Лечебная физкультура при черепно-мозговой травме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:12, реферат

Описание

Применение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организма- движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Причины возникновения и течение заболевания……………………………..3
2.Лечебная физкультура………………………………………………………….5
2.1.Особенности метода ЛФК………………………………………………..5
2.2.Периоды общей ЛФК……………………………………………………..6
2.3Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга………………………………………………………………………………..7
2.4.Комплекс упражнений утренней гимнастики…………………………..8
3. Питание………………………………………………………………………...10
4. Двигательная активность……………………………………………………..11
Заключение………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат по физре.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

~В первом периоде  занятия ЛФК проводятся в течении короткого времени несколько раз в день. В занятии используется одно исходное положение. Дыхание 1:1. Темп выполнения упражнения медленный. Физиологическая кривая одновершинная. В занятия включается лечение положением, пассивная разработка суставов, в которых имеется ограничение движений.

~ Во втором периоде  продолжительность занятий составляет  около получаса. Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2. Темп выполнения упражнений средний и медленный. Физиологическая кривая двух- и трехвершинная. Продолжается лечение положением и пассивная разработка суставов. В этом периоде в занятия включаются упражнения с предметами, обучение самообслуживанию, пользованию ортопедическими приспособлениями, переходу в положение стоя, ходьбе в аппаратах и без них, с опорой и без.

~ В третьем периоде  занятия продолжаются несколько  часов (включая одевание и снятие  ортопедической аппаратуры). Используются  разные исходные положения. Дыхание  1:2, 1:3. Темп выполнения упражнений  разный. Физиологическая кривая многовершинная. В занятия включаются упражнения на снарядах, тренажерах. Максимальное внимание уделяется восстановлению координации движений, равновесия, быстроты реакции, играм, танцам, лечебному плаванию и элементам спорта – волейбола, баскетбола, ходьбы на лыжах и др.

2.4.Комплекс упражнений утренней гимнастики.

 

Как правило, каждая процедура утренней гимнастики состоит из трех разделов: вводного, основного  и  заключительного. Вводный раздел, длительностью 10—20% от общего времени занятий, состоит преимущественно из элементарных  упражнений  и призван  постепенно подготовить организм больного к возрастающей нагрузке. В основном разделе, составляющем 60-80% времени занятий, осуществляется общее и специальное тренирующее воздействие на  организм. Соотношение  общеразвивающих упражнений со специальными  определяется индивидуально, в зависимости от стадии патологического процесса и режима двигательной активности. На данном этапе физиологическая нагрузка должна быть наибольшей. В заключительном разделе (10—20% общего времени) путем простейших гимнастических и дыхательных упражнений нагрузка постепенно снижается.

 

Комплекс утренней гимнастики:

 

  1. Вращение головой. Исходное  положение   (И.  п.) — стоя, руки на пояс. На счет 1—4 — круговое движение головой вправо. То же  в другую сторону. 10—-20— 30 раз.
  2. Повороты головы. И.  п.— стоя, руки  на пояс.  На счет 1—2 — поворот головы вправо; 3—4  — и. п. То же в другую сторону. 6—-8—10  раз в каждую сторону.
  3. Поднимание плеч. Может  выполняться  с гантелями. И. п.—стоя.  На  счет 1—2—поднять оба плеча вверх; 3—4 — и. п. 10—20—30   раз.
  4. Отведение локтей назад. И. п.— стоя, руки на пояс. На   счет  1—2—   отвести  локти назад, стараясь соединить их за спиной,  вдох; 3—4  — и. п., выдох. 8—12—16   раз. 
  5. Соединение рук за спиной. И. п.— стоя, руки за спину (на пояснице), кисти переплетены. На счет 1—2 — вытянуть  руки вниз за спиной,  отводя  плечи  назад, выдох; 3—4 —  и. п„ вдох. 8—12— 16 раз.
  6. Наклоны туловища  вперед и назад.  И. п.— стоя. руки — на пояс. На счет 1 — наклон вперед; 2—и. п.: 3— наклон назад: 4—и.   п. Движения  выполняются медленно и плавно. 10—20—30  раз.
  7. Наклоны туловища в сторону. И. п.— стоя, руки —на  пояс. На  счет 1 --2 — наклон туловища  вправо: 3—4  - и. п.; то же —  в другую сторону.   Упражнение   выполняется медленно, без рывков. 20—30—40 раз.
  8. Повороты туловища. И. п.— стоя. руки — на пояс. На  счет 1—2—поворот    туловища вправо; 3—4 —  и. п.  То  же — в другую сторону.   При выполнении  поворотов ноги остаются   неподвижными,   спина прямая. 10—20—30   раз.
  9. Вращение туловища. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1—4 —  круговое движение туловища  вправо: 5—8 —  то же — в другую  сторону. Движение  начинается от тазобедренных суставов. 8—16—30   раз.
  10. Поднимание ног в сторону. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1—2— отвести правую ногу в сторону; 3—4 — и. п. То же другой ногой.  Упражнение   выполняется с возможно  большей   амплитудой. 6—10—18   раз.
  11. Сгибание и разгибание ноги вперед. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1 — поднять согнутую  ногу   коленом   вверх: 2 — не опуская ноги, выпрямить ее вперед; 3 — вернуться в положение счета 1: 4—и.  п. То же —  другой ногой. 6—8—10   раз каждой ногой.  
  12. Сгибание и разгибание  ноги назад. И, п.— стоя, руки на пояс. На счет 1 — согнуть ногу  как  можно    выше   назад; 2 — не опуская ноги, выпрямить ее назад; 3 — вернуться в положение счета 1; 4—и.  п. То же —  другой ногой. 10—12—16   раз каждой  ногой.
  13. Сгибание и разгибание стопы. И.  п.— стоя, правая нога вперед — вниз, руки на пояс. На счет 1 — согнуть стопу на себя; 2—и.   п. То  же — другой  ногой.   То же  с круговыми движениями стопой. 20—30—40   раз каждой ногой.
  14. Махи ногами вперед и назад. Вначале упражнение выполняется  у опоры,  затем без нее. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1 — мах  ногой вперед, носок на себя; 2 —  вернувшись в и. п., мах  ногой назад, носок на  себя. 8—16—24   раза каждой ногой. 
  15. Махи  ногами в стороны. Сначала упражнение  выполняется  с   опорой,  по  мере освоения — без нее. И.  п.— стоя, руки на пояс, ногу вывести вперед на 45°, носок — на себя. На счет 1 — мах ногой скрестно перед опорной; 2 — мах в другую сторону. То же — другой ногой. 8—16—24  раза каждой  ногой.

Дозированная ходьба

 

Подъем по ступенькам с частотой  1ст в секунду. Первая неделя занятий – подъем до 7 этажа 5-6 раза в день. Вторая неделя  – подъем до 8 этажа 5-6 раза в день. И постепенно в таком темпе, в зависимости от состояния повышать нагрузку.

 

3. Питание

Рациональное  питание, построенное на научных  основах, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и продлению творческого долголетия. Особое значение рациональное питание имеет для людей, занимающихся физической культурой и спортом. Оно способствует повышению работоспособности, быстрейшему восстановлению после утомления и достижению высоких спортивных результатов.

Питание строится с учетом специфики вида физических упражнений и спорта, этапов подготовки и индивидуальных особенностей занимающихся.

 Пища представляет  собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Основные гигиенические требования, предъявляемые к пище,  следующие:  оптимальное  ее количество, соответствующее энергетическим затратам человека в процессе жизнедеятельности; полноценное качество, т. е. включение всех необходимых питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей), сбалансированных в оптимальных пропорциях; разнообразие и наличие различных продуктов животного и растительного происхождения; хорошая усвояемость, приятный вкус, запах и внешний вид; доброкачественность и безвредность.

4. Двигательная активность

Определение двигательной активности больного очень важно, т.к. от этого показателя во многом зависит способность человека к самообслуживанию, осуществлению ухода за собой, выполнению различных действий, необходимых для нормальной жизнедеятельности, для независимости в повседневной жизни.

Для оценки двигательной активности, прежде всего, необходимо понаблюдать за больным, его подвижностью, уровнем самостоятельности при  выполнении повседневной работы. Об уровне двигательной активности будут свидетельствовать  и результаты выполнения определенных тестов.

Важно определить функциональные возможности больного: его мобильность (подвижность), уровень  бытовых и социальных навыков. Это  позволит определить необходимость  посторонней помощи и применения специальных вспомогательных приспособлений.

Для оценки мобильности больного просят выполнить следующие задания:

  • повернуться в кровати со спины на живот и с живота на спину в положении лежа;
  • сесть из положения лежа на спине;
  • встать с кушетки из положения лежа;
  • встать с кушетки из положения сидя;
  • пройтись по комнате, подняться и спуститься по ступенькам лестницы (необходимо обратить особое внимание на то, как быстро утомляется больной, есть ли у него болевые ощущения);
  • если больной пользуется креслом-каталкой, то необходимо пронаблюдать, как он им пользуется;
  • для оценки уровня бытовых навыков больного просят показать, как он самостоятельно одевается и раздевается, расстегивает и застегивает пуговицы, чистит зубы, бреется, причесывается, умывает лицо, моет тело, пользуется столовым прибором и т.п.

 

Заключение

Занятия лечебной физической культурой должны быть систематическими и регулярными. Только в этом случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект. При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние  здоровья, уровня тренированности и рекомендации лечащего врача. Оздоровительный эффект занятий связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Общая методика лечебной физкультуры определяет принципы и правила проведения занятий физическими упражнениями, дозировку физической нагрузки, классификацию физических упражнений, схему курсов лечения, формы применения лечебной физкультуры, схему режимов движения. Упражнения должны быть направлены на улучшение кровообращения мозга. Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений

 

Список используемой литературы

 

1) В. А. Маслякова,  В. С. Матяжова     «Массовая физическая культура в вузе»;

2) Полная энциклопедия  народной медицины;

3) А.Ф. Краснов, В.М.  Аршин, М.Д. Цейтлин   «Справочник  по травматологии»;

4) Б.А. Никитюк, В.П.  Чтецов    «Морфология человека»;

5) В.К. Добровольский   «Физическая культура и здоровье»;

6) В.И. Дубровский   «Лечебная физическая культура».

 




Информация о работе Лечебная физкультура при черепно-мозговой травме