Лечебная физическая культура и средства восстановления и укрепления здоровья при заболеваниях дыхательной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:09, реферат

Описание

Человек – общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.
Сущность человека нельзя свести к особенностям его анатомического строения, например, вертикальному положению тела, специфическому строению конечностей и сложной организации мозга. Человек со всеми его специфическими особенностями есть продукт общественно-исторического развития.
При этом он имеет не только свою общественную историю, но и свою естественную предысторию. Эволюция анатомо-физиологического строения животных постепенно подготовила возможность перехода к анатомо-физиологическому строению человека. А возникновение сознания было подготовлено всем предшествующим ходом естественной истории умственного развития животных.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Дыхательная система человека……………………………………...4
Строение………………………………………………………….5
Функции дыхательной системы………………………………...6
Заболевания дыхательных путей…………………………………….7
Общие принципы ЛФК……………………………………………….9
ЛФК при заболеваниях дыхательной системы…………………….13
Вывод……………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Физра.doc

— 699.00 Кб (Скачать документ)

     Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

     Средства  ЛФК — это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах.

     Обычно  для лечения какого-либо конкретного  заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств  ЛФК. Например, для лечения остеохондроза  шейного отдела позвоночника назначают ЛФК в форме ежедневной утренней гимнастики, в форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной ходьбой, а для обучения корригирующим упражнениям и контроля правильности их выполнения применяется форма занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в неделю. При функциональных нарушениях нервной системы назначают ЛФК в форме ближнего туризма (например, в условиях санатория), при этом применяют самые различные средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия на тренажерах. Занятия на тренажерах могут быть и самостоятельной формой проведения ЛФК. Например, занятия на велотренажере при избыточном весе.

     Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая  гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например в США остроумно применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей, используя в качестве средства ЛФК(например ЛФК для лечения артроза голеностопного сустава — это методика) ходьбу с тележкой.

     Для детей применяют ЛФК в форме  игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор — средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.

     Показания к ЛФК обычно совпадают с началом выздоровления больного, преимущественно при хронических заболеваниях. ЛФК целесообразно применять для больных, длительно находящихся на постельном режиме, ослабленных, с пониженным физическим тонусом. Использование ЛФК при детских заболеваниях оправдано потребностью движения растущего организма ребёнка. У лиц пожилого возраста она поддерживает и развивает функцию основных систем организма и предупреждает преждевременное старение. ЛФК играет существенную роль при лечении внутренних болезней, особенно при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем, применяется при заболеваниях нервной системы, при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а также в хирургии (грудной, брюшной, реконструктивной, нейрохирургии и др.).

     Лечебное  действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата основывается прежде всего на возможности произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и форсирования. С помощью специальных статистических и динамических дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм дыхания, увеличивать вентиляцию легких. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛФК при заболеваниях дыхательной системы. 

     При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

     В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости. Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

     Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

     Задачи  ЛФК:

    • оказать общеукрепляющее' воздействие на все органы и системы организма;
    • улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;
    • уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;
    • ускорить рассасывание при воспалительных процессах;
    • уменьшить проявление бронхоспазма;
    • увеличить отделение мокроты;
    • стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.
 

     Противопоказания  для занятий ЛФК:

дыхательная недостаточность III степени, абсцесс  легкого до прорыва в бронх, кровохарканье  или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

     Физические  упражнения предъявляют повышенные требования к аппарату дыхания, вызывая  усиление легочной вентиляции, т. е. увеличивают  количество вдыхаемого и выдыхаемого  воздуха. Чем большую работу совершает человек, тем больше кислорода потребляют работающие органы.

     В состоянии относительного покоя  величина легочной вентиляции равна  в среднем 6-7 л/мин. При этом человек  производит 14-18 дыхательных движений в минуту. При умеренной физической деятельности легочная вентиляция несколько увеличивается за счет углубления пихания без значительного его учащения. Увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы.

     Под влиянием регулярных занятий физическими  упражнениями функция дыхания в  целом улучшается, жизненная емкость легких увеличивается, дыхание урежается и углубляется.

     

     Рис.2

     В качестве исходного положения при  занятиях физическими упражнениями больных с заболеваниями органов  дыхания используется положение  лежа, стоя и сидя.

     При выраженной сердечно-легочной недостаточности больному целесообразно придавать основное исходное положение лежа на спине с приподнятой головой и верхней частью туловища. При бронхоэктатической болезни исходное положение лежа на спине без подушки или лежа на боку и животе. 

    Вывод.

      Из  всего вышесказанного и осмыслив роль дыхательной системы в нашей  жизни можно сделать  вывод  о ее важности в нашем существовании.

      От   процесса дыхания зависят все  процессы жизнедеятельности организма.  Болезни дыхательной системы  очень опасны и требуют серьезного подхода и по возможности полного выздоровления  больного. Запускание таких болезней может привести к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода.

      Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают лимфо-и, кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек и других включение лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов дыхания значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность. При хронических заболеваниях легких с помощью физических упражнений можно добиться нормализации нарушенной дыхательной функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Атлас анатомии человека / Под ред. Р. П. Самусев, В. Я. Липченко. — М., 2002.
  2. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. -- М.: Медицина, 1993.
  3. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. В.А. Епифанова. -- М.: Медицина, 1983
  4. Здоровье без лекарств // Популярная энциклопедия Минск, 1994

Информация о работе Лечебная физическая культура и средства восстановления и укрепления здоровья при заболеваниях дыхательной системы