Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:12, реферат
Под ловкостью подразумевается способность человека к быстрому овладению новыми движениями или к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации.
Воспитание ловкости связано с повышением способности к выполнению сложных по координации движений, быстрому переключению от одних двигательных актов к другим и с выработкой умения действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменившимися условиями или задачами (т.е. способность быстро, точно и экономно решать сложную двигательную задачу).
Общими методическими требованиями в процессе обучения является “новизна” упражнений и постепенное повышение их координационной сложности. Для развития ловкости можно использовать любые новые упражнения или изученные упражнения с элементами новизны. Это обучение новому должно осуществляться постоянно. Простое повторение изученных упражнений не ведет к развитию ловкости, а длительные перерывы приводят к потере способности обучаться (при длительных перерывах мастера спорта проигрывают I-разрядникам по времени освоения нового элемента). Автоматизация динамического стереотипа аналогична, в известной степени, скоростному барьеру и не способствует развитию ловкости.
Постепенное повышение координационной трудности упражнения может заключаться в повышении требований:
1) к точности движений;
2) к их взаимной согласованности;
3) к внезапности изменения обстановки.
-уменьшение опоры;
-
использование высокой и
- увеличение времени сохранения позы;
- самостоятельная кратковременная потеря равновесия с последующим восстановлением позы;
- использование противодействия;
-
временное исключение
Другое
направление – совершенствовани
- круговые движения головой;
- вращение на стуле или в упоре присев;
-
ускорения прямолинейные и
- парные и групповые упражнения в равновесии;
-
прыжки с поворотом на
Они
особенно эффективны для детей и
лиц с ослабленной функцией равновесия.
Умение управлять мышечным тонусом также
влияет на проявление ловкости, т.к. любое
движение есть результат напряжения и
расслабления мышц. На этапе начального
обучения наблюдается координационная
мышечная напряженность, т.е. замедленный
переход мышц от напряжения к расслаблению.
Внешне движения скованы, неловки. Для
ее устранения применяют:
- многократное выполнение упражнений
в медленном темпе;
- снижение эмоционального возбуждения
(устранение соревновательной обстановки);
- контроль за мимикой лица (напряженность обычно и выражается в мимике, рекомендуется улыбаться);
- чередование напряжения и расслабления
мышц (метод контрастных заданий).
Причиной координационной напряженности
при выполнении освоенных упражнений
может быть стрессовая ситуация, повышенная
ответственность, непривычные условия.
Устранить ее можно, применяя приемы психической
саморегуляции, выполняя упражнения в
состоянии утомления.
Повышенная мышечная напряженность в
состоянии покоя (тоническая напряженность)
снижается при выполнении упражнений
на расслабление в виде свободных движений
конечностями и туловищем в интервалы
отдыха, упражнений на растягивание, приемами
массажа, плаванием и сауной.
4.
Задачи развития ловкости
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
При постепенном развитие координационных способностей решаются три основные задачи:
1.
Хорошо развитые
2. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Позволяют быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект.
3. Сформированные координационные способности способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями. Помогают точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени.
4.
Координационные способности обеспечивают
экономное расходование энергетических
ресурсов, так как точно дозированное
во времени, пространстве и по степени
наполнения мышечное усилие и оптимальное
использование соответствующих фаз расслабления
ведут к рациональному расходованию сил.
Заключение
Одной
из важнейших задач физического
воспитания является развитие двигательной
функцией и умение управлять своими
движениями. Еще Т.Ф. Лестгафт, говоря
о задачах физического
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Ловкость
- весьма специфическое качество. Можно
обладать хорошей ловкостью в
играх и недостаточной в
Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны 6ыть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:
Оценка
ловкости спортсменов осуществляется
главным образом
Список
используемой литературы
1. Зациорский В.М. Воспитание физических качеств: Учебн. ТиМФВ для ИФК. - М.: ФиС, 1997. - С. 168-171.
2. Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - С. 219-220.
3. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Физиология активности Н.А.Бернштейна как основа теории технической подготовки в спорте // ТиПФК. № 11,1996. - С. 58-62.
4.
Холодов Ж.К., Теория и методика
физического воспитания и