать, а главное не испытывали в этом особой потребности. Достаточно было действовать в рамках так называемой "общепринятой" концепции и точно следовать ее рекомендациям, чтобы считаться "грамотным"специалистом.

Профессиональная деятельность современного педагога или тренера  предполагает необходимость принятия быстрого и верного решения. Цена ошибки в педагогической деятельности очень высока. Для поиска эффективного решения проблемы следует обладать возможно большим объемом информации о рассматриваемом объекте. Так, в процессе тренировки тренер должен одновременно учитывать уровень физической подготовленности спортсмена, его функциональное состояние, особенности психики, параметры прошедшей и предстоящей соревновательной деятельности и т.п. Объем информации настолько велик, что тренер зачастую не в состоянии ее полностью проанализировать, а это влечет за собой серьезные просчеты в управлении тренировочными процессом.

Для обеспечения высокой  эффективности организационной  работы тренера имеется много  путей, однако из современных методов  наиболее эффективным является использование  компьютерной техники. Умение работать с разнообразными компьютерными  программами позволят преподавателю  и тренеру знакомиться с новейшей информацией через систему Интернет. В свою очередь, Интернет раскрывает свои возможности при условии  хорошего владения иностранным языком. Это еще одна сторона информационной культуры специалиста. О ней - отдельный  разговор. Проблема изучения иностранного языка специалистами сферы физической культуры и спорта очень актуальна. Компьютерные технологии и здесь  могут помочь, поскольку уже создано  достаточно много обучающих программ.

Говоря о формировании информационной культуры, наряду с  овладением информационными технологиями необходимо помнить и о традиционных источниках информации - учебниках, монографиях, сборниках, научных и методических журналах. Многие с нами согласятся, что одним из важнейших источников информации, распространяющих все новое, что появляется в мировой и  отечественной спортивной культуре и ее массовой основе - физическом воспитании, физической активности разных слоев  населения, является журнал "Теория и практика физической культуры".

Желание, потребность читать научно-теоретическую и методическую литературу, понимать ее, оценивать, отбирать из нее важную для себя информацию - это тоже компоненты информационной культуры специалиста. Результаты научных  исследований, новейшие методические разработки останутся не востребованными  до тех пор, пока они не будут проанализи рованы специалистами-практиками. К сожалению, передовой опыт, новые технологии на сегодняший день остаются достоянием далеко не многих. Одна из причин - слабая осведомленность не только работников среднего звена, но и управленцев, чрезвычайно низкий уровень их информационной культуры.

Это не голословное утверждение. Так, подписка на ведущие в отрасли  профессиональные журналы: "Теория и практика физической культуры", "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка", "Физическая культура в школе" - остается очень невысокой, в то время как за рубежом спрос  на российскую научную спортивную периодику  стабильно высок.

Журнал "Теория и практика физической культуры" издается с 1925 г. Известные советские и российские научные школы формировались  при участии этого старейшего научного издания. И сегодня его  публикации пополняют всемирный  банк спортивной научной информации [2]. Достаточно вспомнить недавно закончившуюся острую и конструктивную дискуссию, посвященную проблемам теории спортивной тренировки, в которой приняли участие виднейшие теоретики в области физической культуры и спорта - Л.П. Матвеев, Ф.П. Суслов, В.Н. Платонов, Н.Ж. Булгакова и другие ученые, которые уже прославились как оригинально мыслящие специалисты, - М.Р. Смирнов, Б.Н. Шустин, В.Н. Селуянов, Е.Б. Мякинченко, М. П. Шестаков и многие другие.

В 2000-2001 гг. были успешно проведены  и опубликованы в журнале "круглые  столы", где обсуждались животрепещущие проблемы физической культуры и спорта, в том числе и проблемы научного обоснования инновационных преобразований в нашей отрасли [3]. Стало традицией  представлять в журнале ведущих  работников отрасли. Только в этом году на страницах журнала были опубликованы интервью с П.А. Рожковым - председателем  Госкомспорта России, Н.Н. Пархоменко - руководителем Центра спортивной подготовки, В.А. Балахничевым - зам. председателя Госкомспорта России, В.С. Родиченко - вице-президен том ОКР. Новейшая информация о научных конгрессах, симпозиумах, конференциях, анализ новой литературы, обзоры по важнейшим проблемам теории и практики, вести из диссертационных советов - все это лишь небольшая часть информации, которая постоянно печатается на страницах журнала.

Известно, что тот, кто  владеет информацией, правит миром. Эта банальная истина остается для  нас - российских специалистов, тренеров, управленцев, учителей физической культуры - лишь модной фразой и почти никогда - руководством к действию.

Однако, хотим мы этого  или не хотим, современная социальная практика требует конкурентоспособ ного специалиста. В противном случае - свято место пусто не бывает. На смену профессионалам уже приходят "умельцы", спекулирующие на интересах и потребностях людей, завлекающие в частные фитнес-клубы, полуподвальные секции по единоборствам, экстремальным видам спорта, в тренажерные залы, обещая за немалую плату здоровье и красоту. Идет дискредитация физической культуры и спорта, а вместе с ними и высшего физкультурного образования.

Думается, что формирование информационной культуры специалиста, особенно в системе повышения  квалификации, поможет разрешению этих насущных проблем физической культуры и спорта.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. От высоких информационных технологий - к спортивным победам //Теор. и практ. физ. культ., 2000, № 10, с. 56.

2. Лубышева Л.И. Три четверти века в спортивном строю // Теор. и практ. физ. культ., 2000, № 11, с. 2-3.

3. Научное обоснование  инновационных преобразований в  сфере физической культуры и  спорта ("Круглый стол" журнала  "Теория и практика физической  культуры" от 23 ноября 2000 г.) //Теор. и практ. физ. культ., 2000, № 1, с. 8-16.

4. В.К. Бальсевич, член-корреспондент РАО, профессор, Л.И. Лубышева, доктор педагогических наук, профессор. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта.


Информация о работе Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта