Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:28, реферат
Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV–X вв. до н. э., сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе наиболее древней человеческой цивилизации. В Ведийский период (с XV–VI в. до н.э.) появились четыре священные книги индийских мудрецов, которые получили название “Ригведа”, “Атхарваведа”, “Самаведа” и “Яджурведа”, объединенные общим названием Веды. Комментарии к Ведам называются Упанишадами. Они способствовали развитию философской мысли в Индии, создав школы, к одной из которых относится система йогов.
Глава I. Йога прошлого и настоящего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава II. Физиологические основы йоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава III. Лечение словом и издержки словесного диалога . . . . . . . . . .10
Глава IV. Практические шаги по ступеням йоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
К асанам нужно подходить с учетом возраста, физической подготовки и состояния здоровья, а не в духе соревнования или соперничества с другими учениками йоги. Пределом движений для каждого должно быть ощущение “приятной боли”, испытываемое при выполнении асаны и не более.
Как разучивать комплекс? Надо выбрать несколько упражнений (1-3), воздействующих на определенную часть тела, и делать их в течении 10 дней. Это время необходимо для воздействия каждого упражнения на организм. Через 10 дней добавлять еще несколько упражнений (1-3), и т. д. пока не будет освоен весь комплекс. Упражнения имеют направленность терапевтического воздействия, от головы к ногам. Выполняются они в следующей последовательности: сначала серия упражнений в положении стоя, затем – в положении сидя, далее – в положении лежа, и наконец, перевернутые позы. Число повторов зависит от следующих факторов:
Для успешного продвижения в йоге необходимо сначала усвоить крия-йогу. Практика показывает, что не проработав этой ступени, ученики по различным причинам не могут достичь сколько-нибудь серьезных успехов в йоге. Крия-йога – морально-этический аспект йоги, занимающийся внутренним и внешним очищением.
В рамках первой ступени йоги – Ямы – важно выработать в себе такие качества, как скромность, терпение и настойчивость, планомерность и систематичность занятий и умение сосредоточиться на одной цели. А по отношению к окружающим – терпимость, не навязывание другому ни своей правоты, ни своей истины. Насилие во имя любой идеи, любой догмы – это источник всех зол. Как считает ряд авторов [7,12,15], если нет необходимых качеств характера, соответствующих требованиям Ямы, не стоит идти к другим ступеням йоги. Если они есть или их можно воспитать путем переосмысления своих установок в жизни, то можно приступать к следующей ступени.
Нияма, вторая ступень йоги – внутриличностная дисциплина, свод правил, касающихся физической стороны подготовки, очищение физическое и духовное. Для достижения высших ступеней йоги выполнение всех сложных правил физической и психической гигиены йогов обязательно на протяжении всей жизни. Комплекс хатха-йоги своей конечной целью ставит не избавление от заболеваний и достижение практического здоровья, а омоложение организма, что невозможно без постепенного освобождения от накопившихся шлаков, излишних жировых отложений, увеличения гибкости позвоночника и суставов, правильного и здорового питания.
Гигиена полости рта. После каждого приема пищи рот следует прополоскать водой для удаления крошек и остатков пищи. Основное внимание следует уделять не столько чистке зубов, сколько чистке десен, т. к. это улучшает питание корней зубов и является профилактикой парадонтоза. Укреплению корней зубов, их функциональной сохранности способствует употребление жевательной резинки натощак за 10-15 минут до приема пищи.
Гигиена полости носа. Это важная процедура, т. к. без свободного носового дыхания невозможны занятия четвертой ступенью йоги – Пранаямой. Очистка носа и одновременная закалка слизистой производится несколькими способами. Приведу один из них. Сифонная очистка. Для этого в 0,5 л теплой воды надо растворить 1 чайную ложку поваренной соли, опустить нос в банку и слегка втянуть в себя воду, запрокинуть голову, почувствовав, что вода попадает в полость носоглотки, опустить голову и с силой выдохнуть носом. Повторить эту процедуру 8-10 раз во время утреннего умывания. После промывания нос надо осушить, чтобы в его полости и пазухах не осталось жидкости. Через 1-2 месяца подобных процедур слизистая носа окрепнет, огрубеет, и грипп или ОРЗ уже не страшны. Исчезнут аллергические явления в полости носа, улучшится носовое дыхание.
Гигиена органов слуха. Для профилактики воспалительных заболеваний органов среднего уха обязательно дыхание носом и умение правильно опорожнять нос при насморке. Следует избегать длительного воздействия громких звуков.
Гигиена глаз. С целью улучшения питания сетчатки глаза и нормализации внутриглазного давления йоги рекомендуют следующие упражнения: зарыть глаза и сделать десять круговых вращений глазным яблоком по часовой стрелке и десять – против, а затем – движения сверху вниз и слева направо, по десять раз.
Гигиена органов брюшной полости. У йогов очищение органов брюшной полости и всего желудочно-кишечного тракта – процедура достаточно сложная и не всегда доступная обычному человеку. Наиболее доступной процедурой является Агнисара-дхоути (очищение огнем). Упражнение выполняется утром натощак. Стоя на слегка согнутых в коленях ногах и упираясь руками в бедра, после глубокого выдоха втяните живот и одновременно резко поднимите диафрагму путем расширения грудной клетки (поднятие ребер). На одном выдохе сделайте 5-10, а за одно упражнение – 25-50 втягиваний. Упражнение способствует мягкому массажу всех органов брюшной полости.
Питание при занятиях йогой. Пища должна быть саттвической, т. е. овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, масло, мед, орехи, рис и другие крупы. Эта пища, по мнению йогов, легко усваивается, дает много энергии и делает ум чистым. Практикующий йогу должен употреблять только саттвическую пищу, однако резко менять диету не следует. Пережевывать пищу следует неторопливо, человек должен получать от пищи удовольствие и заканчивать прием пищи не ожидая полного насыщения.
Гигиена психики. Любой успех возникает только в ответ на сконцентрированное усилие. Как считает Ю. А. Мерзляков (1994), итогом психической гигиены (как отражение перечисленных выше принципов и подходов Ямы – Ниямы) может служить положение о том, что сила любви безгранична. Любовь ко всему сущему, любовь к жизни созидательна и продуктивна.
Лишь придя в согласие с правилами Ямы и Ниямы, освоив методы физической и психической гигиены, можно продолжать усвоение дальнейших положений йоги и переходить к третьей ступени йоги – асанам. Асан великое множество, для достижения хорошего здоровья и профилактики заболеваний достаточно полтора десятка простых, легких в исполнении асан.
Отвечая на вопрос, что такое асана, Патанджали сказал: “асана – это способ сидеть приятно, устойчиво и без напряжения”. Это означает, что занимающися по системе йогов должен стремиться к достижению полного самоконтроля над телом при исполнении различных асан с тем, чтобы в течении длительного времени находиться в неподвижном положении и чувствовать себя спокойно и удобно. Чем характеризуются асаны?
1.
Асаны – это медленные,
2.
Асаны – это преимущественно
статичные упражнения с
4.
При исполнении асан
5. Дыхание при исполнении асан должно быть естественным и непринужденным.
6. При асанах не накапливается молочная кислота, образующаяся при очень напряженной физической работе.
7.
Асаны дают профилактический
и терапевтический эффект, для
занятий ими не требуется
Виды асан. Различают следующие основные виды асан: медитативные, антиортостатические (позы перевернутого тела), позы для позвоночного столба, упражнения для ног, позы равновесия.
Медитативные позы – это позы, предназначенные для концентрации внимания и мышления и для исполнения дыхательных упражнений (например “поза лотоса”).
Антиортостатические позы. Они благоприятно воздействуют на мозг, сердце, легкие и вены нижних конечностей. Их исполнение противопоказано при: повышенном артериальном давлении и заболеваниях сердца, например “стойка на голове”.
Позы для позвоночного столба. Такие позы можно разделить на 4 группы: позы с наклоном вперед, позы с наклоном назад, позы с наклоном в стороны, и скрученные позы. Например, из асан с наклоном вперед характерной является “поза плуга”, назад – “поза саранчи”, с наклоном в стороны – “поза треугольника”. Асанами скручивания позвоночника являются полупоза йога Матсьендры (“Ардха Матсьендрасана”).
Упражнения
для ног многочисленны и
Из большого числа разнообразных поз равновесия можно перечислить такие, как “поза павлина”, “поза вороны”.
К ряду поз опытным исполнителям можно приступать только после основательного усвоения их при ежедневной практике.
Противопоказания к исполнению асан. Противопоказания могут быть общими, т. е. относящимися вообще к занятиям хатха-йогой, или распространяться лишь на отдельные асаны. Они могут определяться возрастом, состоянием здоровья. Позы йогов не рекомендуется при заболеваниях сердца с тяжелыми пороками, а также при высоком или пониженном артериальном давлении. Разумеется, это не абсолютное противопоказание – таким лицам нужно пройти медицинское обследование для определения их индивидуальных возможностей. Что касается так называемых частных противопоказаний, распространяющихся на определенные упражнения, то можно сказать, что они имеют большое значение. Консультация со специалистом по системе йогов, а также с врачом поможет определить индивидуальный вариант занятий упражнениями.
Концентрация при исполнении асан. Обычно различают два вида концентрации. Во время динамической фазы упражнения и во время статической фазы. Концентрация во время динамической фазы включает в себя следующие этапы:
1. Концентрация на правильном исполнении асаны. Она необходима больше всего начинающему исполнителю, который вначале должен направлять свое внимание исключительно на правильную технику позы.
2.
Концентрация на расслаблении (релаксация).
Для первого этапа бывает
3.
Концентрация на дыхании.
4.
Концентрация на равномерном
исполнении асан. Йоги не допускают
неравномерности – ускорения
или чрезмерного замедления
Концентрация во время статической фазы.
1. Концентрация на релаксации в покое (после принятия позы). Начинающим нужно концентрироваться на поддержании абсолютной неподвижности, связанной с удобством данной позы.
2.
Концентрация на “
Четвертая ступень йоги – Пранаяма. Этимологически слово “пранаяма” можно рассматривать как производное от слияния слов “прана” и “яма”. В этом случае Пранаяма означает действие, направленное на подчинение сознанию органов, регулирующих поступление (вдох) и выделение (выдох) субстанции, названной йогами “прана”. Можно считать, что Пранаяма представляет собой постигаемое в процессе упражнений искусство правильно дышать. Первый аспект Пранаямы в основном экзотерический (внешний), при котором внимание направлено главным образом на положение и действие участвующих в дыхании мышц и органов, тогда как второй, эндотерический (внутренний), при котором абсорбированная посредством сознательно контролируемых движений легких “энергия” (прана) движется по определенным путям и концентрируется в избранном участке тела. Эти два аспекта Пранаямы представляют собой единый процесс. Для йогов “прана” – это та жизненная энергия, без которой человек не может существовать. Для йоги “прана” – это то же самое, что электричество для нашей цивилизации. Целью йогов является оказание, при помощи ритмического дыхания, косвенного воздействия на тканевое дыхание, чтобы повысить до максимума биоэнергетическую эффективность обмена веществ. Прямым следствием этого является замедление дыхания, в результате более экономичного и избирательного потребления кислорода, это и есть Пранаяма – управление биоэнергетическими взаимоотношениями в организме через дыхание. Все упражнения йогов, не только дыхательная техника, преследуют эту цель. Йоги считают, что “прана” поглощается только при полном дыхании через нос. Наукой установлено, что в воздухе содержатся радикалы молекул, без которых жизнь человека и животных невозможна. Это так называемые отрицательные ионы воздуха. Возможно, что “прана” воздуха и представляет собой отрицательные ионы. Ученые уже давно занимаются поиском “праны”. По мнению одних, “прана” – это озон, по мнению других – азот, по мнению третьих, это – углекислый газ (CO2), а сами йоги считают, что “прана” – это космические флюиды, которые в сочетании с солнечной энергией дают жизнь. Наибольшее количество “праны”, утверждают они, содержится в воздухе рано утром, сразу же после восхода солнца, а наименьшее – в предвечернее время. Наибольшее количество “праны” имеется вблизи водопада, в горах, у берега моря, наименьшее – в атмосфере городских улиц, в закрытых и непроветренных помещениях. Вот почему при длительном пребывании в таких местах наблюдается усталость, появляются слабость, головная боль, возникает нервозность. По мнению йогов, “прана” всегда заполняет человеческое тело, которое следует считать аккумулятором и трансформатором “праны”. Как считает ряд авторов [ ], жизнеспособность и здоровье человека зависят от количества аккумулированной праны и от правильного ее использования организмом (в сущности, живые органы генерируют, аккумулируют биохимическую энергию и трансформируют ее в различные другие формы энергии). Пранаяма предлагает психофизиологические методики тренировок, необходимые для достижения контроля над органами и сознательного аккумулирования праны.
Информация о работе Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела