Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа
Цель исследования – разработка методики лечебной физической культуры для детей с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую и учебную литературу по проблеме исследования.
2. На основании изучения и анализа источников определить воздействие лечебной физической культуры на реабилитацию детей с детским церебральным параличом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ литературы по исследуемой проблеме………………………..5
1.1. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, патогенез, клиническая картина……………………………………………………………...5
1.2. Особенности физической реабилитации детей с ДЦП…………………...10
1.2.1. Физическая реабилитация детей с ДЦП…………………………………10
1.2.2. Массаж при ДЦП …………………………………………………………12
1.2.3. Лечебная физкультура при детском церебральном параличе………….15
1.2.4. Иппотерапия……………………………………………………………….16
1.2.5. Физиотерапия при ДЦП…………………………………………………..19
1.2.6. Гидрокинезотерапия и водолечение……………………………………..20
1.2.7. Механотерапия……………………………………………………………20
1.2.8. Танцы в реабилитации (метод «Стерник»)……………………………...21
1.2.9. Лечебное плавание и дельфинотерапия………………………………...21
1.3. Лечебная физическая культура и лечебная гимнастика при ДЦП………22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
Приложения……………………………………………………………………...
Федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Чернышевского
Факультет физической культуры
Кафедра медико-биологических основ физического воспитания и спорта
Тема: Лечебная физическая культура как основное средство реабилитации детей с детским церебральным параличом.
Курсовая работа
Исполнитель: студент 3 курса
534 группа
Иванов И.В.
Научный руководитель: старший преподаватель каф. МБОФК
Гильфанова Е.К.
Чита, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Анализ литературы по исследуемой проблеме………………………..5
1.1. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, патогенез, клиническая картина……………………………………………………………
1.2. Особенности физической реабилитации детей с ДЦП…………………...10
1.2.1. Физическая реабилитация детей с ДЦП…………………………………10
1.2.2. Массаж при ДЦП …………………………………………………………12
1.2.3. Лечебная физкультура при детском церебральном параличе………….15
1.2.4. Иппотерапия…………………………………………………
1.2.5. Физиотерапия при ДЦП…………………………………………………..19
1.2.6. Гидрокинезотерапия и водолечение……………………………………..20
1.2.7. Механотерапия……………………………………………
1.2.8. Танцы в реабилитации (метод «Стерник»)……………………………...21
1.2.9. Лечебное плавание и дельфинотерапия………………………………...
1.3. Лечебная физическая культура и лечебная гимнастика при ДЦП………22
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В последнее время в России наметилась тенденция роста числа детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Причин этому много, от биологических до социальных, и нельзя рассматривать их отдельно друг от друга, так как они являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Детский церебральный паралич (ДЦП) группа заболеваний, которые проявляются в первую очередь нарушениями движений, равновесия и положения тела. Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных (от 5 до 9 в разных регионах страны). ДЦП - это заболевание центральной нервной системы, при котором вследствие поражения двигательных центров коры головного мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые [18].
Среди нарушений в состоянии здоровья со стойкими расстройствами функций, ограничениями жизнедеятельности, нарушениями социальной адаптации и интеграции в общество наиболее многочисленную группу составляют заболевания, связанные с двигательными нарушениями - 25%, в том числе и детский церебральный паралич (ДЦП) [18].
Это тяжелое испытание, как для ребенка, так и для его родителей. Ведь чтобы ребенок преодолел болезнь, стал полноценным человеком, требуются коллосальные усилия и затраты. По статистике, из таких семей очень часто уходят отцы— не выдерживают психологической нагрузки. А мамы вынуждены забыть о работе и все свое время тратить на занятия с ребенком. Да и полной семье не так просто заработать на качественную реабилитацию и оборудование, которые весьма дороги [20].
Физическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями является одной из первоочередных мер по выполнению положений Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также по разработке и реализации основных направлений государственной и семейной политики в Российской Федерации. В программу физической реабилитации включены массаж, прикладные виды физических упражнений, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиотерапия (теплолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в лангетах, ортопедических ботинках, космическом костюме «Адели») [2].
Объект исследования – процесс реабилитации детей с детским церебральным параличом.
Предмет исследования - лечебная физическая культура для детей с детским церебральным параличом.
Цель исследования – разработка методики лечебной физической культуры для детей с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую и учебную литературу по проблеме исследования.
2. На основании изучения и анализа источников определить воздействие лечебной физической культуры на реабилитацию детей с детским церебральным параличом.
Глава 1. Анализ литературы по исследуемой проблеме.
1.1. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, клиническая картина.
ДЦП - органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями. Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые у 75% и психические у 50% детей.
Этиология и патогенез. Причинами ДЦП могут быть самые разнообразные воздействия на мозг при его формировании в антенатальный, интранатальный и постнатальный периоды. Среди этих воздействий выделяют факторы, отягощающие беременность. Это инфекции вирусной, бактериальной и паразитарной природы (грипп, краснуха, туберкулез, сифилис, токсоплазмоз), хронические соматические болезни матери (хроническая пневмония, ревматизм), нейроэндокринные заболевания (сахарный диабет, гипо- и гипертиреоз). Несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору, системе АВО, физические воздействия, механические травмы, стрессы, интоксикации (профессиональные, бытовые, лекарственные, алкогольные), неполноценное питание. Выделяют также факторы, отягощающие течение родов. Это неправильное положение плода, наложение щипцов, применение вакуум-экстракции, стремительные или затяжные роды [1].
Морфологические исследования центральной нервной системы позволяют обнаружить отеки, кровоизлияния, а также воспалительные, дистрофические и дегенеративные изменения, пороки развития, склероз мозга, рубцовые изменения, очаги размягчения, кисты, дефекты в ткани мозга.
Недавно ученые установили, что во многих случаях детский церебральный паралич связан не с родовой травмой нервной системы, как это считалось до настоящего времени, а является следствием инфекционного процесса. Предполагается, что ДЦП может возникать в результате внутриутробного воздействия вирусов (например, вируса герпеса) до или сразу после рождения. Таким образом, именно инфекция в состоянии выполнить роль «спускового крючка» и поразить нервную ткань младенца.
После родов спровоцировать недуг может и гемолитическая болезнь новорожденных — так называемая «ядерная желтуха», при которой происходит интоксикация головного мозга ребенка. Вызвать ее способна несовместимость крови матери и плода по группе крови или резус-фактору, а также печеночная недостаточность новорожденного.
Гипоксия, лежащая в основе развития ДЦП, приводит к недоразвитию структур головного мозга ребенка. Особенно тех его участков, которые в ответе за формирование рефлекторных механизмов и поддержание равновесия тела. Это приводит к неправильному распределению мышечного тонуса в скелете и возникновению патологических двигательных реакций [9].
ДЦП относят к тяжелым заболеваниям ЦНС, при котором, особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Характерны для ДЦП двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации ОДА и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде. Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п. [6].
Клиническая картина ДЦП зависит от времени поражения головного мозга, этиологических и патогенетических факторов, локализации процесса. Различают 3 стадии заболевания. В ранней стадии ДЦП (до 5-6 месяцев) могут наблюдаться адинамия или резкое возбуждение, нарушение дыхания, приступы асфиксии, судороги, вздрагивания, тремор, нередко глазные симптомы (симптом Грефе, «заходящего солнца», косоглазие, нистагм), а также угнетение врожденных двигательных рефлексов (защитного, хватательного, ползания, шаговых движений). Отмечаются также нарушения сна, регуляции температуры, изменение окраски кожи, цианоз и пр.
В этот период начинают формироваться парезы и параличи конечностей, поэтому от правильной постановки диагноза и лечения в ранней стадии ДЦП зависит исход заболевания.
Во II стадии - начальной (она же хронически-резидуальная стадия), характерной для возраста от 5 - 6 месяцев до 2 лет, формируются различные формы паралича. Одна из них - спастическая диплегия (синдром Литтля), описанная в 1853 г. английским акушером Литтлем. Спастическая диплегия чаще развивается в результате внутричерепной родовой травмы и асфиксии, но может быть и следствием перенесенного внутриутробного менингита, энцефалита. В первые месяцы жизни спастические параличи выражены в ногах и руках. Верхние конечности страдают меньше, движения в них постепенно восстанавливаются, но I палец длительно сохраняется приведенным к ладони. У некоторых детей развиваются насильственные движения в дистальных отделах верхних конечностей. У таких больных преобладает поражение ног с резким повышением тонуса в приводящих мышцах бедра и разгибателей голени и стопы. Вследствие этого ноги разогнуты во всех суставах, приведены одна к другой, часто перекрещены, с опорой на пальчики. Сухожильные рефлексы верхних и нижних конечностей повышены. В некоторых случаях отмечается поражение черепно-мозговых нервов в виде косоглазия, асимметрии носогубной складки и пр. Тазовые органы не страдают. Интеллект при этой форме нарушен меньше, чем при других, отмечается лишь задержка психического и речевого развития.
Спастическая гемиплегия характеризуется центральным параличом или парезом руки и ноги на одной стороне. Поражение руки обычно сильнее, чем ноги. Вследствие высокого мышечного тонуса рука согнута во всех суставах, приведена к туловищу, кисть у маленьких детей сжата в кулачок, у взрослых находится в положении «руки акушера»; нога разогнута и несколько ротирована внутрь. Наряду с перечисленными признаками нередко наблюдаются нарушения психического и речевого развития, судороги.
Двойная гемиплегия - наиболее тяжелая форма, развивающаяся преимущественно в результате внутриутробного поражения мозга. Она характеризуется нарушением двигательной функции (парезы, параличи всех конечностей). Руки поражаются больше, чем ноги, мышечный тонус сгибателей рук и ног повышен. Эта форма сочетается с грубым нарушением интеллекта, задержкой психоречевого развития, микроцефалией.
Гиперкинетическая форма характеризуется непроизвольными, насильственными атетоидными движениями различных групп мышц. Наиболее интенсивно гиперкинез охватывает мышцы лица, дистальные отделы конечностей. Первый гиперкинез обнаруживается обычно в 3-4 месяца в мышцах языка типа «вперед - назад». Позднее он распространяется на мышцы рук, реже ног, лица, туловища. Атетоидный гиперкинез мышц туловища сопровождается причудливыми позами, запрокидыванием головы. Интеллект сохранен у 60- 70% больных. Судорожные пароксизмы встречаются редко.
Атонически-астатическая форма развивается в результате внутриутробного поражения мозга, внутричерепной родовой травмы. Характеризуется генерализованной мышечной гипотонией, задержкой развития статических и моторных функций.
Мозжечковая форма также есть результат внутриутробного поражения мозга, внутричерепной родовой травмы. Характеризуется нарушением координации, атаксией. Часто эти расстройства сочетаются со спастикой, или гипотонией.
В III - поздней резидуальной стадии ДЦП (старше 2-4 лет) - патологические отклонения в двигательных, речевых и интеллектуальных сферах стабилизируются, формируются органические контрактуры и деформация суставов [7].
Вследствие полиморфизма клинических проявлений ДЦП при различных его стадиях и формах ранняя диагностика заболевания весьма затруднительна. Прогноз зависит от своевременности диагностики и правильности лечения.
Перед работниками фельдшерско-акушерских пунктов стоит серьезная и ответственная задача по профилактике этого тяжелого страдания детей (разъяснение роли отягощающих факторов беременности и родов для возникновения ДЦП, правильное наблюдение за беременной, щадящее ведение родов и т. д.), а также по выявлению первых и ранних симптомов болезни. Дети с отклонением в психическом, физическом развитии, изменением мышечного тонуса подлежат направлению на консультацию к психоневрологу. Следует помнить, что до 1-2 лет нельзя делать окончательных выводов о прогнозе и эффективности лечения, так как опыт показывает, что тяжелые поначалу формы хорошо поддаются, лечению, а легкие, напротив, приводят к тяжелой, инвалидизации ребенка [3].